Полина Бахирева
Дополнительная общеобразовательная программа «Разноцветные ладошки. Нетрадиционные техники рисования»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 комбинированного вида»
Образовательная программа по реализации
дополнительных общеобразовательных программ –
дополнительных общеразвивающих программ
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
(нетрадиционные техники рисования)
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Разноцветные ладошки, Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Возрастная группа: младший дошкольный возраст 2-3 года
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Бахирева Полина Юрьевна
воспитатель МДОУ «Д/с № 66»
г. Ухта, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 2
2. Учебный план 5
3. Календарно - тематический план дополнительной программы 6
4. Оценка индивидуального развития ребенка 10
5. Планируемые результаты 11
6. Программно-методическое обеспечение дополнительной программы 12
1. Пояснительная записка
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (далее дополнительная про-грамма) «Рисуем вместе» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПин 2.4.1. 3049 -13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
- Письмом министерства образования РФ от 14.03.2000 М 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Постановлением правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Приказом № 1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Уставом МДОУ;
- Положением об образовательной программе по реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.
Направленность дополнительной образовательной программы «Разноцветные ладошки» : художественная.
Актуальность. Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Дополнительное образование по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от не-произвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их вырази-тельный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• наглядные;
• практические;
• игровые.
Используемые методы позволяют:
• развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель и задачи программы
Цель программы :
Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
• развивать творческие способности детей;
• подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие:
• обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
• учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
• формировать умение оценивать созданные изображения.
Продолжительность программы :
Срок реализации Программы 1 год. Дополнительная программа «Разноцветные ладошки» рассчитана на младший дошкольный возраст (2-3 года). Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Продолжительность занятия для детей 2-3 лет не более 10 минут. Численность занятий в течение учебного года – 32 занятия, включая проведение творческого отчета. Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.
Формы взаимодействия с родителями:
• Анкетирование, социологический опрос «Что рисует ваш ребенок?» / «Любит ли ваш ребенок рисовать?»
• Консультации: «Виды и техники нетрадиционного рисования», «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»
• Индивидуальные беседы с рекомендациями: «Из чего можно приготовить печатки для рисования»
• Круглый стол «Чем и как можно рисовать», «Как развить интерес ребенка к ри-сованию», «Каждый ребенок талантлив»
• Разработка буклета для родителей.
2. Учебный план
Вариативная часть Младшая группа
«Рисуем вместе»
Количество занятий, объем образовательной нагрузки в неделю (мин.) 1/10
Количество занятий, объем образовательной нагрузки в учебный год (мин.) 32/320
Итого 5 ч 20 мин
3. Календарно - тематический план дополнительной программы
Месяц № занятия Тема Содержание деятельности Предметно-пространственная среда / Информационно-методическое обеспечение
Сентябрь
1 «Веселый горох»
Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись». Учить детей набирать краску на палец.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы
2 «Подсолнухи»
Предложить детям нарисовать подсолнух, передавая его характерные особенности. Закрепить умение изображать семечки ватной палочкой.
Краска для рисования пальчиками, гуашь, бумага, ватные палочки, салфетки, наглядные мате-риалы.
3 «Облака»
Продолжать знакомить с техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску.
Гуашь, голубая бумага, тампоны, салфетки, наглядные материалы.
4 «Осенний натюрморт»
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях. Развивать чувство композиции.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Октябрь
5 «Компот из яблок»
Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками.
Гуашь, краска для рисования пальчиками, вы-резанная из бумаги банка, тампоны, салфетки, наглядные материалы.
6 «Сирень в корзине»
Закреплять умение рисовать, изображать цветы при помощи техники печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитывать художественный вкус.
Краска для рисования пальчиками, вырезанная из бумаги корзина, салфетки, наглядные материалы.
7 «Ягодки и яблоки на тарелке»
Продолжать учить детей набирать краску на палец.
Учить ритмично, наносить точки, не выходя за пределы контура.
Краски для рисования пальчиками, вырезанная из бумаги тарелка, салфетки, наглядные материалы.
8 «Осеннее дерево»
Побуждать детей к самостоятельности. Показать детям прием изображения дерева, передавая его характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных линий. Рисование ладошкой и пальчиками (листва).
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Ноябрь
9 «Листопад»
Познакомить детей с художественной техникой печатания.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
10 «Гусеница»
Познакомить детей с художественной техникой печатания пробкой. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу.
Гуашь, бумага, пробки, салфетки, наглядные материалы.
11 «Лебеди на озере»
Учить детей рисовать птиц при помощи ладони.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
12 «Как белочка к зиме грибы сушила»
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля. Вызвать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представления о том, что животные делают заготовки на зиму. Учить штамповать грибы.
Гуашь, пробки, картофель, бумага, салфетки, наглядный мате-риал.
Декабрь
13 «Птички клюют ягоды»
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
14 «Чашка для бабушки»
Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания.
