Марина Федотова
Программа по работе с одарёнными детьми через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа работы с одарёнными детьми старшей группы
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
В связи с этим в ДОУ необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Публикация «Программа по работе с одарёнными детьми через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
Предусматривает дополнительные виды занятий в соответствии
с программой по развитию одаренных детей и индивидуальным
склонностям ребенка.
Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
По содержанию: социально - педагогический.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик;
Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности;
Использование различных форм и методов работы;
Организация разнообразной кружковой деятельности;
Вовлечение родителей в работу с одаренными детьми и установление с ними тесного сотрудничества.
Формы и методы:
- Творческие объединения детей, кружки
- Проектная деятельность
- Экспериментально-исследовательская деятельность
- Выставки, конкурсы, мини-олимпиады
- Творческие отчеты. Презентации
Основные принципы организации работы с одаренными детьми :
- Обучение на более высоком уровне трудности
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды,
- способствующей развитию одаренности ребенка
- Индивидуализация и дифференциация обучения
- Психолого-педагогическая поддержка ребенка
- Использование новых образовательных технологий
Требования к деятельности педагога:
-Высокий уровень профессиональной подготовки для работы по программе
-Склонность педагога к творческой деятельности
-Умение обеспечить оптимальные условия развития всем детям группы
-Наличие в общении педагога с ребенком тактики сотрудничества
-Личностная готовность к работе с одаренными детьми
-Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом выполняемой им самим деятельности
Ожидаемые результаты:
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
-совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми ;
-создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
-обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
стимулирование мотивации развития способностей;
-проведение конкурсов, мероприятий на районном уровне;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью ;
-создание и апробация психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
-разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми ;
-развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занятий рисования красками.
Задачи: 1) Исследование художественных способностей детей старшего возраста в изодеятельности.
2) Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.
3) Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
I этап – подготовительный.
Цель: 1) Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.
2) Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
3) По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т. д.
Создание развивающей среды.
Формы взаимодействия с родителями.
Содержание деятельности Сроки выполнения
1. Совместная экскурсия с детьми и родителями в лес. (Подготовить материал для нетрадиционных техник рисования – листочки, веточки, шишки, мох и т. д.)
2. Анкетирование на тему: «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей».
3. Выставка «Подарки осени» - поделки из природного материала, овощей, композиции из цветов.
Сентябрь
1. Собрание на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
2. Практикум «Творим без кисточки» - познакомить родителей с приемами фотокопии – рисовании свечей, кляксографии с трубочкой, рисовании ниткой и др.
Октябрь
1. Оформить папку – раскладушку на тему: «Советы родителям по работе с краской».
2. Открытое занятие по изодеятельности для родителей.
Ноябрь
1. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку с использованием нетрадиционных техник. Декабрь (приложение №1)
1. Советы родителям «В музей с ребенком».
Январь
1. Консультация для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке».
2. Фотовыставка «Уголок изодеятельности в семье».
Февраль
1. Рекомендации родителям «Рецепты приготовления соленого теста для лепки».
2. «Придумай и сделай герб своей семьи» - использовать соленое тесто, пластилин.
Март
1. Совместное занятие по рисованию с использованием нетрадиционных методик.
2. Коллаж «Моя любимая сказка» - использование открыток, фантиков, аппликации, оригами, рисования и т. д. (Совместная работа родителей и детей).
Апрель
1. Выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных методик для родителей.
2. Праздник рисования с участием родителей.
Май
Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми для развития их творчества и воображения.
«Какая! Какое! Какой!»
Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.
«На что похоже».
Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.
«Собери узор».
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
«Превращалочка».
Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.
Журнал «Дошкольное Воспитание N 10, 2005 г.»
«Камушки на берегу».
Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.
Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»
«Веселый гном».
Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: картинка на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.
«На что это похоже».
Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.
Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.
«Чудесный лес».
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.
«Перевертыши».
Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
«Волшебные картинки».
Цель: научить детей воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Материал: карандаши, наборы из 7 карточек. На каждой карточке дано схематическое изображение детали объекта или геометрической фигуры. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры: Педагог объясняет содержание игры: каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в любую картинку, в какую захотят. Затем отбирает неповторяющиеся картинки и обращает на них внимание детей.
О. М. Дьяченко
«Развитие воображения
дошкольника».
II этап – основной.
Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются – нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
Планирование занятий нетрадиционными техниками рисования.
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Сентябрь
Детский сад, дом, семья 1. «Дом в котором я живу» Рисование акварелью по туши Развивать у детей изобразительные умения и навыки, знакомить их с работой тушью, упражнять в работе с акварелью Бумага, тушь, акварель, кисточки тонкая для туши и средняя для акварели
Наше тело 2.
