Татьяна Корягина
Дополнительное образование. Кружок «Академия права». Направление: социально-коммуникативное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование. Кружок . Направление: социально-коммуникативное развитие
1. Пояснительная записка
Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Базис правовой культуры детей дошкольного возраста - это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений, нравственно-правовых суждений и ценностных ориентаций личности, адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.
Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения. В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С. Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А. В. Булатова, Т. А. Маркова, о милосердии (И. А. Княжева, Т. В. Черник, о чувстве долга и справедливости (Р. Н. Ибрагимова, А. М. Виноградова).
Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, можно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав
При разработке стратегии правового воспитания исхожу из следующего:
Формировать у детей представления о нравственных нормах и поведении, соответствующее им; важно, чтобы уровень сформированности нравственной нормы был достаточно высок. Это даст возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;
Опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом приучаю детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав.
Несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме, его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы.
Правовое воспитание в собственном узком смысле этого слова представляет собой процесс организации деятельности ребенка и непосредственного влияния на него педагога и товарищей.
Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
2. Цели и задачи кружкаЦель: Формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания у детей:
- логико – нормативного,
- эмоционально – образного,
- волевого (поведенческого).
Задачи:
• Формировать элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, понимание социально одобряемых правил поведения;
• Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
• Развивать субъективное отношение ребенка к правилам поведения;
ценностное их восприятие, адекватную оценку своих и чужих поступков с точки зрения
действующих правил поведения;
• Способствовать проявлению активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, соблюдению запретов и исполнению обязанностей.
В содержании работы кружка выделены следующие линии:
. Мои права и обязанности
-Моя семья
. Моя страна
. Гражданин мира
3. Формы воспитания правовой культуры детей
совместная деятельность детей и взрослых;
игра;
социальная и культурная атмосфера поселка, в котором живет ребенок;
художественное творчество;
средства массовой информации, ресурсы интернет;
настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру;
этические беседы;
рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику;
хороводные игры, игры-братания и игры-похвалы;
выставки любимых вещей (участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др., приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога);
Социально - педагогическая технология правового воспитания включает:-введение ребенка в проблематику прав ребенка, их перечень осуществляется через дидактическую сказку, проблемные ситуации.
-закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядным иллюстративным материалом, плакатами или книгой;
-цикл занятий, формирующих личное отношение каждого ребенка и предлагающих ему "проиграть" возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них (моделирование проблемных ситуаций)
-заключительная ролевая игра, презентация продуктов исследовательской деятельности (1 раз в месяц)
Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются:- знания детей о своих правах и обязанностях,
-оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права,
- оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности,
- сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности,
-умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю
Количество занятий в неделю – 4.
Количество занятий в год – 34
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
«Социально – коммуникативное развитие» - соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в быту, на улице, в общественных местах; соблюдения прав и обязанностей.
Формирование представлений о праве на труд, выборе профессии; обязанности хорошо трудиться; развитие положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
«Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о праве на имя, любовь и заботу родителей; неприкосновенность жилища; права иметь собственное мнение; выбирать место проживания.
«Знакомство с книжной культурой. Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и окружающем мире.
«Художественно – эстетическое развитие» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания правового воспитания.
4. Календарно - тематический план кружка «Академия права»
Сентябрь «Что такое право?"
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие Занятие «О праваx – играя. Учимся жить вместе»
Ручной труд. Изготовление жетонов-символов
Худ. -эстетическое развитие Аппликация «Жетоны -символы «Мои права»
Социально - коммуникативное развитие Танец «Подружились» Игра «Комплименты»
Взаимодействие с родителями. Анкетирование «Что я знаю о праваx ребенка?»
