Елена Шумаева
Дошкольникам о культуре мордовского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Основное содержание работы по ознакомлению с мордовской культурой через художественно-творческую деятельность входит в ОО «Художественно-эстетическое развитие», и основную часть которого составляет ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством, являющимся частью народной культуры. Работа строится по принципу интеграции, когда используются средства одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.
Публикация «Дошкольникам о культуре мордовского народа» размещена в разделах
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров при создании композиции, творческие способности.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. Согласно народному поверью, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение, в каждой композиции можно разглядеть особенности жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий, наличия природных материалов.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров при создании композиции, творческие способности.
Успешно зарекомендовали себя в практике работы с детьми рисование и аппликация элементов мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшение ими салфеток, изготовление лепных изделий (о чем будет рассказано позже).
Процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа строится на хорошей эмоциональной основе: удивление, восхищение, радость.
Такое яркое эмоциональное впечатление дети получают уже во второй младшей группе при встрече с народной игрушкой : птичкой – свистулькой и стилизованной матрешкой-мордовочкой, появившихся из «волшебного сундучка» или «туеска». Выбор игрушек –не случаен, обусловлен тем, что игрушки в прошлом были одними из самых доступных в играх крестьянских детей, а образы «птицы» и «коня» были распространены в мотивах народной вышивки. Дети рассматривают игрушку, обращается при этом внимание на простоту росписи или её отсутствие, определяются размеры (игрушка соотносится с детской ладошкой). Эти игрушки могут остаться в группе и занять свое место в уголке национальной культуры.
Ознакомлению с матрешкой-мордовочкой предшествует подготовительная работа, в ходе которой дети выясняют, что местом их проживания является Республика Мордовия (флаг развивается при входе в ДОО). На этой территории в числе прочих народов проживает мордва. Этот народ имеет свою историю, культуру, одежду. Характерной особенностью которой является вышивка. В процессе ознакомления с такой игрушкой дети выделяют колорит мордовской одежды (красно-черно-белый). Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает радостные ассоциации с солнцем, с источником всего живого на Земле. Форма матрешки-мордовочки отличается от формы обычной матрешки (с ней они уже давно знакомы) : она менее округлая и более вытянутая. Обращаем внимание на наличие у матрешки головного убора, по форме напоминающего усеченный конус.
Геометрические фигуры ( прямоугольник и квадрат: красные, черные полоски, на основе которых строятся мотивы мордовских узоров, могут использоваться детьми вовремя первого этапа работы в технике аппликации – доизобразительного. Моделирование проводится на столе, на поверхности бархатной бумаги.
Второй этап-изобразительный. Он характеризуется тем, что освоенные элементы узоров дети могут использовать при украшении форм отдельных предметов (фон-белый, силуэты изделий быта: тарелочка, салфетка, полотенце.
В дальнейшем при составлении орнамента (детям объясняется само понятие «орнамент»-повторение одинаковых элементов) взрослым показывается прием складывания бумажной заготовки и её разрезания. Так, для элемента «Ёлочка» необходимы два квадрата, которые складываются по диагонали, затем разрезаются по линии сгиба. Полученные треугольники выкладываются по типу «ёлочки» в прямую линию.
Для элемента «крест» готовим на каждого ребенка бумажную заготовку- квадрат, сложенный два раза пополам. Затем отмечаем ту часть квадрата, которую надо отрезать. Так дети работают по готовой разметке.
Элемент «галочка» дети получают так же, как и элемент «крест», только самостоятельно разрезают полученный элемент по линиям сгиба.
Сначала дети работаю по образцу, заполняя пространство на определенной форме, а затем уже сами вносят изменения, сохраняя ритмичное чередование.
Рисование по мотивам мордовского орнамента происходит с помощью гуаши красного и черного цветов. Дети располагают элементы узора, ритмично их чередуя, выделяя нажимом кисти узкий и широкий крест. Дети помладше располагают элементы узора на полосе.
Старшие располагают элементы узора в зависимости от назначения предмета. Этому предшествует большая работа по ознакомлению с элементами мордовской вышивки6 восьмиконечная звезда-получается из углубления креста, по типу рисования флажка, «Ступеньки» получают по типу «пирамиды», накладывая один слой на другой» в порядке убывания.
Уже в подготовительной группе дети сами и рисуют фигуру куклы и сами её «наряжают» в национальный костюм и создают головной убор (сорока- у эрзян).
Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок Национальной культуры. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое.
Рисование, лепка, аппликация на темы мордовского декоративно-прикладного искусства-все эти виды деятельности способствуют развитию речевых умений, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Таким образом формируются не только изобразительные умения и навыки, но и развивается познавательная активность и креативность.