Вера Харитонова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажные фантазии» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗДЕЛ № 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажные фантазии» разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Бумажные фантазии“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Приказа Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020 № 373;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказа Министерства Просвещения России от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 г. № 093242;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы: художественная.
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения программы: стартовый.
Отличительные особенности: занятия по программе «Бумажные фантазии» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивает мелкую моторику детей, важнейшие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Работа в технике оригами прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном, растении, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Занятия оригами способствуют воспитанию у дошкольников усидчивости, аккуратности, целеустремленности, самостоятельности.
Адресат программы: коллективные объединения детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет, 6 – 7 лет, т. е. носит одновозрастной характер.
Особенности организации образовательного процесса:
- обучение производится в группе, составленной по заявлению родителей;
- состав группы – постоянный, наполняемость до 30 человек.
Программа ориентируется на воспитанников без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов.
- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Продолжительность занятия – 1 академический час.
- 1 час – 25 мин – для детей 5 – 6 лет,
- 1 час – 30 мин – для детей 6 – 7 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в зависимости от учебного плана.
- продолжительность образовательного процесса – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы, а так же с учётом возрастных особенностей воспитанников:
- срок реализации программы – 9 месяцев; 36 часов
- форма обучения – очная.
1.2 Цель и задачи программы
Цель Программы: способствовать эстетическому развитию детей 5-7 лет в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
- Развивать у воспитанников способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Обучающие задачи:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
1.3 Содержание программы
Содержание учебного плана
1. Тема: Знакомство с бумагой.
Теория: Инструктаж по Т. Б. Беседа «Бумага. Типы бумаги», подготовка рабочего места.
Практика: Проведение опытов с разными типами бумаги.
2. Тема: Знакомство с техникой оригами.
Теория: Инструктаж по Т. Б. Беседа «Оригами», подготовка рабочего места.
Практика: Отработка навыков складывания бумаги.
3. Тема: Геометрические фигуры.
Теория: Инструктаж по Т. Б. Беседа «Геометрические фигуры», подготовка рабочего места.
Практика: Игры с геометрическими головоломки: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Монгольская игра», кубиками «Сложи узор». Изготовление работ «Складывание салфеток для сервировки обеденного стола».
4. Тема: Тематические поделки в технике оригами.
Теория: Инструктаж по Т. Б. Тематические беседы: «Фрукты», «Насекомые», «Деревья», «Дикие животные», «Транспорт», «Цветы», просмотр слайдов (иллюстраций). Подготовка рабочего места, обсуждение этапов выполнения творческой работы.
Практика: Игры с геометрическими головоломки: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Монгольская игра», кубиками «Сложи узор». Изготовление работ: «Сказка квадратика», «Гусеница», «Листья», «Яблоко», «Ёлка», «Груша», «Гриб», «Письмо Карлсону», «Закладка из «конфеток», «Самолет», «Мороженое», «Цветы из «конфеток», «Бабочка», «Лягушонок», «Рыбка», «Щенок», «Зайчик», «Ёжик», «Пингвинёнок», «Звёздочка», «Голубь», «Слон».
5. Тема: Обобщающие занятия (в форме путешествий).
Практика: Квест-игры: «В стране геометрических фигур», «Путешествие в страну Оригами».
Планируемые результаты
Личностные результаты
Воспитанники:
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- будут уметь работать в парах, малых подгруппах;
- научатся проявлять доброжелательное отношение к сверстнику: выслушать, помочь по необходимости;
- научатся собственными усилиями добиваться результата.
Метапредметные результаты
Воспитанники будут уметь:
- следовать устным инструкциям;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Предметные результаты
Воспитанники:
- познакомятся с искусством оригами;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- будут уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
РАЗДЕЛ № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
2.1.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие:
- рабочие места по количеству воспитанников (8 столов, из расчета 4 рабочих места за одним столом);
- магнитно-маркерная доска;
- комплект учебно-методической документации: рабочая программа кружка, раздаточный материал (бумага для оригами, опорные схемы, линейки, простые карандаши, ножницы, геометрические фигуры);
- мультимедийные учебные презентации;
- технические средства обучения – демонстрационный комплекс, включающий в себя: проектор, экран, ноутбук.
2.1.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
Учебные пособия:
- схемы оригами (по количеству воспитанников);
- символы ориентиры (по количеству воспитанников);
- кубики Никитина «Сложи узор» (по количеству воспитанников);
- геометрические головоломки (по количеству воспитанников): «Танграм», «Прямоугольники», «Треугольники», «Пифагор», «Волшебный квадрат», «Монгольская игра», «Джунгли», «Город мастеров», «Пентамино».
Список литературы:
1. Альбомы оригами для дошкольников.
2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М. : Просвещение, 2017.
3. Долженко Г. И. 100 поделок оригами». Ярославль Академия Холдинг, 2020.
4. Соколова С. В. Сказка оригами. М: Эскмо, 2018.
5. Соколова С. В. Театр оригами. М. : Эскмо, 2018.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Диагностика, контроль не предусмотрены.
Формы отслеживания и фиксации результатов:
- табель посещаемости,
- педагогическое наблюдение,
- педагогический анализ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытые занятия (для педагогов и родителей,
- итоговые занятия (в форме путешествия,
- участие в конкурсе декоративно-прикладного творчества на уровне образовательной организации и муниципального округа.
2.3 Методические материалы
Методы работы с детьми:
Словесный – (объяснение, беседа, художественное слово, устное изложение, диалог, рассказ, вопросы).
Практический – (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
Наглядный – (с помощью наглядных материалов: схем, рисунков, электронных презентаций).
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты).
Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов).
Интегрированный метод – (проектная деятельность).
Метод игры – (дидактические игры, развивающие игры, сюрпризный момент).
Занятия включают различные виды детской деятельности:
- познавательную,
- продуктивную,
- двигательную,
- коммуникативную,
- конструктивную
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные
- комбинированные
- практические
- игры, путешествия.
Формы работы с детьми:
- игра
- ситуативный разговор
- беседа
- рассказ
- чтение
- интегративная деятельность
- проблемная ситуация
- продуктивная деятельность.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность учебного года, неделя 36 недель
Количество учебных дней 36
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 05.09.2022 – 23.12.2022
2 полугодие 09.01.2023 – 31.05.2023
Возраст детей 5 – 7 лет
Продолжительность занятия (академический час) 1 (30 минут)
Режим занятия 1 раза/нед
Годовая учебная нагрузка (академический час) 36
2.5 Воспитательная работа с дошкольниками
Воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса. На занятиях педагог формирует у воспитанников стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности; развивает самостоятельность; воспитывает интерес к художественному творчеству, продуктивной деятельности.
№ Проводимые мероприятия Сроки проведения
1 Правила техники безопасности при работе с бумагой.
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
На каждом занятии
2 Организация взаимопомощи при выполнении продуктивной деятельности На каждом занятии
3 Беседы: «Легенды об оригами» В течение года
4 Тематические выставки В течение года
5 Участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества В течение года
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия. М: Эксмо, 2020.
2. Лукьянова Р. М. Оригами как универсальное средство формирования у детей интереса к искусству и раскрытия творческого потенциала// Вопросы дошкольной педагогики. 2020. N 2. С. 4-6.
3. Сержантова Т. Б. Оригами. Новые модели. М: Айрис-пресс, 2018.
4. Соколова С. В. Игрушки из бумаги. СПб: Литера, 2019.
5. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2019.