Гуашь, краска для рисования пальчиками, вы-резанная из бумаги чашка, пробки, салфетки, наглядные материалы.
15 «Мои рукавички»
Упражнять детей в технике печатания. Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики.
Гуашь, краска для рисования пальчиками, вы-резанная из бумаги варежка, салфетки, наглядные материалы.
16 «Дед Мороз»
Учить делать коллективную работу, составлять композицию.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Январь
17 «Елочка пушистая»
Упражнять детей в технике «тычок», рисования полусухой, жесткой кистью. Продолжать знакомить с таким средством выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (или ватными палочками).
Гуашь, краска для рисования пальчиками, кисти жесткие, ватные палочки, салфетки, наглядные материалы.
18 «Белые барашки»
Познакомить детей с новой техникой художественного творчества «рисование ватой по бархатной бумаге».
Гуашь, вата, бархатная бума-га, салфетки, наглядные мате-риалы.
19 «Воробей»
Предложить детям нарисовать воробья, передавая его характерные особенности. Познакомить с техникой работы со щетинной кистью.
Гуашь, краска для рисования пальчиками, кисть жесткая, бумага, салфетки, наглядные материалы.
20 «Деревья в сугробах»
Печать поролоном. Учить рисовать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в рисовании дерева.
Гуашь, кисти мягкие, поролон, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Февраль
21 «Метель»
Познакомить с техникой «ниткография». Учить рисовать в данной технике. Развивать ассоциативное мышление.
Кисти мягкие, кисти жесткие, гуашь, бумага, салфетки, наглядные материалы.
22 «Снегирь»
Учить изображать снегиря, используя трафарет, используя «пальчиковую» живопись.
Краска для рисования пальчиками, бумага, трафарет, салфетки, наглядные материалы.
23 «Выпал беленький снежок»
Познакомить детей с техникой – кляксография, учить детей дуть в трубочку и делать разводы зубочисткой. Развивать мел-кую моторику, фантазию, воображение.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядный материал.
24 «Маленькой елочке холодно зимой»
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки). Учить рисовать елочку пальчиками.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Март
25 «Цветок радуется солнышку»
Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.
Гуашь, печатки-штампики, бумага, салфетки, наглядные материалы.
26 «Бусы для куклы»
Упражнять в технике рисования пальчика-ми. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
27 «Самолёт»
Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, клей пва.
Краска для рисования пальчиками, вата, клей пва, бумага, салфетки, наглядные материалы.
28 «Первый цветок - подснежник»
Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи».
Краска для рисования пальчиками, палитра, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Апрель
29 «Бабочка»
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.
Гуашь, печатки, ватные палочки, вырезанная из бумаги бабочка, салфетки, наглядные материалы.
30 «Ручеёк и кораблик»
Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм. Познакомить с новой техникой рисования - оттиск скомканной бумагой. Упражнять в рисовании ручейка скомканной бумагой.
Аппликация кораблика, бумага, гуашь, салфетки, наглядные материалы.
31 «Мимоза для мамы»
Совершенствовать технику рисования пальцами.
Развивать чувство ритма и цвета.
Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
32 «Радуга»
Учить рисовать радугу из цветных полосок.
Краска для рисования красками, палитра, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Май
33 «Весёлый осьминог»
Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
34 «Вот такой у нас салют»
Предложить нарисовать праздничный салют доступными средствами. Совершенствование навыка детей рисования проб-кой, тампоном и бумагой, для изображения салюта.
Гуашь, пробки, тампоны, бумага, салфетки, наглядные материалы.
35 «Красивые цветы для пчелки»
Продолжать рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, развивать творческое воображение.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки, наглядные материалы.
36 «Выставка работ детей»
Учить детей рассматривать работы. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе понравившихся работ.
Работы детей за весь год.
4. Оценка индивидуального развития ребенка
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится в конце учебного года (мая).
Для получения более точных результатов проведено диагностическое обследование с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года). Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т. С. Комаровой:
1. Содержание изображения (передача формы, строение предмета, пропорции);
2. Композиция;
3. Цвет;
4. Уровень самостоятельности;
5. Творчество.
Выявлены следующие уровни у детей:
1. Содержание изображения:
1 балл – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета;
2 балла – ребёнок передаёт изображение с незначительным искажением;
3 балла – ребёнок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передаёт форму, строение предмета и его пропорции.
2. Композиция:
1 балл – изображение носит непродуманный, случайный характер;
2 балла – присутствует оригинальность изображения;
3 балла – преобладает несложный сюжет.
3. Цвет:
1 балл – выполнено в одном цвете;
2 балла – использует не больше трёх цветов;
3 балла – использует все цвета.
4. Уровень самостоятельности:
1 балл – необходима постоянная помощь взрослого;
2 балла – требуется незначительная помощь взрослого;
3 балла – выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого.
5. Творчество:
1 балл – самостоятельно развивать замысел не может;
2 балла – имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
3 балла – проявляет инициативу и творческий подход.
Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол.