Галина Сорванова
Дополнительная программа для детей старшего возраста. Студия танца «Каблучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы любви к музыке, этому величайшему из искусств, закладываются в детском возрасте. И важно не упустить этот период. Через движение с музыкой идёт активный процесс приобщения ребёнка к музыке, её пониманию.
Данная программа для детского танцевального коллектива создана на основе многолетнего опыта работы с детьми, не раз перерабатывалась и дополнялась в поисках наиболее верных методов работы. Жизнь предъявляет всё новые методы педагогам – хореографам в области эстетического воспитания детей. В своей танцевальной группе использую разные системы сценического движения: ритмика, пластика, элементы художественной гимнастики, аэробика. Танец для дошкольника – первое свидание с хореографическим искусством. Благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными, значительно ярче и эмоциональней воспринимается музыка. Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы, пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Соприкасаясь с танцевальным искусством, в доступной для детей форме, они постепенно приобщаются к миру прекрасного.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального восприятия, умению передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш, танец, вальс, народный танец, напевную песню, передавать их «языком движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ, способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под музыку в музыкально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре, танцах, происходит развитие психологических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-волевой сферы.
Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики способствуют общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества необходимые для формирования умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений изучены И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б. Базедовым и др.
Возраст 6 - 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический, а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.
При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овладели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных плясках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось постепенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать различные образы, чувства, действия.
Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру движений. В программу кружка ритмики включены детские парные танцы, национальные танцы, танцы – импровизации.
Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений.
Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой.
В работе использую хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо индивидуальные затруднения.
Для успешной реализации программы, кроме чуткости и доброты, профессионального уровня педагога требуется наличие специального методического материала, технических средств обучения и музыкальная фонотека.
Программа направлена на реализацию:
Цели:
Углубление и дифференциация восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, её образов и формирование на этой основе навыков выразительного движения.
Решение следующих задач:
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
развивать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
развивать творческие способности в области искусства танца : учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Основные педагогические принципы
• систематичность,
• постепенность,
• последовательность.
Содержание программы
ориентированно на умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способностью к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование детьми знакомых видов движений в импровизации под музыку.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.
Возраст детей, участвующих в реализации программы :
состав группы должен быть скомплектован по возрастному признаку (дети 6-7 лет). Дети принимаются по желанию, но педагог заранее определяет уровень музыкальности: есть ли чувство ритма, координация движений и нет ли медицинских противопоказаний.
Тип:
Танцевальный коллектив смешанного состава (чётное количество мальчиков и девочек, для комфортного исполнения парных танцев : «Вальс», «Полька»). Чтобы не прослеживалась дезориентация по гендерному признаку.
Реализация программы
расчитана на один год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 30 мин. Хронометраж может варьироваться в зависимости от сложности хореографической композиции.
Количество часов по плану:
Подготовительная группа – 36 часов.
Драматургия кружка танцев,
где содержанием является музыкально – ритмическая деятельность ребёнка, разворачивается как взаимообусловленная последовательность взаимосвязанных этапов:
ПОДГОТОВКА – ОБУЧЕНИЕ – ПРОРАБОТКА – КОНТРОЛЬ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Руководитель кружка
Создаёт условия для реализации программы; проводит совместные занятия детей и взрослых, развивающие и тренирующие как учеников, так и педагогов, формирующие у воспитателей осознанное отношение к самому процессу движения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике, пантомимике; подбирать в репертуар музыку, отвечающую требованиям высокой художественности; ведёт концертно – просветительскую работу; следит за дозировкой физической нагрузки, согласуя с предписаниями врача; следит за чистотой зала, его проветриванием, а так же удобством одежды и обуви детей для занятий.
Для качественной реализации программы
созданы все необходимые условия для занятий:
1. Занятия проходят в специально оборудованном помещении,
- площадь зала позволяет свободно передвигаться, совершая различные танцевальные перестроения,
- установлены зеркала.
