Татьяна Мохирева
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные патриоты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста
Кружок «Юные патриоты»
Возраст обучающихся : 5-6 лет
Срок реализации: 1 год (2024-2025)
Автор-составитель:
Мохирева Татьяна Викторовна,
воспитатель
г. Куртамыш
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Юные патриоты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
1. Комплекс основных характеристик программы страница
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи программы, планируемые результаты 7
1.3 Рабочая программа 8
1.3.1 Учебный план 8
1.3.2 Содержание программы 8
1.3.3 Тематическое планирование 9
2. Комплекс организационно-педагогических условий 11
2.1 Календарный учебный график 11
2.2 Формы текущего контроля 11
2.3 Материально-техническое обеспечение 11
2.4. Информационное обеспечение 12
2.5 Кадровое обеспечение 12
2.6 Методические материалы 12
2.7 Оценочные материалы 12
Список литературы 13
Приложения
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.
Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающие чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.
Направленность программы.
Программа нацелена на :
1) воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.
2) развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Актуальность программы
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Программа кружка «Юный патриот» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.
Программа кружка «Юный патриот» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. В подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи, когда уровень развития всех компонентов речевой системы и неречевых психических функций дошкольников постепенно приближается к норме, можно начать углубленную работу по изучению родного края.
Отличительные особенности программы
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально - психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста без предварительного отбора.
Нахождение адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;
Выстраивание заданий в четкой последовательности, от простого к сложному;
Предоставление оптимальной помощи с постоянным её сокращением в зависимости от успехов детей.
Срок реализации (освоения) программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 5- 6лет. Срок реализации – 1 год.
Объем программы
Количество занятий в месяц 4-5 занятий. Итого 32 занятий в год. Длительность каждого занятия - 20 — 25 минут.
Периодичность проведения занятия - работа ведется в первой половине дня:1 занятие в неделю.
Формы обучения, особенности организации образовательного процесса
Подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
Формы организации обучения:
Программа реализуется через различные виды и формы организации детской деятельности.
Тематические, комплексные и интегрированные занятия
Беседы
Рассказы педагога
Чтение художественной литературы
Просмотр презентаций и документальных фильмов
Конкурсы
Викторины
Целевые экскурсии
Инсценировка сюжетов
Выставка детских работ
Прослушивание литературно-музыкальных композиций
Форма проведения итогов:
• Отчёт
Возможности реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
Организация различных форм работы с родителями:
1. Консультирование
2. Создание развивающей среды
3. Мастер-класс
1.2 Цели и задачи программы. Планируемые результаты
Цель программы :
Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края.
Задачи программы :
Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).
Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Расширять представления ребят о России, её столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом.
Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно- прикладному искусству России и Донского края.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранения природы.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны знать :
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города и области, достопримечательности;
Традиции и историю края;
Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)
Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности. Имеют представления об исторических памятниках.
Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края.
Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
Дошкольники знают названия и назначение предметов старинного быта.
Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки.
Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Имеют элементарные представления об охране природы.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
1.3 Рабочая программа
1.3.1 Учебный план
на 2024 -2025 учебный год
Название кружка Возрастная Группа Сроки проведения Время проведения
«Юные патриоты» Старшая группа
«Смешарики» понедельник 1 раз в неделю
по 20-25 минут 10.00.-10.25
1.3.2 Содержание программы
№ занятия Тема Цель Дата проведения
Входная диагностика. Оценка уровня развития 16.09.-
30.09.24
1 Вводное
занятие Знакомство детей с
патриотическим уголком в
группе, прослушивание
государственного гимна 07.10.24
2 Беседа
“Профессии в детском саду” Формировать представление детей о профессиях 14.10.24
3 «Д/и «Кто где живет?» Формирование и закрепление представлений о том, где обитают дикие и домашние
животные, птицы и рыбы. 21.10.24
4 Знакомство с государственной символикой Продолжать знакомство детей с государственными символами России, понятием Родина, формировать у детей представление о России как о
родной стране. 28.10.24
5 Чт. Худ. лит.
Есенин «Белая береза» Ознакомление со стихотворением
С. А. Есенина. Знакомство ещё с одним символом России. 02.11.24
6 Знакомство с пословицами и поговорками о
Родине Развитие патриотических качеств личности через знакомство с пословицами и поговорками о
Родине 11.11.24
7 Д/и «Сложи герб из
фрагментов» Закрепить представление детей о гербе России 18.11.24
8 С/р игра
«Защитники» Развитие сюжета в воображаемой ситуации на патриотическую
тему 25.11.24
9 Чт. Худ. лит.
Аким «Моя родина» Сложить у воспитанников представление о России 02.12.24
10 -«Беседа о березке —
символе России». Приобщение детей к традиционной отечественной
культуре, воспитание любви к Родине 09.12.24
11 Презентация
«Мой город Куртамыш» Познакомить детей с достопримечательностями города 16.12.24
12 Д/и «Кто где работает?» Уточнить представление детей о
том. Где работают люди разных профессий 23.12.24
13 С/р игра
«Путешественн ики» Совершенствовать умение детей развивать сюжет игры 28.12.24
14 Беседа:
«Защитники
Родины» Дать воспитанникам знания о
Российской армии 13.01.25
15 Муз. игра
«Вышел Ваня погулять» Учить стоять в кругу. Подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношение
друг к другу 20.01.25
16 Чт. Худ. лит. Митяев А.
«Родина» Сложить у воспитанников представление о Родине 27.01.25
17 Д/и «Сложи флаг из
фрагментов» Закрепить представление детей о флага России 03.02.25
18 Рисование
«Флаг России» Закрепить представление детей о
флага России 10.02.25
19 Экскурсия «по улицам города» Формирование представлений воспитанников о малой родине, знакомство с улицами родного
края 17.02.25
20 Составление
рассказа о семье Закрепить представление
воспитанников о семье 24.02.25
21 Пословицы и поговорки о
дружбе Расширять знания детей о дружбе 03.03.25
22 Чт. Худ. лит. Маршак С. Я.
«Друзья
-товарищи» Расширять и закреплять знания воспитанников о дружбе 10.03.25
23 Беседа; «В русской
горнице» Расширять кругозор детей; формировать представление о
жизни и быте русского народа 17.03.25
24 Д/и «Когда это
бывает» Закрепить знание детей о частях
суток 24.03.25
25 Муз. народная игра «Гори-
гори,ясно!» Развивать у воспитанников выдержку, ориентировку в
пространстве 31.03.25
26 Беседа: «День победы» Сформировать знания детей о празднике «День победы» и вызвать чувство гордости за
свою страну 07.04.25
27 Чт. Худ. лит. Маршак С. Я.
«День победы» Познакомить детей с новым стихотворением — о
пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину 14.04.25
28 Беседа: «Улица
на которой я
живу» Пробуждать в детях любовь к
своему городу 21.04.25
29 Экскурсия в
музей (к музею) Воспитание патриотизма, любви
и уважение к Родине 28.04.25
Диагностика Оценка уровня развития
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Начало учебного периода 1 октября 2023г.
Мониторинг с 1 сентября 2024 по 13 сентября 2024г.
Окончание учебного периода 28апреля 2023 г.
График каникул зимние – с 1 января по 8 января 2025 г.
Продолжительность учебного периода, всего
27 недель
Образовательная нагрузка, количество
НОД
1 раз в неделю
Объем образовательной нагрузки НОД (в минутах)
25 минут
Регламентирование образовательного процесса (первая и вторая половина дня) первая половина дня
Итоговый мониторинг с 19мая 2025 по 30 мая 2025 г.