Ольга Медвецкая
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
протокол от «___»___20___г. №___
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «ДС «Ромашка»
___ В. А. Комарова
«___ «___20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Волшебный мир оригами»
Уровень программы : ознакомительный
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Волшебный мир оригами“ для средней группы» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Условия реализации программы : внебюджет
Составитель:
Медвецкая Ольга Александровна,
воспитатель 1КК
р. п. Усть-Абакан, 2024г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы :
1.1 Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.
С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путё м исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Программа дополнительного образования кружка оригами «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».
1.2 Актуальность программы
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
Новизна программы состоит в том, что на уровне образовательной организации объединены разные техники бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, аппликация).
1.3. Отличительные особенности программы программы является то, что ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является бумага. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с бумагой, напрямую влияет на формирование фантазии. Особенностью Программы также является нацеленность на конечный результат, т. е. стимулируя с помощью поделок из бумаги развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. В процессе занятий с бумагой ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности
1.4. Педагогическая целесообразность программы «Волшебный мир оригами» объясняется тем, что в ней основной материал — бумага, а основным инструментом являются ножницы. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. «Волшебный мир оригами» способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь «Волшебным миром иригами» у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
1.5. Цель программы : всестороннее развитие личности детей в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
1.6. Задачи
Образовательные задачи
- Познакомить детей с основами конструирования из бумаги;
- Совершенствовать умение детей работать с бумагой, используя различные приемы (складывание бумаги, симметричное вырезание, скручивание полосок бумаги и т. д. ;
- Закрепить основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ;
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
- Развивать образное восприятие, творческую активность;
- Расширять коммуникативные способности, умение работать в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству;
- Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
- Воспитание трудовой культуры воспитанников.
1.7. Возраст обучающихся, которым адресована программа – (озрастные особенности детей младшего возраста (от 4 до 5 лет)
В возрасте 4-5 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
1.8. Формы и методы занятий:
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении оригами помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и т. д.)
- практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом,
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками,
- индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
- групповой – организация работы в группах,
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды нетрадиционной техники работы с бумагой-
«Волшебный мир оригами» :
-Обрывная аппликация
-Модульная аппликация (мозайка)
-Накладная аппликация
- Оригами
-Аппликация из салфеток
2. Объем программы - количество часов на весь период обучения по программе 36 часов
2.1. Срок реализации и уровни программы – Программа рассчитана на 1 года обучения.
2.2. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1занятию продолжительностью 15 минут
2.3. Планируемые результаты
К концу освоения программы воспитанники могут продемонстрировать следующие результаты:
знает:
1. Понятия оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, аппликация;
2. Правила работы в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, аппликация;
3. Свойства различных видов бумаги;
4. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой и правила работы с ними;
5. Технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;
умеет:
1. Самостоятельно выполнять изделия в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, фигурное вырезание, аппликация;
2. Оформлять изделия в соответствии с правилами техники безопасности;
3. Самостоятельно составлять композиции из бумаги;
2.4. Способы и формы проверки результатов
- Проведение выставки детских работ
- Создание альбома детских работ
- Наблюдение
-Анализ работ
lll. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название программы Дата начала реализации программы Дата окончания реализации программы Кол-во учебных недель Кол-во учебных часов Длительность занятий Количество обучающихся
«Волшебный мир оригами» 02.09.2024 30.05.2025 36 36 15 10
3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
1. Аппликация
Теория: История аппликации. Знакомство с видами и технологиями аппликаций (плоская, симметричная, модульная). Материал и образ. Простейшие приёмы обработки материалов для создания образа.
Практика: Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации.
2. «Волшебные комочки»
Теория: Знакомство с данной техникой, ее применением, со способом изготовления «комочков».
Практика: Складывание салфеток, их разрезание. Смятие салфеток в комочки. Приклеивание комочков на контур, заполнение контура.
3. Конус
Теория: Знакомство с геометрической фигурой. Область применения конуса в окружающем мире, в творчестве. Разнообразие поделок.
Практика: Приемы изготовления конуса из картона. Дополнение элементами до образной поделки.
4. Оригами
Теория: Знакомство с оригами. Термины, принятые в оригами. Условные обозначения на схемах. Приемы чтения схем оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Практика: Складывание простых форм из бумаги. Чтение схем, демонстрирующих процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями.
