Ольга Щепилова
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №42 «СВЕТЛЯЧОК»
Дополнительная
общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
детского объединения «Светлячок-Эковичок»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся- 5-6 лет
Срок реализации программы- 1 год
Воспитатель.
Щепилова О. М.
г. о. Клин
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
3-9
2.
Учебный план
9-11
3.
Содержание изучаемого курса
11-17
4.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Светлячок – Эковичок»
17-21
5.
Список литературы
21-22
6.
Календарный учебный график
22-24
7.
Приложение 1. Педагогическая диагностика
25-26
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы
В современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека с окружающей средой. Решить ее можно только сформировав в обществе экологическую культуру, экологическое сознание.
Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Экологическое воспитание - прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям. В этом возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.
Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Направленность (профиль) программы «Светлячок – Эковичок» : естественнонаучная.
Цель программы :
Формирование экологической культуры ребенка, способности понимать, любить и беречь окружающий мир.
Задачи программы :
1. Формировать знания детей об объектах живой и неживой природы.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные
связи между объектами природы.
3. Формировать необходимость охранять природу, любить и бережно распоряжаться ее богатствами.
4. Научить простейшим правилам поведения в природе.
Отличительные особенности программы :
Состоят в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности, предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности, использование информационных компьютерных технологий.
Занятия строятся в соответствии с сезонными изменениями в природе, которые описаны в произведении В. Бианки «Синичкин календарь». Знакомит детей с ними сказочный герой Светлячок-Эковичок.
Адресат программы :
Обучающиеся старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста:
Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Объем и срок освоения программы :
Продолжительность реализации программы- 1год
Количество месяцев реализации- 9 месяцев
Форма обучения:очная
Особенности организации образовательного процесса:
Программа «Светлячок – Эковичок» реализуется в соответствии с учебным планом детского объединения по интересам с группой обучающихся одного возраста. Состав группы – постоянный. Форма проведения занятий – кружок.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Общее количество часов в год- 36ч.
Периодичность- 1 раз в неделю,
Продолжительность занятия-20 минут
Планируемые результаты:
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Реализация образовательных целей и задач программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка:
К концу года дети будут иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края.
Объяснять экологическую зависимость, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Устанавливать причинно - следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Давать элементарные выводы и умозаключения. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов. Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Иметь представление о родном крае. О Земле, о труде взрослых.
Формы аттестации (педагогическая диагностика) :
Участие в конкурсе, творческая работа, выставка.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- аналитическая справка
- грамота;
-итоговое мероприятие;
-журнал посещаемости;
-фотоотчет;
-публикации о детском сообществе;
-отзыв родителей (законных представителей).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
-аналитическая справка по итогам проведения педагогической диагностики;
- открытое занятие;
-выставка;
- конкурс;
- открытое занятие;
- итоговый отчет.
Материально-техническое обеспечение:
Кружок «Светлячок – Эковичок» проводится в совместной образовательной деятельности в групповой комнате, соответствующей требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
Имеется:
-Столы и стулья детские;
-Демонстрационные подиумы;
-Компьютер для педагога;
- ИКТ технологии:
мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
- Перечень оборудования для занятий экспериментальной деятельности:
- Микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, ракушки.
Ведение фиксации детского экспериментирования:
Дневник наблюдений
Картотека опытов
Схемы проведения опытов
Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя»
Информационное обеспечение:
Презентации по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Круговорот воды в природе»; «Лес, как пример сообщества»; «Берегите природу!»;
Видеоматериалы: «Дары леса», «Животный мир нашего края», «Растения леса, луга», «Обитатели водоемов»;
Аудиозаписи детских песен о природе, записи голосов птиц, шума моря, ветра.
Конспекты занятий.
Интернет ресурсы
https://www.doshkolka.ru/- дошкольный образовательный проект.
Zagadochki.ru — каталог загадок по различным группам объектов. ru.wikipedia.org — свободная электронная энциклопедия.
2. Учебный план.
№п\п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1 Осень
1 Наш дом природа 20 мин. 15 мин. 5 мин Викторина
2 Осень наступила 20 мин 15 мин 5 мин Опрос
3 Что нам осень подарила? 20 мин. 15 мин 5 мин Творческая работа
4 Грибное царство 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
5 Как природа к зиме готовится? 20 мин. 15 мин 5 мин Создание альбома
6 Как вести себя на природе? 20 мин. 15 мин 5 мин Изготовление памятки
7 Дикорастущие и культурные растения 20 мин. 15 мин 5 мин Выставка
8 Воздух вокруг нас 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
9 Поздняя осень 20 мин. 15 мин 5 мин Фотоотчет
10 Солнце – источник тепла и света 20 мин. 15 мин 5 мин Викторина
11 «То березка, то рябина» 20 мин. 15 мин 5 мин Выставка
12 Беседа о растениях в уголке природы 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
Раздел 2 Зима
13 Пришла зима 20 мин. 15 мин 5 мин Викторина
14 Ходит капелька по кругу 20 мин. 15 мин 5 мин Изготовление коллажа
15 Знакомство с почвой 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
16 Защитите ель и сосну 20 мин. 15 мин 5 мин Изготовление плаката
17 Начало года 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
18 Мороз художник 20 мин. 15 мин 5 мин Творческая работа
19 Красная Книга природы 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
20 Жизнь птиц зимой 20 мин. 15 мин 5 мин Изготовление кормушки
21 Зима в лесу 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
22 Дикие и домашние животные 20 мин. 15 мин 5 мин Викторина
23 Кто живет в пруду? 20 мин. 15 мин 5 мин Творческая работа
24 Пресмыкающиеся 20 мин. 15 мин 5 мин Дидактическая игра
Раздел 3 Весна
25 Весна идет 20 мин. 15 мин 5 мин Викторина
26 Огород на окошке 20 мин. 15 мин 5 мин Выращивание рассады
27 Зеленый доктор 20 мин. 15 мин 5 мин Изготовление гербария
28 Насекомые 20 мин. 15 мин 5 мин Творческая работа
29 Весна на реке 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
30 «Люблю березку русскую». Природа родного края 20 мин. 15 мин 5 мин Изготовление альбома
31 Пернатые друзья 20 мин. 15 мин 5 мин Выставка
32 Лес, как пример сообщества 20 мин. 15 мин 5 мин Изготовление коллажа
33 Природа в мае 20 мин. 15 мин 5 мин Творческая работа
34 Что такое дождь, облака и гроза? 20 мин. 15 мин 5 мин Опрос
35 Развлечение «Земля – наш общий дом!» 20 мин. 15 мин 5 мин Развлечение
36 Проведение мониторинга 20 мин. 15 мин 5 мин Тестирование