Ольга Афанасьева
Дополнительная программа по познавательному развитию «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Дополнительная программа «Занимательная математика» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Публикация «Дополнительная программа по познавательному развитию „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При составлении программы кружка использовалась «Программа математические ступеньки» Е. В. Колесниковой и комплексная программа дошкольного образования "Мир открытий" "Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. ФГОС ДО" Петерсон Л. Г., Кочемасовой Е. Е. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
2. Актуальность программы
Актуальность: развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
3.1 Цель, задачи реализации Программы
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования ма-тематических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение про-блемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.
Задачи кружка:
развивающие задачи направлены на развитие :
- логического мышления, памяти, внимания, речи;
- математических способностей;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, про-странстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах де-ятельности (игре, общении и т. д.);
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);
- формирование простейших графических умений и навыков; воспитательные задачи формируют:
-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занятия);
-самостоятельность и интерес к познанию;
-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
3.2 Организация деятельности кружка
Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня (вторник, четверг, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность 15 минут). Кружок работает в течении учебного года (сентябрь- май). План кружка рассчитан на один год. Количество детей посещающих кружок «Занимательная математика» - 32 ребенка. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
В работе использованы такие методы и приё мы как:
-сюрпризные моменты;
- игровые образы;
- игровые ситуации;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание предметов, картин;
- Д/И и упражнения;
- беседы.
Работа распределяется по разделам:
- Количество и счет,
- Ознакомление с геометрическими фигурами,
- Определение величины.
- Ориентировка во времени и в пространстве.
- Решение логических задач.
Количество и счет
Учить:
• сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
• устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
• понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;
• понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отве-чать на него;
• называть числительные по порядку в пределах 5, отно-сить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
• согласовывать в роде, числе, падеже числительное с су-ществительным;
• решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить : со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.
Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.
Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.
Геометрические фигуры
Учить:
• приемам обследования зрительно-двигательным путем;
• видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить :
• с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямо-угольник, овал, треугольник;
• с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.
Величина
Учить:
• сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
• выделять признаки сходства разных и одинаковых пред-метов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.
Ориентировка во времени
Учить:
• различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
• различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».
Ориентировка в пространстве
Учить:
• различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
• обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
• двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).
Логические задачи
Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.
Форма организации:
- подгрупповая.
3.3 Планируемые результаты (целевые ориентиры) :
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
Содержание Возрастная группа 3-4 года
Начало ОП 01.09.2021
Окончание ОП 30.05.2022
Продолжительность всего ОП 36 недель
Количество занятий в неделю 2
Количество занятий в год 72
Продолжительность занятий 15 минут
Диагностика планируемых результатов 01.09.2021-14.09.2021 18.05.2022-31.05.2022
2.2. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)
Сентябрь
1 неделя Мониторинг
2 неделя Мониторинг
3 неделя
3 неделя Игра «Шар – кубик»
Наблюдение – поиск «Один – много»
Игра «Когда это бывает?»
Игра «Большой -маленький»
Игра «Один - много» Цель: закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур. Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало.
Цель: познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.
4 неделя Игра «Назови правильно»
Игра «Отгадай и нарисуй»
Игра «Когда это бывает?» Цель: познакомить с частью суток – день; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.
Октябрь
1 неделя Игра «Когда это бывает?»Игра «Высокий – низкий, большой - маленький»
Д/У «Раскрась правильно» Цель: познакомить с частью суток – вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий, употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.
2 неделя Игра «Один и много»
Игра «Когда это бывает?»
Игра «Что бывает круглым» Цель: продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы.
3 неделя Разучивание стихотворения
Игра «Что где находится»
Игра «Соедини правильно» Цель: познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия.
4 неделя Игра «Загадки и отгадки»
И/У «Знакомимся с треугольником»
Игра «Что бывает осенью» Цель: продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник.
Ноябрь
1 неделя Игра «Загадка и отгадка»
И/У «Большая, поменьше, маленькая»
Игра «На какую фигуру похожи предметы?» Цель: познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры.
2 неделя Игра «Соедини правильно»
Игра «Посмотри и сравни» Цель: продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).
3 неделя Игра «Хватит ли белочкам шишек?»
И/У «Нарисуй правильно»
Игра «Узнай, кто спрятался» Цель: учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание.
4 неделя Игра «Хватит ли слону туфелек?»
И/У «Рисуем квадраты»
Игра «Когда это бывает?» Цель: познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Декабрь
1 неделя Игра «Сколько?»
