Оксана Кузина
Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида
по «Познавательному развитию»,
«Художественно – эстетическому развитию»
«Лего - конструирование»
для детей 5-7лет
Составители:
Воспитатели
Кузина О. Т.
Подоситникова Н. В.
г. п. Голицыно
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Легоконструирование“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Направленность общеразвивающей программы дополнительного образования дошкольников от 5 до 7 лет по легоконструированию «ЛЕГО» - научно-техническая.
Актуальность программы :
Общеразвивающая программа дополнительного образования дошкольников от 5 до 7 лет по легоконструированию «ЛЕГО» актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники.
Новизна программы :
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы : создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Ожидаемый результат реализации программы :
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями.
Форма представления результатов
Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
Выставки по LEGO-конструированию;
Конкурсы, соревнования, фестивали.
Основные принципы по Лего-конструированию :
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO -конструированию:
- Уровень развития ребенка
-Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме
-Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий
Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.
Средний
Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Низкий
Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.
Форма и режим занятий
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Режим организации занятий:
Общее количество занятий в год –32 занятия с октября по май.
Количество минут и занятий в неделю:
1 занятие 2 раза в месяц по 25-30 минут.
Педагогический анализ знаний и умений по легоконструированию детей 5-7 лет проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в апреле).
Формы отслеживания результатов за деятельностью детей :
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются :
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус
Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/
Первое полугодие:
Закреплять приобретённые в средней группе умения
Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
Продолжать знакомить с новыми деталями
Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом
Второе полугодие:
Учить работать с мелкими деталями
Создавать более сложные постройки
Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
Учить рассказывать о постройке других воспитанников
Самостоятельно распределять обязанности
Учить помогать товарищам в трудную минуту
Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
Развивать творческую активность
Навыки межличностного общения и коллективного творчества
Способности к анализу и планированию деятельности
Интерес к лего-конструктору
Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
Конструирование по условиям (4)
Конструирование по замыслу (8)
Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:
Моделирование по схеме, замыслу, образцу
Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Календарно - тематическое планирование в старшей группе
Сентябрь
Конструирование по замыслу-закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Избушка на курьих ножках-учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу
Мостик через речку-учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца.
Колодец-учить коллективно строить простейшую постройку.
Октябрь
Дом лесника-учить строить большой дом для лесника
Разные домики-учить строить домики разной величины и длины
Кафе-учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу
Конструирование по замыслу-закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Ноябрь
Плывут корабли-рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Катер-учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт».
Пароход-закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Декабрь
Зоопарк-закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы.
Слон- учить строить слона. Развивать творческие навыки, терпение.
Верблюд -учить строить верблюда
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Январь
Домашние животные-учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования
Дети-учить строить мальчика и девочку. Учить рассказывать о постройке
Дом фермера -учить находить материал для постройки
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Февраль
Грузовой автомобиль-учить создавать сложную постройку грузовой машины. Учить правильно соединять детали.
Пожарная часть-рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части.
Самолёт-закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Март
Поезд мчится-учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.
Беседка-закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку.
Пастбище-уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Апрель
Ракета, космонавты-рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме.
Светофор, регулировщик-закреплять знания о светофоре
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки.
Робот-показать игрушку робот. Учить строить робота.
Речные рыбки-учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.
Май
Аквариум-познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум.
Лабиринт-познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.
Попугай-продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки.
Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 6-7 лет/
Задачи:
Закреплять навыки, полученные в старшей группе
Обучать конструированию по графической модели
Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Примерное распределение занятий на год:
Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (24)
Конструирование по условиям (4)
Конструирование по замыслу (8)
Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей)
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Календарно - тематическое планирование в подготовительной к школе группе
Сентябрь
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Красивый мост-закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке.
Мы в лесу построим теремок-развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок.
Избушка Бабы Яги -закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги.
Октябрь
Грузовик везёт кирпичи-учить строить по схеме. Находить в схемах сходство и различия. Учить рассказывать о проделанной работе.
Корабль-закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. Устанавливать пространственное расположение построек.
Аэропорт-учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему. Давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Ноябрь
Многоэтажные дома-развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщённые представления о домах.
Магазины-закреплять названия магазинов, их виды.
Детский сад-учить строить детский сад. Развивать память. Внимание.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Декабрь
Животные на ферме-уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования.
Овечка. Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка»-закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных.
Дом фермера -закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера.
Конструирование по замыслу-закреплять навыки, полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования.
Январь
Качели-учить строить сложную постройку.
Карусели-продолжать строить сложную постройку.
Беседка для ребят-учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования.
Горка-учить определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения.
Февраль
Городской транспорт-закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус.
Светофор-закреплять знания о светофоре.
Знакомство с дорожными знаками-познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Март
Играем в зоопарк-закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.
Слон-учить строить слона с большим хоботом
Верблюд -продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно и двугорбых верблюдов
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Апрель
Ракета, космонавты-закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты.
Космический корабль-рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль.
Луноход-рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Май
Паровоз везёт товары-познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.
Станция-продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков.
Дома на нашей улице-закреплять умение строить домики.
Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать инициативу и самостоятельность.
Структура занятия по легоконструированию
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
2.3 Методы и приемы обучения
Для обучения детей LEGO -конструированию используются разнообразные методы и приемы:
Наглядный
Информационно-рецептивный
Репродуктивный
Практический -
Словесный
Проблемный
Игровой
Частично-поисковый
Программа Технологии и методические пособия
1. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011.
2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.