Ибрагимова Зульфия
Дополнительная рабочая программа естественнонаучной направленности «Наураша в стране Наурандии» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
№ Наименование раздела Стр.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи 3
1.3. Актуальность 4
1.4. Основные принципы 4
1.5. Планируемые результаты 4
Содержательный раздел
2.1. План образовательной деятельности 5
2.2. Содержание образовательной деятельности 5
2.3. Примерное планирование 5
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 10
2.5. Требования к уровню подготовки воспитанников 10
Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы 11
3.2. Оборудование лаборатории 11
3.3. Литература 12
Публикация «Дополнительная рабочая программа естественнонаучной направленности „Наураша в стране Наурандии“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
"Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал ".
Сухомлинский В. А
Образовательное учреждение обеспечивает право семьи на оказание ей помощи в разностороннем развитии ребенка в соответствии с ФГОС. Одаренность детей занимает одно из ведущих мест. И в настоящее время интерес к ней очень высок. Все потребностям личности развивается в любой области развития, с которой контактирует ребенок. Это и подготовка к обучению в школе, это и развитие логического мышления, экспериментальная деятельность, ознакомление с окружающим миром посредством самостоятельного исследования. Поэтому развивая интеллектуальные способности детей, педагог старается внести эту работу во все сферы жизни совместной деятельности взрослого и ребенка. Данная программа ориентирована на решение проблемы познавательного развития и практического исследования.
Дети с помощью экспериментирования открывают неизвестный ему доселе мир. Так как подразумевает наличие специального оборудования в детском саду создана исследовательская лаборатория «Наураша в стране Наурандии», помогающая в игровой форме научиться измерять температуру, познакомиться с магнитным полем, понять природу света и звука, измерить кислотность, измерить пульс. Исследование состоит из восьми модулей: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность, пульс, магнитное поле. Особенностью данной программы является то, что изучение можно проводить в любом порядке, делая возможным проводить исследование по желанию детей, тем самым поддерживать детскую инициативу.
1.2.
Цель:
Формирование познавательного интереса посредством химико-биологического исследования.
Задачи:
Развивающие:
-развитие детской познавательной инициативы
-развивать умение делать выводы и умозаключения, решать проблемные вопросы с помощью умения рассуждать
-развивать связную речь, память, логическое мышление, мыслительные операции.
Воспитательные:
-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
-воспитывать умения сопереживать, эмоционально быть отзывчивым
-формировать позитивные установки к творчеству и различным трудовым действиям.
1.3. Актуальность
Актуальность данной программы в том, что она отвечает запросу родителей и детей в развивающем развитии. ФГОС ДО переводит многие методики на игровой уровень. С помощью данной технологии ребенок получает опыт ставить перед собой цель, находить правильное решение, делать самостоятельные выводы.
Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.
1.4. Основные принципы
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребёнка,
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
• сотрудничество ДОУ с семьёй,
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,
Основные принципы, заложенные с основу работы :
• научности (детям передаются знания о свойствах веществ и др.);
• динамичности (от простого к сложному);
• интегративности (синтез искусств);
• сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
• системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
• преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и формирует «зону ближайшего развития»).
• возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
• наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
• здоровьесберегающий (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).
1.5. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня дошкольной готовности детей;
• проявление интереса к исследовательской деятельности;
• выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
• накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
• проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
• проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
• развитие коммуникативных навыков.
.Содержательный раздел.
2.1. План образовательной деятельности
Количество занятий в неделю 1
Количество занятий в месяц 4
Количество занятий в год 36
2.2. Содержание образовательной деятельности.
Тема Количество часов
Знакомство с цифровой лабораторией. 3
Правила техники безопасности при работе с цифровой лабораторией 1
Температура 5
Свет 4
Электричество 6
Пульс 2
Сила 3
Кислотность 4
Магнитное поле 4
Звук 4
Итого 36
Время занятия - не более 30 минут
2.3. Примерное планирование
Месяц
№ Тема Оборудованние Задания на измерения
Сентябрь 1 Знакомство с программой и оборудованием Наурашей Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория Экскурсия в КФУ
2 Знакомство с главным героем – мальчиком Наурашей. Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория
3 Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование». Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория
4 Знакомство с правилами поведения в лаборатории и техникой безопасности Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория Взаимодействие с школой «Alabuga international school «Три медведя»
Октябрь 1 Что такое температура. Горячо или холодно? Оборудование лаборатории «Температура», горячая вода, игрушки. Эксперимент с горячей водой
2 Что такое градус Оборудование лаборатории «Температура», лед, игрушки. Эксперимент со льдом
3 Температура тела человека Оборудование лаборатории «Температура», мороженое. Измерить температуру мороженого. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.
4 Комфортная температура Оборудование лаборатории «Температура», предметы разной температуры. Измерить температуру горячих и холодных предметов.
Ноябрь 1 Методы измерения температуры Оборудование лаборатории «Температура», свечка. Эксперимент со свечой
Экскурсия на завод
Хаят Кимья
2 Что такое свет? Мы видим благодаря свету, скорость света. Оборудование лаборатории «Свет» Опыт с красителем
3 Экран компьютора или телевизора-источник света Оборудование лаборатории «Свет»
Фонарики разного размера и яркости. Эксперимент с двумя светофильтрами.
4 Влияние света на жизнь растений Оборудование лаборатории «Свет», растения находящиеся в тени и а свету. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет)
Декабрь 1 Прохождение света через объекты Оборудование лаборатории «Свет», полиэтиленовый пакет, стекло, оргстекло, прозрачные кристаллы. Проведение опыта с отражателям света.
Экскурсия в лабораторию кафедры физики и химии в Елабужском КФУ
2 Знакомство с понятием электричества Оборудование лаборатории «Электричество» Опыт «Электрическое яблоко»
3 Батарейка Оборудование лаборатории «Электричество», батарейки. Опыт с батарейкой, измерение напряжения в батарейке.
4 Электричество рядом Оборудование лаборатории «Электричество», картофель, лимон, булочка. Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в разных вещах.
Январь 1 Лампочка Оборудование лаборатории «Электричество», лампочки, елочная гирлянда. Опыты с электромотором
Экскурсия на завод Кастамону Интегрейтед.
2 Безопасное напряжение Оборудование лаборатории «Электричество», плакаты о безопасном пользовании электричеством. Опыты с напряжением.
Детское экспериментирование в домашних условиях. Взаимодействие с родителями.
3 Новая батарейка-старая батарейка Оборудование лаборатории «Электричество», соль, вода, разные батарейки. Измерение напряжения использованной и новой батарейки
4 Знакомство с лабораторией «Пульс»
Ритм сердца-пульс Оборудование лаборатории «Пульс», фонендоскоп Измерение пульса в состоянии покоя и после движения.
Февраль
1 Пульс взрослого и ребенка-различия. Оборудование лаборатории «Пульс», фонендоскоп Измерение пульса у взрослого и ребенка. Умение делать выводы.
Экскурсия в музей медицины им. Бехтерева
2 Знакомство с лабораторией «Сила»
Измерение веса Оборудование лаборатории «Сила», безмен. Как можно измерить вес. Почему в воде вес меньше.
3 Измерение силы Оборудование лаборатории «Сила» Кто сильнее надавит.
4 Измерение силы удара Оборудование лаборатории «Сила», резиновая груша, воздушный шарик. Измерение силы удара
Март 1 Что такое кислотность Оборудование лаборатории «Кислотность», лимонная кислота, сахар, вода.
Опыты с водой и лимонной кислотой.
Экскурсия на завод
Драйлок Текнолоджиз
2 Как мы чувствуем вкус Оборудование лаборатории «Кислотность», лимон, яблоко Познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоту.
3 Как получить газировку Оборудование лаборатории «Кислотность», сок, газировка, минералка. Опыты с газировкой, яблочным, апельсиновым, виноградным соком.
4 Чудо-сода Оборудование лаборатории «Кислотность», сода, вода.
Эксперименты с добавлением и разбавлением соды.
Апрель 1 Какие бывают магниты Оборудование лаборатории «Магнитное поле» Исследование кольцевого и плоского магнитов. Почему магниты притягивают и отталкивают.
2 Планета Земля-большой магнит Оборудование лаборатории «Магнитное поле», магниты для холодильника. Измерения с магнитными материалами и немагнитными предметами.
3 Остаточный магнетизм-существует ли? Оборудование лаборатории «Магнитное поле», отвертка, винтики. Экспериментирование с намагничиванием предметов.
4 Фокусы с магнитами Оборудование лаборатории «Магнитное поле» Эксперимент «Уменьшаем магнитное поле»
Май 1 Какие бывают звуки? Оборудование лаборатории «Звук», диск с различными звуками живой и неживой природы, музыкальные инструменты. Эксперимент с различными шумовыми и музыкальными предметами.
Встреча со специалистами Центра занятости.
2 Исследуем звуки Оборудование лаборатории «Звук», ксилофон, свисток. Измерение звуковых волн
3 Есть ли в космосе звуки? Оборудование лаборатории «Звук» Что такое ультразвуки. Учимся делать выводы.
4 Такие разные голоса. Оборудование лаборатории «Звук» Исследование голоса взрослого.
Итого:36
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель: повысить заинтересованность родителей в познавательно-исследовательской деятельности, при тесном взаимодействии взрослых и детей.
Реализуя программу «Наураша» главным является взаимодействие детского сада и семьи, которое предполагает позитивное взаимопознание, что позволит качественно решить цели и задачи программы.
Правила взаимодействия с родителями при реализации программы :
• Доброжелательный стиль общения.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество.
• Динамичность.
Формы взаимодействия с родителями:
• Анкетирование, опрос;
• Индивидуальные беседы;
• Родительские собрания;
• Консультации;
• Занятия – практикумы, мастер-классы;
• Информационные стенды;
• Мультимедийные презентации о результатах деятельности,
- буклеты.
2.5. Требования к уровню подготовки воспитанников.
По результатам усвоения данной программы дети должны знать :
• Правила поведения в лаборатории.
• Последовательность выполнения опытов.
• Первичные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
• Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь:
• Работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
• Самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.
• Определять температуру воды, воздуха, тела человека.
• Сравнивать освещенность различных объектов.
• Измерять поле различных магнитов.
• Фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
Обладать:
• Положительным отношением к исследовательской деятельности.
• Творческой активностью и мотивацией к деятельности.
• Приемами индивидуального и совместного экспериментирования.
Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
№ Материал Количество
1 Флеш-носитель «Наураша в стране
Наурандии» с сопутствующей компьютерной
программой
1
2 Наураша в стране Наурандии. Цифровая
лаборатория для дошкольников и младших
школьников. Методическое руководство для
педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : Издательство
«Ювента», 2015 1
3 Набор «Магнетизм» 1
4 Набор «Солнечная система» 1
5 Набор «Галилео» 1
3.2. Оборудование лаборатории
№ Материал Количество
1 Лаборатория «Температура» 1
2 Лаборатория «Свет» 1
3 Лаборатория «Звук» 1
4 Лаборатория «Сила» 1
5 Лаборатория «Электричество» 1
6 Лаборатория «Кислотность» 1
7 Лаборатория «Пульс» 1
8 Лаборатория «Магнитное поле 1
9 Пластиковые контейнеры 16
10 Пластиковые стаканы 16
11 Стол экспериментальный 1
12 Стойка для цифровой лаборатории 2
13 Планшет 2
14 Ноутбук 1
15 Телевизор 1
16 Пробирки 8
17 Микроскоп 1
18 Увеличительное стекло 8
19 Пинцет 2
20 Микромир под колпаком 2
21 Датчик «Божья коровка» 1
22 Набор вспомогательных предметов для измерения
Список литературы.
1. Вербенец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. Планирование
образовательного процесса дошкольной организации : совеменные подходы и технология. Учебно-методическое пособие. - Спб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2015.
2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство
детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
3. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших
дошкольников через экспериментальную деятельность. – Спб. : ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2013.
4. Надольская Я. В. Мыльные пузыри. 77 познавательных экспериментов в
домашней лаборатории. – М. : Издательство «Ювента», 2015.
5. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших
дошкольников. Авторы составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,
Л. М. Кларина, З. А. Серова – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб. : ООО
«Издательство «Детство Пресс», 2015.
7. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы
взаимодействия ДОУ и семьи. Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012.
8. Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для
педагогов. - М. : Издательство «Ювента», 2015.
9. Интернет-ресурсы.