2. Технические средства обучения:
- фортепиано,
- синтезатор,
- компьютер,
- интерактивная доска,
- музыкальный центр.
3. Составлена и систематизирована картотека (аудио, CD – фонограмм, включающая в себя детский репертуар, хороводы (РНК, современные мелодии в соответствии с разработанными темами.
4. Изготовлена картотека танцевальных композиций по разделам:
- музыкально – ритмические разминки (пластические этюды, подговорки,
- парные и круговые пляски,
- сюжетные и характерные танцы,
- «Наше наследие» : («Танго», «Менуэт», «Вальс»).
5. Приобретены атрибуты для танцев (колокольчики, бабочки, ленточки); существуют костюмы: восточные, народные, военные и каждый год пополняются, в зависимости от задач.
6. Осуществляется проветривание и влажная уборка помещения.
Форма занятий
Определяется поставленными задачами и носит танцевально – игровой характер (НОД, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и логоритмических игр по системе Е. Железновой).
Учебно – тематический план:
Виды музыкально – ритмических движений Количество занятий
1. Музыкально – ритмические разминки (тренинг) 8
2. Парные и круговые танцы 12
3. Сюжетные и характерные танцы 5
4. Наше наследие 6
5. Танцевальная импровизация 5 Общее - 36
Виды:
1. Музыкально – ритмические разминки (тренаж).
Подобные упражнения следует включать в начало занятия, так как их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настроения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать танцевальные движения.
2. Парные и круговые пляски.
Это незаменимый материал для проведения развлечений, новогодних ёлок и т. д. Репертуар отличается доступностью, разнообразием, универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную программу.
3. Сюжетные и характерные танцы.
Эти танцы отличаются доступностью, лёгкостью освоения детьми с различной подготовкой. Их оформляют яркими костюмами, атрибутами. При исполнении данного репертуара детьми педагог обращает внимание не выразительность мимики и движений.
4. «Наше наследие».
Лучшие разработки по ритмике для дошкольников, созданные нашими учителями (А. Ю. Азекович, Н. Г. Сорокиной). Многие танцы «Снежинки» музыка А. Шуберта, «Сиртаки» (греческий народный танец, «Кадриль» (русский народный танец) не потеряли своей актуальности и сегодня (в современной аранжировке). Они также нравятся детям, как и 20 – 30 лет назад, пользуются большим успехом у зрителей.
5. Танцевальная импровизация.
Каждое занятие должно проходить в атмосфере радости, заключать в себе, что – то новое,
Развивая в ребёнке художественный вкус и творческое начало.
Предполагаемые результаты
• приобретение ребёнком собственного чувственного опыта движения под музыку (импровизация,
• формирование музыкально – ритмических навыков и умений,
• процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени (4 – 5 занятий,
• дети владеют определённым репертуаром, готовым для показа на выступлении.
Содержание программы
Месяц,
занятие. Репертуар. Задачи. Рекомендуется
Сентябрь
1-4 «Подговорка» карт. №1, «Радуга» кас №5, Е. Олиферова танец «Зонтики» CD №8 Развитие мягкости, пластичности рук. Закрепить навыки самостоятельной Включать в музыкальные в музыкальные занятия, в комплекс общеразвивающих упражнений.
Октябрь
1-4 Упражнение «Загадочные ритмы», «Белые кораблики» муз. В. Шаинского. Развитие гибкости и пластичности, формирование правильной осанки, умения вести себя в группе во время движения, чувства такта и культурных привычек. Включать часть движений в комплекс утренней гимнастики, осеннее развлечение «Кленовый лист».
Ноябрь
1-4 «Подговорка» №3,9 (карт. №1) – 2 занятия.
Сюжетно – характерный танец «Смешной мальчишка» CD№2 Синхронность поворотов, гибкие наклоны корпуса влево – вправо «маятник». научить. Включать в физкультурные и музыкально – ритмические задания. Может использоваться в программе развлечений (на социум)
Декабрь
1-4 Тренаж «Подговорка» (карт. №1) – 2 занятия, «Карнавал» аранжировка и иполнение орк. Ф. Гойи. Шаг с полуприседанием, менять движения в соответствии с характером музыки. Включать в НОД, в развлечения с РНК, в народные танцы.