«Клоун» Рисование цветным клейстером Продолжать знакомить с разными техниками и материалами, упражнять детей в изображении человека Бумага, простой карандаш, баночки с цвет. Клейстером, гуашь
Ранняя осень, осенние цветы 3. «Осенний букет» Рисование с помощью растительных элементов Развивать интерес к изодеятельности, учить печати растительными элементами Бумага, гуашь, широкая кисть, живые листья
В лес по грибы и по ягоды 4. «Грибы в корзинке» Рисунки из ладошки Расширить знания детей о грибах, учить рисовать грибы ладошкой Бумага, гуашь, кисти, картинки грибов
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Октябрь
Осень в парке и в лесу. Деревья осенью 1. «Осень на опушке краски разводила» Печать листьев Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, ознакомить с новым видом изодеятельности = «печать растений», развивать чувство композиции, цветовосприятия Листья разных пород деревьев, гуашь, кисть, репродукция И. И. Левитана «Золотая осень»
Откуда хлеб пришел 2. «Вкусное печенье» Лепка из теста Развивать у детей интерес к лепке из теста, умение лепить рельефные фигурки и узоры из теста, располагать узор на форме, совершенствовать навык работы с тестом Тесто, гуашь, кисточки, емкость с водой. салфетки
Овощи. Труд людей на полях и огородах 3. «Овощи на подносе» Рисование акварелью по туши Развивать представления о форме предметов, знакомить с работой тушью, упражнять в работе с акварелью Бумага, тушь, кисточки, акварель, салфетки, емкость с водой
Фрукты.
Труд людей в садах 4. «Натюрморт из фруктов» Восковые мелки и акварель Продолжать учить изображать фрукты, совершенств. Навык работы с восковыми мелками и аквар. Бумага, восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Ноябрь
Одежда, обувь, головные уборы 1. «Мой любимый свитер» Оттиск печатками из картофеля Познакомить с техникой рисования, развивать воображение, закреплять знания цветов, учить составлять узор Две куклы, рисунки эскизы свитеров с различными узорами, печатки из картофеля с разными узорами. гуашь
Поздняя осень.
Осень в произведениях поэтов и художников 2. «Осенние мотивы» Раздувание краски Познакомить с новым способом- раздувание краски. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение и фантазию. Репродукции с осенними пейзажами, гуашь, кисть. Трубочки для коктейлей, бумага, стаканчик с водой
Посуда 3. «Кружка» Рисование методом тычка Знакомить с методом тычка, расширить представление о форме, расположении и размере частей кружки, развивать моторику рук Силуэты кружки из светлой тонированной бумаги, кисточка с жестким ворсом, простой карандаш,гуашь, клеенка. салфетка
Дом, обстановка в доме мебель 4.»Обои в моей комнате» Оттиск печатками и поролоном Дать детям понятие «интерьер», объяснить зависимость интерьера комнаты от ее назначения и характера людей, живущих в ней Кусочки различных обоев для детских комнат, гуашь, поролон, кисточки, печатки, белые листы бумаги
Декабрь
Зима, зимние месяцы 1. «Морозный узор» Фотокопия – рисование свечой Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы
Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, емкость с водой
Зимующие птицы 2. «Зернышки для воробья»
(приложение №2) Рисование пальчиком Формировать у детей обобщенное представление о птицах, расширить знания зимующих птицах. Учить рисовать зернышки указательным пальчиком. Альбомные листы, гуашь, емкость с водой, поднос, салфетки.
Игрушки 3. «Снеговик» Рисование манкой Развивать интерес к рисованию, умение располагать изображение на листе, упражнять детей в работе с манкой, развивать мелкую моторику рук Манка, листы цветного картона, клеенка, клей, кисточки, гуашь, салфетка, простой карандаш
Новый год 4. «Елочка нарядная» Оттиск поролоном, рисование пальчиками Воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа, развивать цветовосприятие Нарядная елочка, тонированные светлой краской листы бумаги, гуашь, кусочки поролона, салфетка
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Январь 1. «Дед Мороз» Рисование солью Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Побуждать детей к творческой активности Альбомный лист, гуашь, кисточка. Емкость с водой, салфетка, соль в солонке
Домашние птицы 2. «Петушок» Рисование восковыми мелками и акварелью Учить детей изображать петушка, совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью Альбомный лист, акварельные краски, широкая кисть, восковые мелки, салфетка
Домашние животные 3. «Пушистый котенок» Рисование методом тычка Знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, расширять знания о животных, развивать изобразительные навыки и умения Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, жесткая кисточка, картинки с изображением котят, можно использовать трафареты
Дикие животные наших лесов 4. «Медведь» Рисование цветной тушью по мокрой бумаге Знакомить детей с работой тушью по мокрому листу, работой разными инструментами, развивать зрительно-двигательную координацию Альбомный лист, цветная тушь в неглубоких емкостях, перышко для туши, кисточки, салфетки
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Февраль