5. Квиллинг
Теория: История возникновения техники квиллинга. Основные правила работы. Разметка. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.
Практика: Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление поделок в технике квиллинг.
6. Торцевание
Теория: Знакомство с техникой обработки бумаги – торцевание. Виды торцевания. Виды торцовочек и их изготовление. Размещение деталей по выбранному силуэту. Особенности торцевания на пластилине.
Практика: Изготовление поделок, открыток, сюжетных композиций в технике торцевание.
7. Папье – маше
Теория: Что такое техника папье – маше. Способы изготовления изделий из папье - маше. Материалы для изготовления изделий из папье – маше).
Практика: Изготовление изделий в технике папье – маше.
2.3. Календарно-тематическое планирование
Месяц. № п/п Название темы Кол-во
Сентябрь 1 Вводное. Модульная аппликация. 1
2 «Гусеница». 1
3 «Белочка с орехами» 1
4 «Цыплёнок» 1
Октябрь 5 Ватные комочки (аппликация из салфеток) –Ветка рябины 1
6 «Мухомор». 1
7 «Бабочки» 1
8 «Подсолнух»» 1
Ноябрь 9 Обьёмная аппликация из полосок бумаги- Ёжик 1
10 «Солнышко» 1
11 «Черепаха» 1
12 «Павлин» 1
Декабрь 13 Поделка из бумаги гармошки- Снегирь. 1
14 «Ёлочка» 1
15 «Новогодняя игрушка» 1
16 «Новогодние подарки» 1
Январь 17 «Волшебные коврики. Технология изготовления плетённого коврика.» 1
18 «Снежинка» 1
19 «Зайка беленький сидит» 1
Февраль 20 Оригами - кораблик 1
21 «Собачка». 1
22 «Рыбка». 1
Март 23 Игрушки на основе конуса-пчёлка. 1
24 «Подарок для мамы» 1
25 «Лягушка- квакушка» 1
26 «Петушок-золотой гребешок» 1
Апрель 27 Квилинг- мимоза. 1
28 «Цветущее дерево» 1
29 «Ромашка» 1
30 «Курочка с цыплятами» 1
Май
31 Торцевание- «Весенняя полянка» 1
32 «Салют победы» 1
33 «Ветка сирени» 1
34
35
36 «Пароход».
«Одуванчик»
«Солнышко» 1
1
1
ИТОГО 36
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ)
•наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ образца, способа действий, демонстрация предметов, рассматривание.
• практический (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, выполнение работ)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный –дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
3.1. Методическое обеспечение программы
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом концептуальных положений примерной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание Программы отражает аспекты социальной ситуации развития ребё нка дошкольного возраста:
- развивающая предметно-пространственная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
3.2 Условия реализации программы
условия набора - принимаются только дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение (группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям);
- условия формирования групп – младший дошкольный (3-4 лет);
- количество детей в группе - 10 человек.
- форма проведения занятий – занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
3.3 Список литературы
1. Богатова И. В. Оригами для начинающих. – М. : Мартин, 2011 – 144с.
2. Волшебные коврики : Пособие для занятий с детьми/ Сост. А. В. Белошистая,
О. Г. Жукова. - М. : Аркти, 2006 – 36с.
3. Волшебные комочки : Пособие для занятий с детьми/ Сост. А. В. Белошистая,
О. Г. Жукова. - М. : Аркти, 2006 – 36с.
4. Дегтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет : Методическое пособие. - М. : Мозаика - синтез, 2012 – 128с.
5. Долженко Г. И. 1000 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2008-142с.
6. Новикова И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квилинг. Удивительные вещи своими руками. – Ярославль: Академия развития, 2015 – 114с.
7. Новикова И. В. Конструирование в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010 – 96с.
8. Петрова О. А. Поделки из бумажных шариков. – М. : Аст – Пресс Книга, 2011 – 30с.
9. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М. : Издательство Скрипторий, 2015 – 48с.
10. Савушкин С. М. Чудо – завитки: Учебно-методическое пособие для совместной досуговой деятельности детей и взрослых. – М. : Карапуз – 2016 – 36с.
11. Чудина Ю. Ю. Квилинг для всей семьи: от простого к сложному. – М. : ТЦ Сфера, 2013 – 340с.