Использовать на новогодние праздничные развлечения.
Январь
1-4 «Карнавал» аранжировка и иполнение орк. Ф. Гойи; «Аэробика» Ю. Чичков, спортивно- танцевальная композиция. Развитие синхронности движений, быстроты реакции, внимания. Выступление на Рождественских вечерах. Добавлять в физкультурные и музыкально – ритмические занятия.
Февраль
1-4 Тренаж с элементами импровизации «Дирижёр» В. Моцарт «Рондо», упражнение «Лётчики на аэродроме».
Танцевальная композиция «Спецназ» музыка из кинофильма «Улицы разбитых фонарей». Развивать навыки невербального общения, зрительного контакта. Включать в свободную игровую деятельность. Подключать к музыкально – спортивным праздникам.
Март
1-4 «Сиртаки» греческий танец на музыку М. Теодоракиса.
«Мамин вальс» Ю. Селиверстова. Освоение специфических национальных танцевальных «па», метро – ритмической пульсации. Разбавлять вводную часть занятий, используя круговой национальный танец. Применять в танцах атрибуты : веера, бубны, шляпы. Включать в развлечения: 23 февраля, 8 Марта.
Апрель
1-4 Пластический «Этюд» А. Петрова к кинофильму «Осенний марафон» -2 занятия,
«Как пошли наши подружки» р. н. м. Развитие гибкости, пластичности рук, наклоны головы. Дозированно добавлять в комплекс общеразвивающих упражнений, вариант – держать в руках короткие ленточки. Использовать в фольклорных праздниках, интегрированных НОД по РНК.
Май
1-4 Итоговый танцевальный микс. Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений. В развлечении «Последний бал».
Практическая значимость занятий:
Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даё т ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.
Формы контроля:
открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.
Знания и умения детей :
- уметь ориентироваться в пространстве;
- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;
- сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;
- выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;
- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;
- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек:
Футболка. Юбочка. Балетки белого цвета, носки. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков:
Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.
Пособия:нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, кассеты.
Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,
Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка, флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…
Перспективы развития:
Следующим этапом работы считаю выбор оптимальной системы занятий. Хочу использовать двухуровневый принцип освоения музыкального материала.
Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально – ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу воспитателя, работающего на группе, чьи дети посещают ССТ «Каблучок»; включается в утреннюю зарядку, различные занятия и динамические паузы. Главное - дать детям возможность приобрести
Литература:
1. Журнал «Музыкальная палитра» № 5 2009 год.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» № 5 2005 год.
3. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» М. «Советский композитор» 1986 год.
4. Е. П. Раевская «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» 3-е издание
М. «Просвещение» 1991 год.
5. Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» № 2 Санкт – Петербург 20005 год.
6. А. Ткаченко «Детский танец» М. «Глобус» 2008 год.
7. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» Санкт – Петербург 20003 год.
8. Т. А. Замятина «Музыкальная ритмика» М. «Просвещение» 1986 год.
9. В. И. Маркова «Музыка для гимнастики» Музыка 1996 год.
10. Т. В. Губина «Танцы для дошкольного возраста» Архангельск 2015 год.
11. Е. М. Дубянская «Музыка» Ленинград 1980 год.
12. Т. Е. Вендрова «Воспитание музыкой» М. «Просвещение» 1991 год.
13. Журнал «Колокольчик» № 39, 43 Санкт - Петербург 2008 год.
14. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» М. «Вако» 2006 год.
15. Д. Холл «Учимся танцевать». Весёлые уроки танцев для дошколят. АСТ Астрель Москва 2008 год.
16. Н. В. Микляева «Музыкальное развитие дошкольников» - М. : ТЦ Сфера, 2015.