Елена Кильчичакова
Дополнительная общеобразовательная программа «Тигір хуры» (Радуга)
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа
«Тигір хуры» (Радуга)
I. Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М. И. Калинин.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Тигір хуры“ (Радуга)» размещена в разделах
Хакасское народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Хакасское декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Искусство хакасских мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю.
Созданием данной программы дополнительного образования послужил социальный запрос родителей и детей для более углубленного изучения декоративно - прикладного искусства хакасского народа.
Цель программы : Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Задачи:
- создать условия для знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством хакасского народа
- Продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия.
- Развивать у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление;
- Обогащать и расширять художественный опыт;
- Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности;
- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату;
- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.
Для успешного развития творческих способностей детей был создан кружок «Тигір хуры» (Радуга). Многие занятия продолжают и расширяют темы, начатые на занятиях по хакасскому языку.
Программа состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой хакасского декоративно - прикладного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия.
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
• Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
• Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
• Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Направление деятельности: Художественно - эстетическое развитие Формы и режим занятий: Программа рассчитана на 2 занятия в месяц по пятницам в 15.40. Занятия проводятся со всей группой, во второй половине дня ; форма проведения - продуктивная.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет подготовительной к школе группы детского сада общеразвивающей направленности.
Количественный состав: 30 детей.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – 9 месяцев (период с сентября 2019 г. по май 2020 г.); количество занятий - 17.
II. Учебно – тематический план
№ Темы Дата проведения
1. Тема: Вводное занятие №1 Декоративно - прикладное искусство хакасского народа 13.09.2019 г.
2. Тема: Вводное занятие №2 Декоративно - прикладное искусство хакасского народа 27.09.2019 г.
3. Тема: Тема: «Растительный узор» (рисование) 11.10.2019 г.
4. Тема: «Закладка» (аппликация) 25.10.2019 г.
5. Тема: «Сапог» (рисование) 15.11.2019 г.
6. Тема: «Сегедек» (аппликация) 29.11.2019 г.
7. Тема: «Рукавичка» (аппликация) 13.12.2019 г.
8. Тема: «Поо» (лепка) 17.01.2020 г.
9. Тема: «Платок» (рисование) 31.01.2020 г.
10. Тема: «Папин ремень»
(аппликация) 14.02.2020 г.
11. Тема: «Кукла для мамы» (конструирование) 28.02.2020 г.
12. Тема: «Кукла в национальном костюме» (рисование) 13.03.2020 г.
13. Тема: «Украшение для куклы» (конструирование) 27.03.2020 г.
14. Тема: «Кружка с узорами» (раскрашивание) 10.04.2020 г.
15. Тема: «Пиала» (лепка) 24.04.2020 г.
16. Тема: «Ваза» (аппликация) 08.05.2020 г.
17. Тема: «Моя Хакасия» (рисование) 22.05.2020 г.
III.Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, пластилином, красками, ножницами, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек.
№ Содержание образовательной деятельности
1 занятие Рассматривание иллюстраций. Знакомство с одеждой, орнаментами,посудой хакасского народа. Техника безопасности при работе с природным материалом и ножницами. Словесная игра «Талан хоор, хоор.»
2 занятие Повторение видов хакасских орнаментов, умение отличать геометрические орнаменты от растительных дидактическое упражнение «Дорисуй орнамент».
3 занятие Рассматривание хакасской куклы в национальной одежде. Игра «Назови правильно» (нужно назвать каждую часть одежды на хакасском языке). Рисование с натуры куклы в национальной одежде.
4 занятие Составление растительного узора на полоске. Д /и «Назови цвет» (на хакасском языке).
5 занятие Обведение и украшение силуэта хакасскими узорами. Хакасская игра «Чья нога?»
6 занятие Продолжение знакомства детей с хакасским народным декоративно-прикладным искусством. Украшение сигедек хакасскими орнаментами. Физкультминутка на хакасском языке «Одежда»
7 занятие Создание простейшей декоративной композиции на рукавичке, размещая главный элемент орнамента по середине и мелкие по углам и сторонам. Хакасская народная игра «Рукавичка»
8 занятие Лепка пластилиновой основы для «поо», учитывая цвет, форму и назначение изделия. Украшение орнаментами из пуговиц и блесток разной формы. Пальчиковая игра на хакасском языке «Моя семья».
9 занятие Рассматривание картин с изображением платков. Украшение растительным орнаментом. Физкультминутка на хакасском языке «Птички»
10 занятие Украшение ремня для папы из орнаментов и блесток на праздник. Хакасская игра «Перетяни палку»
11 занятие Рассматривание кукол в национальной одежде. Физкультминутка на хакасском языке «Сели, встали!» Изготовление хакасской куклы из бросового материала.
12 занятие Рассматривание кукол в национальной одежде. Рисование куклы с натуры. Физкультминутка на хакасском языке «Раз, два.»
13 занятие Продолжать знакомить детей с национальными украшениями. Физкультминутка на хакасском языке «Я по дорожке иду» Изготовление украшения из пуговиц, бусинок. Нанизывание их на нитку.
14 занятие Рассматривание геометрических орнаментов. Физкультминутка на хакасском языке «Ветер дует нам в лицо» Вырезание и оформление кружки геометрическими орнаментами.
15 занятие Лепка пиалы из пластилина, передавая ее характерную форму. Оформление пиалы орнаментами с помощью стеки. Д/и «Накрываем стол»
16 занятие Вырезание силуэта приемами плавного закругления. Наклеивание силуэта на цветной фон. Игра «Назови посуду» (на хакасском языке)
17 занятие Итоговая выставка рисунков.
IV.Материально – техническое, методическое обеспечение
Материально - техническое оснащение:
групповая комната с необходимым количеством столов, стульев и пространством для подвижных игр; магнитная доска; дидактический материал: дидактические карточки, раздаточный материал; канцелярские товары (карандаши, фломастеры, краски, пластилин бумага, бросовый материал)
В свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время.
Методическое обеспечение:
1. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно- прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
2. В. Я. Бутанаев Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. — 224 с. :
3. Методические рекомендации по составлению рабочих программ с учетом этнокультурной ситуации развития детей в дошкольных образовательных организациях Республики Хакасия. На хакасском и русском языках. - Абакан : Хакасское книжное изд - во, 2015. - 160 с.
4. Е. Н. Аева. Хоозычах. Альбом-раскраска по мотивам хакасских орнаментов. - Абакан, Хакасское книжное издательство. 1993г. - с. 16.
5. К. М. Патачаков. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан. Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1982г. -с. 87.
6. И. К. Кидиекова. Орнамент хакасов I. Абакан. Хакасский институт бизнеса. 1997г. -с. 157.
7. И. К. Кидиекова. Орнамент хакасов II. Абакан. Хакасский институт бизнеса. 1997г. -с. 157.
V. Ожидаемые результаты.
-Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства хакасского народа;
- составляют узоры, геометрических и растительных орнаментов;
- лепят из пластилина декоративные изделия используя разные способы - названия основных цветов на хакасском языке;
-рисовать кистью элементы различных орнаментов
-верно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции,
-композиционные основы орнамента;
- умение работать с бросовым материалом;
-самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.