Татьяна Шутова
Дополнительное образование как самостоятельная сфера гармоничного развития и реализации творческого потенциала
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что гармоничное развитие личности ребенка невозможно без предоставления ему условий для всесторонней творческой реализации и саморазвития. Это не только закладывает фундамент личности, но и интенсивно формирует базовые социальные установки, привычки, мировоззрение, а также способствует установлению многообразных отношений с окружающим миром.
Публикация «Дополнительное образование как самостоятельная сфера гармоничного развития и реализации творческого потенциала» размещена в разделах
Проблемы поэтапного становления личности были подробно исследованы Ш. А. Амонашвили, Я. А. Коменским, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской и другими выдающимися отечественными педагогами. Например, В. А. Сухомлинский считал, что «Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности».
Однако анализ качества образования в России показывает, что оно прямо зависит от возможностей образовательного учреждения предоставлять ребенку спектр образовательных услуг. Качество этих услуг определяется вкладом каждого общеобразовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа или региона.
Дополнительное образование занимает особое место в системе образовательных услуг благодаря своей вариативности. Это - действующая подсистема образования, целенаправленный процесс, соединяющий воедино воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного творческого выбора освоения дополнительных образовательных программ, независимо от основной образовательной программы. Свободный выбор ребенка формы дополнительного образования является одним из его главных признаков отличия от основного общего образования, закрепленного, как правило, ФГОС основного общего образования. Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительное образование – это образование целевого, свободного выбора обучающихся.
В структуре ФГОС дополнительное образование характеризуется как :
1. Образование, которое дополняет основное образование в соответствии с образовательными запросами детской личности, с учетом интересов, предпочтений и способностей каждого ребенка.
2. Деятельность, реализуемая по дополнительным образовательным программам с установленными целями и методами оценки результатов.
3. Часть общего образования, которая позволяет повысить общий уровень интеллектуального развития, обеспечить ребенку дополнительные возможности для удовлетворения своих образовательных и творческих потребностей, и реализуемая в свободное время.
Отметим, что важным компонентом в системе дополнительного образования является социальный заказ, т. е. общественная потребность на те или иные образовательные услуги. Социальный заказ в системе дополнительного образования связан не только с потребностями личностного развития конкретного ребенка, но и родителей, а зачастую и различных организаций, учреждений и предприятий государственного финансирования.
Поскольку социальный заказ является основной для определения целей дополнительного образования, иерархия его целей и задач строится по следующей схеме: общегосударственный уровень – уровень образовательного учреждения – уровень образовательного объединения (субъекта – конкретного педагога) – уровень объекта образовательных услуг (ребенка). Необходимость социальной работы в дополнительном образовании сегодня – это универсальный, необходимый компонент общественной жизни, поэтапное развитие уникальных особенностей личности детей, гармонизация всех сфер социальных взаимоотношений.
Сложившаяся в России система дополнительного образования обладает мобильностью, гибкостью, способностью точно реагировать на образовательный запрос со стороны семьи и государства. Уровень и качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни общества, формировать осознанную гражданскую и личностную позицию, создавать устойчивую социальную и культурную среду для развития ребенка и общества в целом.
Примечательно, что в дополнительном образовании сохраняется приоритет бесплатности образования, а это, несомненно, побуждает детей и родителей к получению дополнительного образования, соответствующего потребностям и желаниям ребенка.
Система дополнительного образования включает в себя единое информационное поле, с помощью которого проводится мониторинг состояния системы дополнительного образования в отдельных регионах, происходит расширение возможностей для получения дополнительного образования группой детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение психолого-педагогической поддержки для детей «группы риска».
В системе дополнительного образования можно выделить ряд принципов, характерных для благоприятного развития способностей ребенка:
• Ориентация ребенка на успешную деятельность
• Влияние на структурированную организацию досуга
• Снятие симптомов раздражительности, депрессии, апатии
• Забота о душевном здоровье ребенка, установление доверительных отношений с членами его семьи
• Включение проблемных обучающихся в различные виды полезной деятельности
Следовательно, педагогам дополнительного образования необходимо :
Вовлекать детей, находящихся в «группе риска» в систему дополнительного образования, социально-значимые проекты
Расширять кругозор и знания обучающихся
Осуществлять работу по взаимодействию с семьями воспитанников
Развитие знаний, умений, навыков обучающихся в избранных видах деятельности, мотивации к саморазвитию и осознанного выбора профессии.
Так, педагог дополнительного образования включает детей в ситуации коллективного взаимодействия, предоставляя каждому из них возможность проявлять инициативу и самостоятельность, учиться согласованию действий в групповой творческой деятельности. Посредством развития познавательной активности формируется личность маленького человека, способного мыслить, мечтать, творить.
По нашему мнению, именно учреждения дополнительного образования позволяют раскрыть потенциал детей, заложенных в них с рождения. Благодаря самостоятельности данной образовательной сферы педагог нацелен на индивидуальный результат обучающегося, старается приложить максимум усилий для их правильного развития.
В заключение можно сделать вывод, что детское творчество имеет одно из приоритетных значений в личностном развитии человека в пору детства, являясь, в свою очередь, фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно дополнительное образования как самостоятельная отрасль системы образования дает возможность ориентироваться на всестороннее развитие ребенка : оно разнонаправленно, многообразно, и, при этом, не лишено вариативности. Дополнительное образование выступает как мощнейшее средство развития личности.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России : от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997.
2. Бруднова А. К. - М. : Владос, Бурлакова И. В. Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс]
3. Золотарева А. В. Некоторые подходы к управлению учреждением дополнительного образования детей. // Педагогический калейдоскоп. – 1998. – № 2. – С. 17-21.
4. Майорова Н. Г. Воспитание творческой личности. // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 2. – С. 22.