Надежда Лыбаева
Дополнительная программа к кружку «Мир природы» в старших группах
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Актуальность
Публикация «Дополнительная программа к кружку „Мир природы“ в старших группах» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дополнительная программа «Мир природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.
Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Новизна
Занимаясь в дополнительной программе «Мир природы», дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Представления, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
Педагогическая целесообразность
Развитие интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитие логического мышления детей.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, дошкольники радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания о природе, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Цель программы :
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Республика Мордовия)
Задачи:
Образовательные:
- Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- Научить детей простейшим правилам поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Воспитательные:
- Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- Формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Отличительные особенности программы
Новым в работе программы дополнительного образования «Мир природы» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы :
- дети 5-6 лет (старшая группа, первый год обучения.
– дети 6-7 лет (подготовительная группа) второй год обучения.
Сроки реализации программы – 2 года.
Режим работы программы - 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Время занятий:
старшая группа — 25 минут,
подготовительная группа – 30 минут.
Формы проведения организованной образовательной деятельности: экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием музыкального сопровождения и др.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Дети будут знать:
- об экологических системах (лес, луг, водоём, город, о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т. д., о растениях (деревья, кустарники, цветы и т. д., о сезонных явлениях;
- о приспособляемости растений и животных к условиям жизни;
- научатся устанавливать простейшие причинно-следственные связи (деревянная палочка в воде плавает – она лёгкая, гвоздь тонет – тяжёлый и т. д.);
- бережно относится к природе, владеет основными нормами поведения в ней (любоваться цветами, но не рвать, наблюдать за насекомыми, но не причинять зла и т. д.);
- дошкольники смогут с помощью взрослого ухаживать за растениями и животными, проявляет ответственность и заботу о них.
Дети будут иметь представления:
- о природно-климатических зонах Земли;
- об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах;
- о причинно-следственных связях между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Открытые занятия с элементами проектной деятельности;
- Экологические акции: «Птичья столовая», «Гроздь рябины»;
- Фотовыставки;
- Рисование на экологическую тематику;
- Экологические викторины;
- Совместные занятия с детьми и родителями;
- Досуги;
- Конкурсы и др.
Учебный план программы «Мир природы»
на 2021- 2022 учебный год.
Количество занятий в неделю - 1
Количество занятий в месяц – 4
Количество занятий в год – 32
II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Старшая группа
Месяц/Тема
№
п/п
Тема
Содержание
Сентябрь
Осень в природе
1
«Экскурсия в осенний парк»
Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.
Беседа «Почему птиц стало меньше»
Наблюдения детей за изменениями в природе.
2
«Золотая осень»
Беседа об осени, о красках осени. Рассматривание иллюстраций об осени. Наблюдение за окном о погоде дня. Рисование осеннего пейзажа.
Октябрь
Птицы
3
«Птицы-пернатые друзья»
Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них. Дидактическая игра «летает не летает».
Лепка «Птицы».
4
«Перелетные птицы»
Беседа о перелётных птицах. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Где гнездо?»
5
«Зимующие птицы»
Рассматривание картинок птиц. Беседа о зимующих птицах нашего края. Отгадывание загадок. Народные приметы о птицах.
6
«Знатоки птиц»
Отгадывание загадок. Вопрос-ответ. Чтение рассказа Н. Сладкова «Еловая каша». Дидактическая игра «Собери картинку», «Разрезная картинка».
Ноябрь
Лесное сообщество
7
«Что такое лес?»
Рассматривание картинок и фотографий с изображением леса. Беседа о растениях леса. Чтение стих. «Прогулка в лес». Вспомнить обитателей леса. Поделка из лесных даров по желанию.
8
«Лес и его значение в жизни человека»
Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя».
9
«Этот удивительный лес»
Отгадывание загадки. Беседа о лесе, значение леса для человека. Аппликация «Насекомые на лесной полянке».
10
«Кто живёт в лесу?»
Отгадывание загадки. Беседа о белке. Дид. игра «Мяч лови – лесного зверя назови», «Чьи следы?». Рисование ягод Малины.
Декабрь
Пришла зима
11
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает».
Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.
Беседа «Почему птиц стало меньше»
Наблюдения детей за изменениями в природе.
12
«Зимующие птицы и животные»
Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время.
13
«Зима в лесу»
Беседа о зиме. Чтение стихотворение И. Сурикова "Белый снег пушистый…». Дид. игра «Что лишнее?». Рисование зимнего пейзажа»
14
«Природа нашего края зимой»
Беседа о природе нашего края. Животные и растения зимой. Рассматривание картинок, фотографий. Чтение стихотворений о зиме.
Январь
Природные явления
15
«Немного солнышка зимой»
Беседа о солнце его значении для природы. Опыт «Волшебный лучик». Подвижная игра «Догони свою тень». Изготовление солнышек в уголок природы.
