Трубина Татьяна Сергеевна
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль -7 лет)
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Шахматная азбука“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.
Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций, крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.
Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.
Б. Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности
Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие
.
Объем программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Режим занятий: обусловлен нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя:
1. Организационный момент: приветствие
2. Повторение пройденного материала.
3. Новый материал.
4. Закрепление нового материала.
5. «Из истории шахмат»
6. Итог занятия.
Содержание программы :
Учебный курс включает в себя 3 темы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
К концу курса дети должны знать: шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.
К концу курса дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход
.
Тематика курса
Работа по программе разделена условно на три этапа, по времени средней продолжительности.
На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.
С детьми сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.
На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.
К концу первого этапа дети:
-сочиняют сказки о шахматном королевстве;
-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;
-пересказывают друзьям сказки и легенды;
-знают фигуры;
-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;
-самостоятельно играют, соблюдая правила.
На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.
Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (свои 16, противника - 16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника). В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.
Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться - это, по договоренности, задача родителей.
К концу II этапа дети:
-знают ходы фигур;
-пользуются основными терминами;
-пытаются играть друг с другом;
-подсказывают и исправляют ошибки друзей.
На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.
К концу III этапа:
-самостоятельно играют со сверстниками, с взрослыми;
-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.
К концу года сами запоминают свои ходы и ходы противника, строят алгоритм своей игры, логические цепочки, у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание, самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.
У родителей положительные эмоции - дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.
Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии, приведённые в диаграмме (см. выше). Инструментарием является непосредственная игра.
Перспективное планирование работы по шахматному образованию детей 6-7 лет
Октябрь
Занятия 1.
-«Откуда пришли шахматы?»
Цель: познакомить детей с понятием «шахматы»
Занятие 2.
-«Волшебная доска»
Познакомить детей с понятиями:
- шахматная доска,
- белые и черные поля,
- чередование белых и черных полей,
- центр шахматной доски.
Занятие 3.
«Шахматные чудеса»
Цель: знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат.
Занятие 4
Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах.
Цель: знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах.
Занятие 5.
«Волшебная доска».
Цель: Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками.
Занятие 6.
«Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами :
- белые и черные,
- названиями фигур,
-учить сравнивать их между собой,
- находить фигуры в ряду.
Ноябрь
Занятие 7.
«Путешествие по волшебной доске»
Цель: познакомить детей со строением доски. Занятие 6.
Занятие 8
«В гостях у пешки»
Цель: закрепить знания детей с шахматной фигурой – пешкой.
Занятие 9. «Взятие»
Познакомить детей с шахматной фигурой
«Ладья», «ход фигуры»
Занятие 10
«Прямолинейная, бесхитростная фигура»
Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй.
Занятие 11.
«Шахматный слон»
Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон.
Занятие 12.
Слон против слона
Познакомить детей с шахматной фигурой
«Слон», «ход фигуры»
Декабрь
Занятие 13.
Могучая фигура»
Цель: познакомить детей с ферзём
Занятие 14
Ферзь против ладьи и слона
Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь», «ход фигуры».
Занятие 15.
«Я люблю свою лошадку»
Цель: познакомить с фигурой – конь. Занятие
Занятие 17
Шахматные партии
Цель: учить записывать шахматные партии
Занятие 18
Конь против коня
Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь», «ход фигуры»
Январь новогодние каникулы
Занятие 19
«На золотом крыльце сидели…»
Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём.
Занятие 20.
«Нотация волшебной доски»
Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.
Февраль
Занятие 21.
«Замечательный квадрат»
Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.
Занятие 22.
«Что такое оппозиция»
Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».
Занятие 23.
«Сделай правильный шаг!»
Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. Занятие 24.
Решение простейших шахматных задач
Занятие 25
«Шахматная задача».
Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача»
Занятие 26
Ферзь, король, ладья и слон против пешки.
Король и пешка против коня
Познакомить детей с шахматной фигурой «Король», «ход фигуры».
Март
Занятие 27.
(закрепление)
«Нотация волшебной доски»
Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.
Занятие 28
Не ходи, король, под шах.
Защита от шаха
Умный шах
Новое понятие – шах, познакомить детей с тремя вариантами защиты от шаха. Решение простейших шахматных задач.
(закрепление)
Занятие 29 «Замечательный квадрат»
Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.
Занятие 30
«Ничья и пат» (32. 33)
Новые понятия - ничья и пат. Решение простейших шахматных задач.
(закрепление)
Занятие 31 «Что такое оппозиция»
Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».
Занятие 32.
(закрепление)
«Шахматная задача».
Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача».
Апрель
Занятие 33
«Утро в шахматном королевстве или Правила дебюта»
Новые понятия – дебют, миттельшпиль, эндшпиль, ценность фигур, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с правилами.
Занятие 34 «Волшебный мир комбинаций»
Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.
Занятие 35
«Волшебный мир комбинаций»
Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.
Занятие 36
«Реши задачу»
Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. Занятие 24
Занятие 37
«Здоровые телом – сильные духом».
Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый.
Май Занятие 38
«Шахматные часы»
Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Новые понятия - шахматные часы, время отведенное на партию, контроль времени
Занятие 39
«В гостях у сказки»
Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку.
Шахматный праздник.
Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира. ъ
Выпускное мероприятие для детей. Прощание с секцией. Выдача сертификатов об окончании 1 года обучения
Взаимодействие с родителями.
Ноябрь
Конкурс рисунков для детей
«На лучшую шахматную фигуру» см. положение
Январь
Конкурс для детей и родителей
«На лучшую сказку о шахматном королевстве»
Мониторинг.
Уровни усвоения шахматной грамоты у детей
Высокий уровень – устойчивый интерес к игре, умение решать шахматные задачи, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.
Средний уровень – устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются частично помощью взрослого (педагога).
Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы, но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.
Работая над программой, я опираюсь на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д. ; принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности - нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей - важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Электоронный ресурс: минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО
2. Фоминых Мария «Шахматы для детей» Обучающая сказка в картинках (соответствует ФГОС) Питер 2020
3. Мюррей Чендлер «Шахматы детям. Лучшие тактические приемы» Питер 2015г «Феникс, 2012
5. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких» Москва, Издательство АСТ 2017
Интернет-ресурсы
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн : [сайт] URL : https://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы : [сайт] URL : https://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматы : [сайт] URL : https://megachess.net/School/textbook/;
4. Шахматная библиотека : [сайт] URL : https://webchess.ru/ebook/.
5. https://logiclike.com/math-logic/shahmatnye-zadachi
6. https://schoolchess.ru/zadachi/mat-v-1-xod/shaxmatnye-zadachi-dlya-detej.htm