Животные жарких стран 1. «Верблюд в пустыне» Расчесывание краски Ознакомление детей с новым приемом – «расчесывание краски». Освоение нового графического знака – волнистой линии, отработка плавного, непрерывного движения руки Альбомный лист, гуашь, стека с зубчиками, салфетка, репродукции с изображением растений, животных пустыни
Животные Севера 2. «Пингвины на льдинах» Рисование методом тычка Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, закрепить понятие о холодных цветах, рисовать пингвинов используя метод тычка Альбомные листы, гуашь, кисти, емкость с водой, иллюстрации с изображением пингвинов
День защитника Отечества 3. «Летят самолеты» Рисование с использованием печати пищевой пленкой Продолжать знакомить детей с техникой печати, упражнять в раскрашивании пленки и работе с трафаретом, развивать аккуратность при выполнении работы Пищевая пленка для печати, трафареты с изображением самолетов, можно добавить облака, гуашь. салфетки
Зима в произведениях русских поэтов и художников 4. «Зимний лес» Рисование цветовыми пятнами Развивать чувство цвета, закрепить понятие о холодных цветах. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном Альбомные листы, гуашь, кисть, стаканчик с водой, иллюстрации с зимним лесом
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Март
Поздравляем мам и бабушек 1. «Подснежники для мамы» Рисование восковыми мелками и акварелью Учить рисовать подснежники восковыми мелками, с помощью акварели передавать весенний колорит, развивать цветовосприятие Альбомные листы, акварель. Широкая кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы
Профессии 2. «Стройка» - коллективная работа Печать по трафарету Расширять знания об окружающем мире, о работе на стройке, о строительных специальностях, развивать воображение Иллюстрации со строящимися домами, строительные машины, лист ватмана, трафареты, гуашь, кусочки поролона
Библиотека, книги 3. «Чудесные превращения кляксы»
рисование-экспериментирование Кляксография Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм, развивать воображение Краски – акварельные, гуашевые, цветная тушь, кисточки, губки, штамповки, трубочки для коктейля, газеты для сминания, банки с водой
Весна, приметы весны 4. «Весенние картинки в лужах» Монотипия Познакомить с техникой изображения пейзажа – монотипией, закрепить понятие о симметрии. Учить подбирать цветовую гамму в соотв. С сюжетом Иллюстрации с весенним пейзажем, с отображением в лужах. Акварель, губки для смачивания бумаги, альбом. лист
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Апрель
Перелетные птицы 1. «Грачи прилетели» Рисование поролоном и печатками из ластика Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение птиц Печатки из ластика, поролоновые тампоны, гуашь, альбомные листы, рисунки с изображением стаи птиц
Космос День космонавтики 2. «Космический пейзаж» Граттаж Научить новому способу получения изображения – граттажу. Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент Лист плотной бумаги, свеча, клей ПВА, гуашь, зубочистки
Море,
Морские обитатели 3. «Подводный мир» Способ выдувания, рисуем пальцем Продолжать знакомить с рисованием тона по сырому листу, продолжать знакомить с техникой выдувания (водоросли, рисовании пальцем Акварель, бумага, кисти, акварель, трубочка, палитра, салфетка, технологические карты
Транспорт 4. «Веселый паровоз» Рисование акварелью по туши Развивать изобразительные навыки и умения, знакомить с работой тушью, упражнять в работе с акварелью, развив. творчество Бумага, тушь одного цвета, кисти тонкая и средняя, акварель, салфетка, клеенка
Месяц
Тема недели Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание оборудование
Май
Насекомые 1. «Бабочка» Монотипия предметная Совершенствовать умение детей в технике монотипии предметной. Знакомить с симметрией и ассиметрией на примере бабочки Бумага, гуашь, кисть, простой карандаш, иллюстрации с изображением бабочек
День Победы 2. «Праздничный салют над городом» Проступающий рисунок Закрепить свойства разных материалов: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки Репродукция с изображением салюта, бумага, восковые мелки, акварель
Весна в произведениях поэтов и художников 3. «Березка» Батик Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево. Развивать творчество Репродукции картины И. Остроуховой, И. Левитана «Березовая роща»,подготовленный батик, простой карандаш, гуашь, кисти
Времена года. Лето 4. «Витражи для терема лето» Техника выполнения витража Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить подбирать цветовую гамму для летнего сезона Альбомный лист, акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, восковые мелки, салфетка
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
III этап – творческий.
Цель: Выявить уровень художественно – творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
1. Обобщающее творческое занятие на тему: «Зоопарк».
Цель: воспитывать любовь к животным, передавать в рисунке характерные особенности животных, используя нетрадиционные техники рисования; развивать изобразительные навыки и умения; формировать навыки коллективного труда.
2. Праздник рисования.
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
3. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей.
4. Итоговая диагностика.
Заключение:
Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.