16
«Вода в природе и в жизни человека»
Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в жизни человека и в природе, экспериментирование с водой.
17
«Зачем зимой снег?»
Чтение стих. И. Сурикова «Белый снег». Дид. игра «Хорошо-плохо». Рассматривание снежинки. Опыт «Почему снег белый?»
18
«Ветер, ветер - ты могуч»
Беседа о ветре. Опыт с вентилятором. Упражнения на развитие речевого дыхания. Рисуем ветерок.
Февраль
Животные
19
«Дикие животные зимой в лесу»
Решение проблемной ситуации – ситуативный разговор. Беседа о диких животных. Работа в творческой лаборатории – конструирование из природного материала.
20
«Домашние животные и их детёныши»
Отгадывание загадок о животных. Диактическая игра «Парочки». Рисование любимого домашнего животного.
21
«Животные водоёма»
Беседа о том, кто живёт в реке, озере, пруду. Изготовление коллажа «Обитатели водоёма»
22
«Правила безопасности при контакте с животными»
Беседа. Рассматривание картинок. Пластический этюд «Животные отдыхают. Правила безопасности при общении с животными. Диактич. упражнения по карточкам «Чтобы не было беды».
Март
Растения
23
«Ядовитые растения»
Беседа о вреде некоторых растений. Виды ядовитых растений, отгадывание загадок о них, аппликация «Ландыши»
24
«Экскурсия в весенний парк»
Беседа о весенних изменениях происходящих в природе.
Наблюдения детей за изменениями в природе.
25
«Лекарственные растения –наши доктора»
Рассматривание лекарственных растений. Презентация лекарственных трав. Загадка о ромашке. Игра «Определи по запаху». Приготовление полезного отвара.
26
«Весенний уход за комнатными растениями»
Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы.
Апрель
Насекомые
27
«Насекомые, какие они?»
Чтение стихотворения. Игровая ситуация. Дид. игра «Прятки». Изготовление бабочки из фантиков.
28
«Пчёлка Майя»
Рассматривание строения пчелы. Беседа о пользе пчеловодов.
Пластилинография «Пчёлка Майя».
29
«Насекомые и цветы созданы друг для друга»
Беседа о насекомых нашего края. Аппликация «Бабочка на цветке»
30
«Викторина о насекомых»
Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Сдуй насекомое с растения». Рассматривание картинок с изображением насекомых.
Май
Охрана природы
31
«Взаимодействие человека с природой»
Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу.
32
«Берегите природу!»
Рассказ о том, как нужно беречь и охранять природу.
Подготовительная группа
Месяц/Тема
№
п/п
Тема
Содержание
Сентябрь
Осень в природе
1
«Осень»
Чтение стихотворения про осень. Дид. игра «Правильно или неправильно», «Чудесный мешочек». Отгадывание загадок. Изготовление картины «Осенний ковёр».
2
«По следам осени»
Вспомнить приметы осени. Дид. игры: «Сложи картинку», «Фрукты или овощи». Загадки. Пальчиковая игра «Осенний букет». Аппликация «Дерево».
Октябрь
Птицы
3
«Что мы знаем о птицах?
Загадка. Игра «Птицы и птенцы». Дид. игра «Угадай птицу», «Летает-не летает». Чтение стих. А. Яшина «Покормите птиц зимой».
4
«Не поётся птицам без небес»
Слушание пения птиц. Беседа о птицах. Игра «Совушка-сова». Чтение стихотворений с детьми о птицах.
5
«Домашние птицы»
Рассматривание картинок. Беседа о петушке, по картине «Птичий двор». Упражнение «Голоса птиц». Дид. игра «бывает-не бывает», «Доскажи словечко».
6
«В гостях у птиц»
Рассматривание картинок с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Игра «Определи, чьё гнездо?», «У кого, кто?».
Ноябрь
Лесное сообщество
7
«Лесные жители»
Вспомнить названия тех, кто живёт в лесу. Чтение рассказов о лесных обитателях. Дид. игра «Назови ласково». Лепка ежа.
8
«Белка в лесу»
Беседа о белке, её повадках, чем она питается. Игра «Чей дом?». Рисуем белке угощения на зиму.
9
«Лесные домишки»
Знакомство с творчеством В. Бианки. Чтение произведений. Рассматривание картинок с изображением гнёзд птиц. Знакомство с пословицами о доме.
10
«Лес в жизни человека»
Рассказ о том, какое значение имеет лес для человека. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Заучивание пословиц о лесе.
Декабрь
Пришла зима
11
«Энциклопедия зимы»
Беседа о зимних месяцах, отгадывание загадок. Иллюстрации «Природа зимой», «Животные зимой».
12
«Зимующие птицы»
Рассматривание иллюстраций. Беседа о зимующих птицах нашего края. Конструирование из бумаги «Снегири на ветке».