Игра «На какую фигуру похожи часы?»
Игра «Слушай, смотри, считай» Цель: продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
2 неделя Игра «Хватит ли снеговикам шапок?»
И/У «Рисуем прямоугольники»
Игра «Считай, закрашивай» Цель: учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.
3 неделя Игра «Считай, закрашивай»
Игра «Когда это бывает?»
Игра «Соедини правильно» Цель: познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
4 неделя Игра «Слушай, считай, делай»
Игра «Закончи предложение»
Игра «Посмотри и назови»
Игра «Подбери пару» Цель: закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
5 неделя Игра «Много, поровну»
Игра «Столько сколько»
Игра «Диннее – короче» Цель: учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения много, поровну, столько - сколько. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный - короткий, длиннее - короче.
Январь
1 неделя Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом»
И/У «Рисуем овалы»
Игра «Соедини правильно» Цель: учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине.
2 неделя Игра «Загадки и отгадки»
Игра «На какую геометрическую фигуру похожи предметы»
Игра «Раскрась правильно» Цель: закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.
3 неделя И/У «Найди лишний домик»
И/У «Вставь в окошки нужное число»
Игра «Выложи по образцу» Цель: закрепить представление о многоугольниках; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать зрительную память, умение моделировать; развивать логическое мышление
Февраль
1 неделя
Игра «Помоги муравьишке»
И/У «Найди предмет такой же формы»
Игра «Считай не ошибись!» Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; усвоение порядка следования чисел натурального ряда.
2 неделя И/У «Бусы»
Игра «Третий лишний»
И/У «Круглый год» Цель: учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепить умение сравнивать группы предметов; закрепление последовательности времени года.
3 неделя И/У «Волшебная ниточка»
Игра «Подбери варежку»
Д/У «Что сначала, что потом» Цель: развивать пространственные представления; сравнение предметов по всем признакам (величина, цвет, орнамент); развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
4 неделя Д/У «Укрась коврик»
Игра «Поезд»
«Задачи-шутки» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.
Март
1 неделя Д/У «Дорисуй картинки»
И/У «Распутай паутинку»
Игра «Божьи коровки» Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать пространственные представления; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность.
2 неделя «Обведи дорожки»
Д/У «Логические цепочки»
И/У «Найди одинаковые фигуры» Цель: закрепить пространственные отношения: впереди – сзади; учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепление знаний о геометрических фигурах и их сравнение по всем признакам.
3 неделя Д/У «Продолжи закономерность»
«Задачи-шутки»
Д/У «Раскрась так же» Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; закрепить сравнение групп предметов по количеству.
4 неделя Игра «Построй домик»
И/У «Самолёты»
Игра «Хватит ли бабочкам цветочков» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.
5 неделя Игра «Больше - меньше, столько – сколько»
Игра «День – ночь»
Игра «Много звуков или один?» Цель: упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться понятиями столько - сколько, больше - меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
Апрель
1 неделя Игра «Найди нужную деталь»
И/У «Цветик - семицветик»
И/У «Лесные зверушки» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; развивать пространственные представления.
2 неделя Д/У «Какая фигура будет последней?»
«Задачи-шутки»
И/У «Забавный инопланетянин» Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.
3 неделя Д/У «Воздушный змей»
И/У «Бабочки»
Игра «Волшебные дорожки» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать пространственные представления.
4 неделя «В стране геометрических фигур» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.
Май
1 неделя «Путешествие по комнате»
Цель: закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д.
2 неделя «Путешествие в математическую страну» Цель: закрепить пройденный материал.
3 неделя Мониторинг
4 неделя Мониторинг
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Дидактический материал.
Картины и иллюстрации
- раздаточный материал на каждого ребенка;
- набор цифр;
- набор геометрических плоскостных и объемных фигур;
- модель часов, весы;
- наборное полотно;
- набор счетных палочек на каждого ребенка;
- карточки и схемы математических упражнений;
- магнитные цифры;
- символические обозначения.
Техническое оснащение занятий:
- компьютер,
- фотографии-картинки (по теме занятия,
- фотопрезентации (по теме занятия).
3.2 Список литературы
1. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». Сфера, 2021.
2. Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. Сфера, 2021.
3. Петерсон Л. Г., КочемасоваЕ. Е. : Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть ФГОС ДО Просвещение/Бином, 2018 г.
4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2016 г.
5. И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2014 г.
6. З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2021г.
7. В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2015 г.