Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»

Трубина Татьяна Сергеевна
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль -7 лет)

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Шахматная азбука“» размещена в разделах

Шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.

Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.

Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций, крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.

Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.

Б. Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие

.

Объем программы

Программа рассчитана на один год обучения.

Режим занятий: обусловлен нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя:

1. Организационный момент: приветствие

2. Повторение пройденного материала.

3. Новый материал.

4. Закрепление нового материала.

5. «Из истории шахмат»

6. Итог занятия.

Содержание программы :

Учебный курс включает в себя 3 темы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

К концу курса дети должны знать: шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

К концу курса дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход

.

Тематика курса

Работа по программе разделена условно на три этапа, по времени средней продолжительности.

На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.

С детьми сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу первого этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (свои 16, противника - 16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника). В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться - это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют ошибки друзей.

На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками, с взрослыми;

-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.

К концу года сами запоминают свои ходы и ходы противника, строят алгоритм своей игры, логические цепочки, у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание, самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.

У родителей положительные эмоции - дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии, приведённые в диаграмме (см. выше). Инструментарием является непосредственная игра.

Перспективное планирование работы по шахматному образованию детей 6-7 лет

Октябрь

Занятия 1.

-«Откуда пришли шахматы

Цель: познакомить детей с понятием «шахматы»

Занятие 2.

-«Волшебная доска»

Познакомить детей с понятиями:

- шахматная доска,

- белые и черные поля,

- чередование белых и черных полей,

- центр шахматной доски.

Занятие 3.

«Шахматные чудеса»

Цель: знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат.

Занятие 4

Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах.

Цель: знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах.

Занятие 5.

«Волшебная доска».

Цель: Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками.

Занятие 6.

«Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами :

- белые и черные,

- названиями фигур,

-учить сравнивать их между собой,

- находить фигуры в ряду.

Ноябрь

Занятие 7.

«Путешествие по волшебной доске»

Цель: познакомить детей со строением доски. Занятие 6.

Занятие 8

«В гостях у пешки»

Цель: закрепить знания детей с шахматной фигурой – пешкой.

Занятие 9. «Взятие»

Познакомить детей с шахматной фигурой

«Ладья», «ход фигуры»

Занятие 10

«Прямолинейная, бесхитростная фигура»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй.

Занятие 11.

«Шахматный слон»

Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон.

Занятие 12.

Слон против слона

Познакомить детей с шахматной фигурой

«Слон», «ход фигуры»

Декабрь

Занятие 13.

Могучая фигура»

Цель: познакомить детей с ферзём

Занятие 14

Ферзь против ладьи и слона

Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь», «ход фигуры».

Занятие 15.

«Я люблю свою лошадку»

Цель: познакомить с фигурой – конь. Занятие

Занятие 17

Шахматные партии

Цель: учить записывать шахматные партии

Занятие 18

Конь против коня

Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь», «ход фигуры»

Январь новогодние каникулы

Занятие 19

«На золотом крыльце сидели…»

Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём.

Занятие 20.

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.

Февраль

Занятие 21.

«Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Занятие 22.

«Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».

Занятие 23.

«Сделай правильный шаг!»

Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. Занятие 24.

Решение простейших шахматных задач

Занятие 25

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача»

Занятие 26

Ферзь, король, ладья и слон против пешки.

Король и пешка против коня

Познакомить детей с шахматной фигурой «Король», «ход фигуры».

Март

Занятие 27.

(закрепление)

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.

Занятие 28

Не ходи, король, под шах.

Защита от шаха

Умный шах

Новое понятие – шах, познакомить детей с тремя вариантами защиты от шаха. Решение простейших шахматных задач.

(закрепление)

Занятие 29 «Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Занятие 30

«Ничья и пат» (32. 33)

Новые понятия - ничья и пат. Решение простейших шахматных задач.

(закрепление)

Занятие 31 «Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».

Занятие 32.

(закрепление)

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача».

Апрель

Занятие 33

«Утро в шахматном королевстве или Правила дебюта»

Новые понятия – дебют, миттельшпиль, эндшпиль, ценность фигур, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с правилами.

Занятие 34 «Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Занятие 35

«Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Занятие 36

«Реши задачу»

Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. Занятие 24

Занятие 37

«Здоровые телом – сильные духом».

Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый.

Май Занятие 38

«Шахматные часы»

Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Новые понятия - шахматные часы, время отведенное на партию, контроль времени

Занятие 39

«В гостях у сказки»

Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку.

Шахматный праздник.

Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира. ъ

Выпускное мероприятие для детей. Прощание с секцией. Выдача сертификатов об окончании 1 года обучения

Взаимодействие с родителями.

Ноябрь

Конкурс рисунков для детей

«На лучшую шахматную фигуру» см. положение

Январь

Конкурс для детей и родителей

«На лучшую сказку о шахматном королевстве»

Мониторинг.

Уровни усвоения шахматной грамоты у детей

Высокий уровень – устойчивый интерес к игре, умение решать шахматные задачи, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.

Средний уровень – устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются частично помощью взрослого (педагога).

Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы, но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.

Работая над программой, я опираюсь на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д. ; принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности - нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей - важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Электоронный ресурс: минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО

2. Фоминых Мария «Шахматы для детей» Обучающая сказка в картинках (соответствует ФГОС) Питер 2020

3. Мюррей Чендлер «Шахматы детям. Лучшие тактические приемы» Питер 2015г «Феникс, 2012

5. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких» Москва, Издательство АСТ 2017

Интернет-ресурсы

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн : [сайт] URL : https://www.chess-master.net/articles/3.html;

2. Шахматы : [сайт] URL : https://www.shahmatik.ru/;

3. Шахматы : [сайт] URL : https://megachess.net/School/textbook/;

4. Шахматная библиотека : [сайт] URL : https://webchess.ru/ebook/.

5. https://logiclike.com/math-logic/shahmatnye-zadachi

6. https://schoolchess.ru/zadachi/mat-v-1-xod/shaxmatnye-zadachi-dlya-detej.htm

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 20:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»» (включая файлы) размещена пользователем Трубина Татьяна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД