Светлана Бордонос
Опыт работы «Дополнительное образование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад № 28
Воспитатель Бордонос С. Г.
Статья
«Дополнительное образование в дошкольной
организации»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.
Публикация «Опыт работы „Дополнительное образование в ДОУ“» размещена в разделах
Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников.
В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения.
Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка.
Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.
Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности.
Набор дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. Особенностью образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных услуг. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по желанию родителей.
Организация данных услуг в ДОУ - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей.
Организация дополнительных платных образовательных услуг предполагает работу над решением следующих задач:
- расширить образовательные возможности ребенка;
- совершенствование обратной связи с социальными заказчиками образовательных услуг (родителей);
- получить дополнительный доход.
Учитывая интересы дошкольников по дополнительным услугам, в детском саду были выбраны следующие направления: художественно - эстетическое развитие «Волшебное превращение»; интеллектуальное развитие «Занимательная математика» АБВЕГДейка», иностранный язык «Английский язык», эмоционально-психологическое развитие «Мои эмоции»,театральный кружок «Волшебный мир те
Цели и задачи дополнительного образования :
1 «Волшебное превращение» :
- развивать образное, логическое мышление, пространственное представление, конструкторские и творческие способности, память, воображение, внимание и речь.
- обучать детей создавать композицию из разных материалов, использовать в работе нетрадиционные способы рисования и аппликации. Упражнять детей в контроле при выполнении своей работы.
- воспитывать аккуратность, усидчивость, точность,
обязательность, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус, чувство уважения к труду;
2 «Занимательная математика"
-обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить предмет на две, четыре части;
-знания о прямом и обратном счете;-уточнить знания о геометрических фигурах;
-продолжить формировать умение находить значение выражений;
-стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность;
-продолжить формировать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.
3 «АБВЕГДейка» :
способствовать развитию звуко- буквенного анализа;
- способствовать развитию фонематического восприятия;
- познакомить со звуками как звонкими и глухими согласными;
- познакомить с буквами
- учить отгадывать загадки; развивать внимание, логическое мышление;
- учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
- учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
4 «Английский язык» :
-развитие произвольных (то есть управляемых сознательно) и непроизвольных памяти, внимания, мышления и воображения;
-расширение кругозора детей (знакомство с иностранным языком автоматически вводит их в контекст другой культуры, а значит, создаёт основу для воспитания уважительного отношения к другим народам);
-создание условий для развития способности малышей решать коммуникативные задачи на иностранном языке в рамках конкретной тематики (это своего рода прикладная цель изучения английского языка, позволяющая не только взрослым, но и детям чувствовать себя комфортно в окружении англоговорящих людей);
-развитие мотивации к творчеству и познанию;
5 «Мои эмоции"
- получать знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.
- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
-Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
-Воспитывать доброжелательность, сочувствие.
6 "Волшебный мир театра» :
-.Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
-Учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движения)
-.Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.
-Развивать умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость, развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.
-Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей
-.Воспитывать интерес к театральной деятельности.
-Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе
Руководящий документ для педагога дополнительного образования – программа, которая утверждается на педагогическом совете. Мы использовали парциальные программы дополнительно к основной, или разрабатывали на основе комплексных.
Дополнительные занятия должны сочетаться с обязательными. Учитывается загруженность и возможности педагогов, соблюдаются нагрузка детей по продолжительности занятий и по дням недели. Колличество охваченных детей дополнительными образовательными услугами требуют подгрупповой формы занятий, а при таких факторах как занятия доп услугами организуются в основном во второй половине дня. И с воспитателями утверждается график реализации услуги в соответствии с графиком основной работы. Таким образом координируется право на полноценную реализацию рабочей программы дополнительного образования.
Как правило, родители считают, что их дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Поэтому воспитатели проводят пробные организованные практики дополнительных услуг, и определяют наиболее интересные и приемлемые для детей направления деятельности.
Предварительный этап. (Май – август) Определение возможных предоставляемых услуг в ДОУ с учетом имеющегося персонала и в соответствии с Уставом ДОУ.
1 этап. (Май, сентябрь) Определение разнообразия дополнительных услуг на педсовете.
2 этап. (Сентябрь) Назначение педагогов дополнительного образования.
Утверждение рабочих программ и перспективного планирования дополнительного образования по выбранным направлениям.
Создание нормативной базы (заключение договора с родителями, должностные инструкции педагогов, утверждение расписания занятий, график работы педагогов, план мероприятий с детьми).
3 этап. (Октябрь-июль) Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг, организация «Дней открытых дверей», выставок детских работ, творческих представлений, мониторинг удовлетворенности потребностей родителей в дополнительных услугах.
Занимаясь работой по оказанию дополнительных образовательных услуг, можно отметить социальную и практическую значимость; и главное, что в детском саду создана ситуация успеха образовательного учреждения в обществе, когда масштабное дело заработало и принесло не только реальную материальную прибыль, но и повышение имиджа дошкольного учреждения.
Используемая литература:
1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : Учебно-метод. пособие. – М. : АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М. : АРКТИ, 2006. – 296 с.
3. Золотарёва А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//
4 Мулюкина, Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.
5 В Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»