Наталья Беляева
Дополнительная общеразвивающая программа «Математика вприпрыжку» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллект-град» (далее –Программа) является программой естественнонаучной направленности.
Программа ориентирована на логико-математическое развитие дошкольников посредством использования современных методик: методика Жени Кац «Математика вприпрыжку», логические блоки Дьениша, «Система игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - автор Л. А. Венгер.
Программа составлена на базе практических занятий и материалов и предназначена для развития пространственного и логического мышления дошкольников в процессе обучения математике.
Основная идея программы: дать детям возможность гармонично развивать умственные и творческие способности. Программа содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Отличительной особенностью
Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий с использованием разнообразных форм, методов работы, направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.
Программа дает возможность каждому обучающемуся овладеть логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Расшифровать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям. В рамках программной деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес у детей к знаниям. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности речевой, поведенческой. Основной упор сделан на применение дидактических игр и игровых упражнений,
Программа «Интеллект- град» может быть использована в любом дошкольном учреждении.
Актуальностьразвития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи интернета.
Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А для того, чтоб они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно их научить легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования мы должны выпустить из детского сада человека любознательного активного обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности умение работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить.
Педагогическая целесообразность: многие думают, что развитое логическое мышление – это природный дар с наличием или отсутствием, которого можно смириться. Однако существуют исследования известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего,
способностью обобщенно мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т. е. мыслить определенными понятиями. Причем познание реальной действительности реализуется путем образования понятий и оперирования ими, т. е. понятие 6 выступает – и как исходный элемент познания – и как его результат. А для того, чтоб у ребенка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развить именно его логические структуры. Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путем чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств, вызывают в мозгу ощущения восприятия и представления. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного логического мышления.
Новизна и оригинальность: программы заключается в использовании большого количества практических и игровых занятий, в использовании разнообразных конструкторов, счётных материалов, наглядных пособий, таких как Танграм, счётные кубики, счётные бусы и геометрические блоки, и т. д. помогающих детям усвоить изучаемый материал. Программа допускает дополнение и расширение содержания новыми темами в зависимости от подготовки и интересов дошкольников.
Нормативно-правовая база
Обязательным пунктом в программе дополнительного образования является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:
• Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Устав МБДОУ «Детский сад №28 «Колосок» г. Ессентуки Ставропольского края.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического и Пространственного мышления через систему игровых заданий математического содержания
Задачи программы:
• развитие математических способностей, левого и правого полушария головного мозга;
• улучшение аудиальной и визуальной памяти;
• формировать у детей мыслительные операции: анализ, синтез сравнение, обобщение, классификацию;
• развивать логику, мышление зрительное восприятие слуховое восприятие и речь, развивать коммуникативные способности на основе общения;
• развивать у детей способности действия наглядного моделирования по цветной схеме, умения планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции через игры с дидактическим материалом;
• стимуляция мелкой моторики;
• развитие личностных качеств, умения работать в команде.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима и учебных занятий.
1-ый год обучения
Срок реализации программы
1-й год обучения - 36 учебных недель
Общее количество занятий – 36
Форма обучения – очная, дневная
Последовательность и количество занятий на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами работы программы являются:
• принцип всестороннего развития. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся на любом школьном предмете, а также при дальнейшей учебе;
• принцип качества и пользы. Эта программа рассчитана так, чтобы занимать минимум времени и приносить максимум пользы. Нет «пустых» занятий, которые не учат и не помогают ребенку, каждый урок - это череда новых интересных открытий;
• принцип современного подхода. Использую уникальную онлайн-платформу, благодаря чему удается заинтересовать современных детей. Большой экран, интерактивные задания, различные эффекты - все это радует и увлекает даже самых непоседливых детей.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты:
• Произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития познавательной активности детей.
• Увеличилось количество детей с ярко выраженной любознательностью к математическим знаниям посредством использования логико-математических игр;
• Увеличилось количество дошкольников с математическим логическим мышлением (умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности);
• Развили активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач.
1-ый год обучения:
После освоения Программы дети:
Знают:
- правила нескольких подвижных игр;
- правила нескольких настольных игр («Фрукто 10», «Котосовы», «Катомино»).
Умеют:
- складывать из кубиков «Сложи узор» и из счетных палочек картинки по образцу;
- соотносить количество предметов в пределах 5;
- придумывать из мозаики и из счетных палочек разнообразные композиции;
- находить простые закономерности в расположении предметов;
- распознавать простейшие геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, в различных сочетаниях;
- выполнять практические задания педагога;
- уметь переключаться с одного задания на другое.
Нормативно-правовая база
Обязательным пунктом в программе дополнительного образования является перечень
нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:
• Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Устав МБДОУ «Детский сад №28 «Колосок» г. Ессентуки Ставропольского края.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического и Пространственного мышления через систему игровых заданий математического содержания
Задачи программы:
• развитие математических способностей, левого и правого полушария головного мозга;
• улучшение аудиальной и визуальной памяти;
• формировать у детей мыслительные операции: анализ, синтез сравнение, обобщение, классификацию;
• развивать логику, мышление зрительное восприятие слуховое восприятие и речь, развивать коммуникативные способности на основе общения;
• развивать у детей способности действия наглядного моделирования по цветной схеме, умения планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции через игры с дидактическим материалом;
• стимуляция мелкой моторики;
• развитие личностных качеств, умения работать в команде.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима и учебных занятий.
1-ый год обучения
Срок реализации программы
1-й год обучения - 36 учебных недель
Общее количество занятий – 36
Форма обучения – очная, дневная
Последовательность и количество занятий на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами работы программы являются:
• принцип всестороннего развития. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся на любом школьном предмете, а также при дальнейшей учебе;
• принцип качества и пользы. Эта программа рассчитана так, чтобы занимать минимум времени и приносить максимум пользы. Нет «пустых» занятий, которые не учат и не помогают ребенку, каждый урок - это череда новых интересных открытий;
• принцип современного подхода. Использую уникальную онлайн-платформу, благодаря чему удается заинтересовать современных детей. Большой экран, интерактивные задания, различные эффекты - все это радует и увлекает даже самых непоседливых детей.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты:
• Произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития познавательной активности детей.
• Увеличилось количество детей с ярко выраженной любознательностью к математическим знаниям посредством использования логико-математических игр;
• Увеличилось количество дошкольников с математическим логическим мышлением (умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности);
• Развили активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач.
1-ый год обучения:
После освоения Программы дети:
Знают:
- правила нескольких подвижных игр;
- правила нескольких настольных игр («Фрукто 10», «Котосовы», «Катомино»).
Уме
ют:[/b]
- складывать из кубиков «Сложи узор» и из счетных палочек картинки по образцу;
- соотносить количество предметов в пределах 5;
- придумывать из мозаики и из счетных палочек разнообразные композиции;
- находить простые закономерности в расположении предметов;
- распознавать простейшие геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, в различных сочетаниях;
- выполнять практические задания педагога;
- уметь переключаться с одного задания на другое.