Анализ состояния детско-родительских отношений, установок и ценностных ориентаций
Октябрь «Право на имя»
Речевое развитие. Беседа «Откуда к нам пришли имена?» (о происхождении имен)
Социально - -коммуникативное развитие. Психологический тренинг «Все будет хорошо»
(Приложение №6)
Чтение художественной литературы. Английская сказка «Три поросенка»,
Рус. нар. ск. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Художественно-эстетическое развитие. Лепка медальона «Первая буква моего имени"
Взаимодействие с родителями. Методические рекомендации Проект «Портфолио»
Консультация «Как воспитать одаренного ребенка»
Ноябрь «Моя семья»
Художественно -эстетическое развитие. Рисование "Такие разные мамы"
. Физическое развитие. Спортивный досуг «Вместе дружная семья»
Познавательное развитие. Исследовательская деятельность. Проект «Моя родословная» «Портрет моей семьи» «Мой дом, моя семья»
Социально- коммуникативное развитие. Игры и упражнения
Сюжетно-ролевая игра «Дочки –матери»
Приложение №6 Игра «Кем ты приходишься твоим родным?"
Взаимодействие с родителями
Праздник, посвященный дню Матери
Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»
Декабрь «Мой дом»
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим «Лента времени»(история жилища). Проект "Моя родословная"
Художественно-эстетическое развитие. Рисование "Мой дом"
Социально-коммуникативное развитие. Экскурсия «По родным улицам поселка»
Дома на нашей улице. Игра «Заходи в гости»
Драматизация по сказке «Три поросёнка»
Моделирование проблемных ситуаций «Один дома»
Ролевая игра «Адвокат»
Январь «Право на жизнь»
Познавательное развитие. Исследовательская деятельность «Живое семя»
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация Коллаж «Жизнь вокруг нас»
Социально-коммуникативное развитие. Спор - клуб «Умей сказать «Нет!», Драматизация по сказке «Красная шапочка»
Инсценировка В. Берестов «Воробышек»
Игровое упражнение «Учим Незнайку»
Речевое развитие. Беседа «Все на свете друг другу нужны». Придумывание конца сказки «Снегурочка
Взаимодействие с родителями. Диспут «Защитим своиx детей»
Видеоролик «Право на любовь и заботу родителей»
Тренинг «Воспитание без наказания"
Февраль «Право на здоровье и отдых»
Познавательное развитие Экспериментальная деятельность Занятия «Как устроен мой организм», Проект «Лук от семи недуг»
Речевое развитие. Творческое рассказывание «Сказка о молодильных яблочках и живой воде»
Социально-коммуникативное развитие. Проигрывание ситуаций "Оказание первой помощи"
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Драматизация «Мойдодыр»
Дидактические игры «Полезное-вредное», «Хорошо-плохо»,
«Символы, спасающие жизнь»
«Праздник здоровья. Уроки феи Гигиены»»
Художественно - эстетическое развитие. Рисование «Мой любимый вид спорта"
Взаимодействие с родителями. Семейный фотоальбом «Право на отдых"
Схемы - рисунки «Если я заболею.», «Что нам нужно для здоровья»
Март «Право не подвергаться жестокому и небрежному обращению»
Социально-коммуникативное развитие. Спор-клуб «Адвокатское бюро»
Приложение № 11
«Кого мы называем добрым?»
Сюжетно-ролевая игра «Адвокат»
Дидактические игры «Я не должен», Рефлексивный круг «Тайна моего Я»
Разыгрывание проблемных ситуаций «Правила примирения»
Взаимодействие с родителями. Анкетирование «Педагогическая культура родителей»
Памятка «Последствия детскиx наказаний» (по созданию благоприятной семейной атмосферы) Приложение №12
Апрель «Мои права и обязанности»
Речевое развитие. Творческое рассказывание (право иметь собственное мнение)Старая сказка на новый лад «Приключения Буратино»
Рассматривание картин по теме «хорошо- плохо»
Драматизация по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»
Социально-коммуникативное развитие
Психологический тренинг «Школа добрыx волшебников».
Интерактивная ролевая игра «Адвокат»
Дид. игры «Поступки и настроение», «Я не должен»
Взаимодействие с родителями. Театральная программа «Путешествие за сокровищами»
Семинар-практикум «Оxрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ"
Май «Право на сохранение индивидуальности. Люди мира»
Познавательное развитие. Приложение №1
Викторина «Все мы разные, но права у нас одни»
Художественно -эстетическое развитие. Рисование, аппликация по национальным орнаментам народов нани. Аппликация "Кремль»
«Кукла в национальном костюме»
Социально-коммуникативное развитие. Проект «Я живу в России»
Оборудование мини-музея "Я живу в России"
Речевое развитие. Полилог. Секретные беседы с мальчиками и девочками
Приложение №5
Физическое развитие. Совместные игры
«Колечко», «Ручеек», «Найди себе пару».
Народные игры «Хвост дракона, «Салки», «Хромая уточка»
Русские посиделки
(по мотивам народныx игр)
5. Ожидаемые результаты освоения программы кружка
При успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
1. «Любознательный, активный»
Использует различные источники информации, способствующие получению интересующей информации о себе, своей семье, Родине, мире (кино, литература, экскурсии и др.).
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской и проектной деятельности.
2. «Эмоционально отзывчивый»
Проявляет эмоциональное отношение к конкретному поступку сверстника, использует при этом выразительные средства языка.
Проявляет эстетические чувства, эмоции.
3.»Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
- Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.
- Проявляет высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность. самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.
4. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.
Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех,
кто слабее, проявляет заботу о родителях, пожилых членах семьи, стремится радовать старших хорошими поступками.
Может сам или с небольшой помощью взрослого адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском
саду, на улице, в общественных местах, имеет волевые качества.
5. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире».
Понимает свои права и обязанности во временной перспективе развития личности.
Рассказывает о истории семьи в контексте истории родной страны.
Проявляет активность в создании развивающей среды вокруг себя, с интересом относится к событиям, происходящим в родной стране, проявляет уважение к людям разных национальностей.
6.«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками.
6. Методическое обеспечение:
1. АнтоновВ. А. Изучаем права человека. - Вита-Пресс, 1997.
2. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – ИТД «Корифей»,-112 с.
4. Копытыва Н. Н. Правовое образование в ДОУ. -М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Макарова Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Соловьёва Е. В. Знакомим дошкольников с Конвенцией О Правах Ребенка. -М. 6АРКТИ, 2003.
7. УсачевА. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. -М. Ангстрем, 1993.
8. Усачёв А. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. - М. АСТ-Пресс,1996.
9. Шабельник Е. С. Права ребёнка,- М. : Вита Пресс, 1997.
10. Шабельник Е. С. Ваши права! - М. : Вита – Пресс, 1997.
11. Жукова Р. А. Правовое воспитание Старшая и подготовительная группы. – Волгоград, Корифей, 2005.
12. Сапогов В. М. Теоретические и практические аспекты формирования правового сознания дошкольников, ДВ №10,2008г.
13. Т. Н. Доронова Защита прав и достоинств маленького ребенка. «Дошкольное образование», №9,2000.
14. Защита прав и правовое воспитание ребенка. «Дошкольное образование»,1999.
Альбомы: «Маленьким детям большие права», «Портфолио», «Я- человек»
7. Список приложений
Приложение №1 Конспект занятия «Я самый, самый»
Приложение №2 План проведения тематического дня «Защита прав ребенка»
Приложение №3 Задачи воспитания семейной принадлежности
Приложение №4 Задачи воспитания гендерной принадлежности
Приложение №5 Тематика секретных бесед с мальчиками и девочками (на основе диссертации Н. К. Ледовских)
Приложение №6 Дидактические игры по правовому воспитанию
Приложение №7 Конспект занятия «О правах играя»
Приложение №8 Интеллектуальная игра «Мой дом, моя семья»
Приложение №9 Конспект занятия «Мы тоже имеем права»
Приложение №10 Конспект занятия «Паспорт гражданина»
Приложение №11 Технология «Спор – клуб «Адвокатское бюро»
Приложение №12 Памятка для родителей
Приложение №13 Консультация для воспитателей «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»