13
«Зимние узоры»
Беседа о зиме. Дид. игра «Подбери слова». Отгадывание загадок о зимних месяцах. Чтение стих С. Есенина «Зима». Рисование зимних узоров.
14
«Ёлочка-красавица»
Чтение стих. «Зимняя песенка». Беседа о ели. Игра «Зимние слова», «Исправь ошибку». Изготовление украшений на ёлку.
Январь
Природные явления
15
«Чистый воздух»
Беседа о свойствах воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Опыт «дышит -не дышит».
16
«Зимние явления природы»
Знакомство с зимними явлениями природы. Проведение опыта «Снег растаял». Отгадывание кроссворда о зиме.
17
«Снег»
Беседа с детьми. Обсуждение рассказа воспитателя. Творческая игра «Облака». Рисование снежинок.
18
«Дождь- град»
Рассказ воспитателя о дожде. Виды дождей. Чтение стих. «Какой дождь?» Игра «бывает – не бывает».
Февраль
Животные
19
«На бабушкином дворе»
Беседа с детьми о домашних животных, их внешнем виде. Рассказ о пользе и вреде животных. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).
20
«Дикие животные наших лесов»
Беседа, рассматривание иллюстраций о животных. Рисование с помощью трафарета. Вспомнить правила поведения в лесу.
21
«Животные жарких стран»
Беседа о видах животных, чем они питаются. Рассматривание иллюстраций в книгах. Аппликация «Жираф».
22
«Эти забавные животные»
Загадки. Дид. игра «Детёныши», «Угадай по описанию». Вспомнить цепи питания в лесу.
Март
Растения
23
«Тайны грибного царства»
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Лепка «Корзина с грибами».
24
«Во саду ли, в огороде»
Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Дид. игра «Съедобное – не съедобное».
25
«Растения – часть живой природы»
Беседа «Строение растения». Показ экологической сказки «Всё, что нуждается в воде». Проведение опыта «Посадка лука».
26
«Комнатные растения»
Рассматривание альбомов «Комнатные растения», проведение игры «Лото - Цветы». Раскрашивание раскрасок «Комнатные цветы».
Апрель
Насекомые
27
«Путешествие в мир насекомых»
Загадки и отгадки. Найти среди картинок нужную. Полезные и хищные насекомые: Дид. игра «Кто есть кто?». Физкультминутка «Сороконожка». Игра «Что сначала, что потом».
28
«Удивительные насекомые»
Отгадывание загадок. Беседа о разнообразии мира насекомых. Дид. игра «Расскажи о нём», «Четвёртый лишний», «Изменялки». Заучивание чистоговорки. Игра «Закончи предложение».
29
«Проснулись от тепла жуки»
Рассказ воспитателя о видах насекомых. Знакомство с жуками. Рассматривание муляжей жуков, картинок с их изображением. Красная книга и жуки, занесённые в неё.
30
«Побежали по дорожке, чьи то маленькие ножки»
Рассматривание альбома «Насекомые». Наблюдение за насекомыми на прогулке. Отгадывание загадок. Рисование мелками на асфальте «Мне нравится…». Беседа об укусах насекомых, первая помощь.
Май
Охрана природы
31
«Заповедные места Мордовии»
Рассматривание фотографий, картинок. Игра «С какого дерева листок». Красная книга Мордовии. Чтение стих. «Что такое лес?». Беседа о птицах., игра «Узнай птицу по описанию».
32
Коллаж «Моя Красная Книга»
Предложить составить коллаж, используя собственные знания и опыт. Вспомнить то, что можно охранять и беречь в природе.
Диагностический инструментарий для детей 5-7 лет по экологическому развитию.
Представления о природе.
- Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
- Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
- Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
- Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
- Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
- Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
2. Отношение к природе.
Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами
(труд в природе).
Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Показатели для оценки усвояемости материала:
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
III СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко А. К. Знакомим детей с живым миром / А. К. Бондаренко. М. : Сфера, 2008. – 184 с.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / М. : Просвещение, 2007. – 162 с.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. М., 2010. – 154 с.
4. Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире / О. Е. Громова. М. : Просвещение, 2016. – 176 с.
5. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире / О. Е. Громова. М. : Просвещение, 2007. – 206 с.
6. Захлебный А. Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания. – М. : Знание, 2009. – 168 с.
7. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. Методическое пособие / А. И. Иванова. М., 2007. – 148 с.
8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. М. : Дрофа, 2010. – 205 с.
9. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : Омега, 2015. – 160 с.
10. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф, Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром / Н. Г. Комратова. М. : Изд. Дом «Третий Рим», 2006. – 302 с.
11. Коломиец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015. – 172 с.
12. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
13. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников / О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 232 с.
14. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе / Т. А. Шорыгина. М. : Сфера, 2017. – 128 с.