Ванда Саакян
Дополнительная общеразвивающая программа «Лаборатория сказок» для обучающихся 5–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая
программа «ЛАБОРАТОРИЯ СКАЗОК»
Направленность: модульная практика
Вид программы : модифицированная
Срок реализации: 2 месяца (июнь-июль 2023г.)
Возраст обучающихся : 5-8 лет
Уровень: ознакомительный
Авторы программы : Саакян Ванда Левановна, воспитатель
г. Майкоп, 2023г.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. В сказках заложена вся мудрость, в них открывается огромный смысл.
"Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами" - так писал В. Сухомлинский.
С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные и осознавать ограничения этих нравственных понятий. Сказка - одно из доступных средств для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром.
Наряду со сказками на сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Педагогическая целесообразность: Задача педагога в процессе совмещения экспериментальной деятельности и сказок – связать результаты исследовательской работы и практический опыт детей с фантазией и воображением и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде и сформировать основы поведения и общения.
Сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.
Особенность данной в программы в объединении двух видов деятельности – познавательной и художественно-эстетической в единую цель посредством сказок и экспериментов.
Актуальность программы
Новизной данного опыта комплексное использование элементов ранее известных и современных методик для детского развития.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности посредством сказок.
Цель программы : развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, экспериментам и размышлению посредством сказок.
Задачи:
Образовательные:
формировать познавательные действия и первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира через знакомство с элементарными знаниями (свойства воды, муки, воздуха, бумаги, земли);
развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности;
формировать умение слушать сказки и понимать основную мысль;
формировать умения устанавливать причинно-следственную связь и делать выводы.
Развивающие:
развивать мотивацию к познавательному виду деятельности;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развивать интерес к придумыванию сказок;
развивать речь, мышление, воображение, фантазию.
Воспитательные:
формировать общественно - активную личность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
воспитывать любовь к чтению, к литературе и книгам.
Сроки реализации программы
Программа кружка «Лаборатория сказок» предназначена для детей 5-8 лет и рассчитана на 2 месяца в летний оздоровительный период.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Лаборатория сказок», проводится во вторую половину дня, 2 раза в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 30 минут.
Формы организации образовательной деятельности
Формы организации деятельности обучающихся - групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку. Наполняемость группы – 15 человек.
Методы и приемы обучения
Традиционные методы:
Словесные:
Чтение
Рассказывание
Беседа
Практические:
Опыты и эксперименты
Дидактические игры
Элементы инсценировки
Рисование
Лепка
Инновационные и наглядные:
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Использование проектора
Экскурсии
Опыты и эксперименты
Моделирование.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
проведение выставок детских рисунков по каждой сказке;
итоговая модель сказки, созданная совместно с детьми;
фото- и видеоотчет.
Взаимодействие с родителями:
итоговая выставка совместных с родителями работ по завершению программы;
совместная выпечка с детьми хлебо-булочных изделий для чаепития и фотоотчет;
экскурсия в пекарню;
буклеты «Сказка и ребенок» - о важности чтения в жизни ребенка; «Как правильно выбирать муку?» - о видах муки и ее полезных свойствах; «Лаборатория сказок» - с итоговыми фото и анализом проведенной работы;
мастер-класс по сказке, включающий опытно-экспериментальную деятельность для родителей.
Планируемые результаты:
умеют слушать сказки и делать выводы, выделять основную мысль сказки;
умеют искать способы с помощью опытов подтверждать или опровергать гипотезу;
имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
имеют представления об основных свойствах предметов (мука, вода, дерево, металл);
имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва);
имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;
имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину;
сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
проявляют любознательность, фантазию, воображение;
имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.