Наталья Черемных
Дорожная безопасность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание и обучение решает много разных задач. Важно вырастить поколение здоровых, умных, добрых, трудолюбивых людей. С раннего детства мы прививаем полезные навыки, стараемся развивать физически, духовно, нравственно, обогатить знаниями об окружающем мире, учим жить во взрослом мире с его всеми трудностями, неожиданностями и опасностями. Одна из наиболее важных задач в период дошкольного детства – научить правилам жизни в современном стремительном пространстве, рассказать и показать какие опасности могут подстерегать на дороге, на улице, на воде, на льду.
Публикация «Дорожная безопасность» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Наши малыши еще не знают элементарных правил безопасности, они еще не понимают что для них безопасно, а что нет, стремясь к самостоятельности, переоценивают свои силы и возможности. Педагогам и родителям необходимо объединить усилия, поскольку обучение детей правильному поведению на дорогах, во дворе, дома является жизненно необходимым. Знания и навыки правильного поведения, полученные в раннем детстве, имеют прочную основу и будут полезны всю жизнь.
Ребенка очень интересует улица и все события, которые там происходят. Ему нравится смотреть на разнообразие машин и их движение, наблюдать за светофором, быть участником пешеходного движения. Пока что улица – это мобильная картинка и никакой опасности не видно. Однако, увлеченные новым и необычным, дети могут попасть в опасную ситуацию.
Для предупреждения несчастных случаев мы проводим большую работу по безопасности движения. В нашем ДОУ разработана программа, по которой проходит обучение детей. Мы разработали методические памятки для родителей с помощью которых, родители продолжают работу по безопасности на дорогах, начатую на занятиях в детском саду. Целью этих мероприятий является формирование навыков безопасного осознанного поведения на дорогах. Такие занятия мы проводим в увлекательной наглядной форме. Конечно же, в первую очередь – это игра. Она может быть театрализованная, музыкальная или спортивная. На мероприятие приглашаем сказочных персонажей или работников ГИБДД. Ребенок должен быть непосредственным участником действа, тогда все прививаемые навыки и понятия будут доступны и усвоены ребенком, а педагогом решены очень важные задачи в соответствии с возрастом:
• Изучение элементарных правил поведения на дорогах;
• Знание дорожных знаков для пешеходов;
• Развитие пространственного мышления, ориентации, памяти.
В арсенале наших педагогов по профилактике детского травматизма на дорогах большой багаж наработок. Это:
o Дидактические настольные игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми. Подобные игры дают возможность смоделировать реальную ситуацию, поразмышлять над ней и принять решение;
o Уголки безопасности, которые содержат иллюстрации, памятки и т. п.
o Тематические игры с участием сказочных персонажей;
o Творческие занятия, содержащие викторины, загадки, конкурсы;
o Картотека подвижных игр;
o Родительские собрания на тему «Безопасность детей – наша общая забота» и т. п.
Поскольку эта работа начинается на этапах самого раннего возраста и продолжается все время пребывания ребенка в детском саду, у воспитателей накоплены и проверены на практике темы занятий по ПДД:
Красный, желтый, зеленый;
Я – пешеход;
Дорожные знаки для пешехода;
Что нельзя делать на улице;
Запрещающие дорожные знаки.
Эти занятия помогают уяснить, что улица – это не место для игр. Здесь нужно быть собранным и максимально внимательным, применять знания о дорожных знаках.
Закладывать базу знаний о Правилах дорожного движения мы начинаем у детей в двух - трехлетнем возрасте. Вначале эти занятия носят ознакомительный характер. Мы знакомимся с такими понятиями как «дорога», «светофор», «проезжая часть». Постепенно расширяем знания о видах транспортных средств, о правилах движения транспорта, о работе водителя, сотрудника ГИБДД. Проводя с такими малышами занятия, я как педагог, ставлю перед собой определенную цель. Например: познакомить детей со светофором и дорожной разметкой (пешеходный переход) и дорожным знаком «Пешеходный переход». В процессе достижения цели, я решаю сразу несколько задач:
1. Образовательная: Познакомить детей с треугольным знаком «Пешеходный переход», со светофором и значением цветов, обозначением перехода «зеброй», т. е. белыми полосами.
2. Развивающая: Развивать память, внимание, устную речь.
3. Воспитывающая: Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, обязательность соблюдения правил поведения на дороге, уважение ко всем участникам движения.
Обычно подобные занятия вызывают большой интерес у малышей, они проявляют активность в занятии и как результат – полезные и прочные знания. На другой результат я и не рассчитываю, так как стараюсь в своей работе использовать различные приемы, дидактический материал, оборудование, яркие иллюстрации, музыку, физкультминутки, творческие задания, игры, чтение произведений С. Михалкова, А Дорохова и другие.
Для детей постарше в моей методической копилке есть интегрированные занятия, которые через знание Правил дорожного движения формируют у детей навыки безопасного поведения и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям. Продолжаем знакомиться с дорожными знаками, развиваем представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, начинаем осваивать пространственные понятия и глазомер, закрепляем порядковый счет, учимся вести диалог, развиваем свободное общение с детьми и взрослыми. Каждое занятие сопровождается решением этих образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Для средней группы я разработала занятие «Школа пешехода». Для проведения занятия в группе оформлено несколько зон: фрагмент улицы с пешеходным переходом, остановка общественного транспорта, автобус. Главными участниками занятия будут дети, а также мы ждем в гости полицейского и неожиданный подарок от Лунтика с яркими иллюстрациями дорожных ситуаций. На занятии будет весело и интересно, будет музыка, игры, стихи обязательно украсят мероприятие, и мы заучим:
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый — проходи!
Желтый – лучше подожди!
Если свет зажжется красный –
Значит, двигаться опасно!
Стой! Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Изучай и уважай
Правила движенья.
Занятие включает в себя:
• Мотивационно – ориентированный этап;
• Сюрпризный момент;
• Практический этап;
• Проблемно - игровая ситуация;
• Рефлексивно – оценочный этап.
На каждом этапе занятия дети получают новые навыки и закрепляют имеющиеся. Каждый этап наполнен интересной и необычной деятельностью. Очень нравится детям подвижная игра «Бегущий светофор», дидактическая игра «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора».
На последнем этапе, когда звучит вопрос: «Что было самым интересным в нашем путешествии?», я слышу ответы, которых ждала, то понимаю, цель достигнута. Мои подопечные прочно усвоили, что играть возле дороги нельзя. Это – опасно, ведь машина не может резко затормозить. Они не ошибутся, когда будет необходимость перейти дорогу. Знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход» им запомнились. Памятка для пешеходов содержит информацию о том, как переходить дорогу, по какой стороне тротуара нужно идти, чтобы не мешать другим пешеходам, автобус обходить сзади, не высовывать руки из транспортного средства во время движения, нельзя выходить на улицу без родителей. Ее мы разместим в Уголке безопасности, и дети получат для себя карточку с этими правилами. Вместе с родителями они еще не один раз закрепят эти знания на практике.
Сюрпризный момент – получение в подарок игры «Дорожные знаки», позволит моим малышам закреплять полученные знания и после занятия.
Важно заметить, что эта кропотливая работа должна продолжаться родителями обязательно. Поэтому мамы и папы часто бывают участниками подобных мероприятий. Мы, педагоги, обязательно с родителями обсуждаем актуальные темы и привлекаем их к нашей общей работе в разных формах.
Литература:
1. Рекомендации населению. Дорожная безопасность. ГУ МЧС России
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб. : «Детство-Пресс», 2009.
3. «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице. - Калининград, 1995.