Шерстобитова Анна
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка» для детей от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЙ-КА»
Социально-педагогической направленности
для детей дошкольного возраста
(С 3 лет до 7 лет)
Разработала: Старший воспитатель
Шерстобитова Анна Валерьевна
г. Уфа.
Содержание 2
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель и задачи программы 5
1.3
Содержание программы 5
1.4
Планируемые результаты 7
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Развивай-ка“ для детей от 3 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Календарный учебный график 8
2.2
Условия реализации программы 8
2.3
Формы аттестации 22
2.4
Оценочный материалы 22
2.5
Методические материалы 23
2.6
Кадровое обеспечение 24
2.7
Финансовое обеспечение 25
2.8
Материально-техническое обеспечение 25
2.9 Список литературы 26
Содержание
Раздел №1
«Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Развивай-ка» разработана в соответствии с общей образовательной программой ГАУЗ РБ ДПС «Толпар».
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по социально-педагогической направленности.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
• Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Основное предназначение дополнительного образования — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Важно выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
ГАУЗ РБ ДПС «Толпар» реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой. Программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Развивай-ка», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игра «Танграм», «Коломбово яйцо» лабиринты, головоломки и т. д.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представления о цвете, величине, форме, множестве пространстве и времени.
• Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
• Формировать умения планировать свои действия и осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.
Развивающие :
• Развивать у дошкольников интерес к логическим играм.
• Развивать желание активно познавать и производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать с учётом избирательности и предпочтения детей.
• Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
• Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Закрепление детьми математической терминологии.
Воспитательные:
• Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания.
• Воспитывать умение работать индивидуально и в команде.
• Воспитывать коммуникативные качества.
1.3 Содержание программы
Содержание программы кружка состоит из трех блоков:
• Развиваем вычислительные навыки
• Развиваем геометрические представления
• Развиваем пространственные и временные отношения
Каждый из блоков включает в себя по 20 занятий.
Количество занятий: 2 раза в неделю
Продолжительность занятия: младшая группа -25 мин
старшая группа -30 минут.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Развитие мышления в данном возрасте определяется доминированием наглядно-образного мышления и переходом к словесно-логическому. Судить об особенностях наглядно-образного мышления детей можно на основе тех мыслительных средств, которые они используют при решении задач.
Кроме того, готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Ребенок, интеллектуально готовый к школьному обучению, способен не только анализировать форму и величину объектов, но и воссоздавать перцептивный образ объекта из культурно заданных средств восприятия, к которым относятся системы эталонов форм, цвета, величины. Также дошкольнику оказывается доступной задача точно воспроизвести на листе бумаги пространственные отношения между элементами одного сложного объекта или совокупностями объектов. Например, он может нарисовать группу точечных объектов, что необходимо для развития письма. Не случайно это задание входит во многие тесты готовности ребенка к школе. В этом возрасте ребенок свободно запоминает список из 10 слов и произвольно воспроизводит его. Кроме того, он в состоянии совершить мысленное преобразование образа предмета (например, может представить, что получится, если разрезать лист бумаги пополам). Такие преобразования важны для усвоения различных математических отношений. Интеллектуально готовый к школе ребенок может свободно систематизировать различные совокупности предметов. У него развиты временные и пространственные представления. Он без затруднений определяет длительность, последовательность и скорость наступления событий (например, правильно определяет, какая из двух машин едет быстрее).
Организация работы
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичной: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Кружковая работа организуется в группе, во второй половине дня, 1 раз в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
1.4 Планируемые результаты.
Планируемый результат работы: Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.
К концу обучения дети должны уметь:
Проявлять интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого- либо образа, изменять полученное.
Освоить простые связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше).
Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади, сверху (снизу, справа (слева).
Воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам, уравнивать группы предметов (столько же, увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов).
Освоить приемы наложения и приложения. Проявлять интерес к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов).
Освоить слова, обозначающие свойства и отношения предметов.
Развить память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, обогатить свой словарь.
Раздел № 2
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Кружковая работа организуется в группе, во второй половине дня, 1 раз в неделю в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года С 1.09.2022г по 31.05.2023г
Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками
По заездам
Продолжительность занятия Возрастная группа Длительность Количество в неделю Количество в год
Младшая группа 25 минут 2 64
Старшая группа 30 минут 2 64
2.2 Условия реализации программы
1 блок «Развиваем вычислительные навыки»
Месяц Тема занятия Задачи Материал
сентябрь Занятие №1
«Волшебные палочки» Познакомить детей с эталонами цвета : красным, синим, желтым, белым, черным; развивать умение детей выделять отдельные палочки из группы и составлять группу из отдельных палочек. Развивать внимание, память, расширять словарь за счет прилагательных (красный, желтый, синий, белый, черный). Пособие «Палочки Кюизенера»
Занятие №2
«Волшебный сундучок» Продолжить осваивание эталонов цвета и их название. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые. Пособие «Палочки Кюизенера»
Занятие №3
Игра «Число 5» Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Пособие «Палочки Кюизенера»
Занятие №4
Игра «Слоненок» Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение. Пособие «Палочки Кюизенера»
Занятие №5
Игра «Сколько?» Развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства. Логические
фигуры
2 блок «Развиваем геометрические представления»
Месяц Тема занятия Задачи Материал
Декабрь Занятие №1
Игра «Найди пару» Знакомить с символами свойств, развитие зрительной памяти. Карточки с символами фигур
Занятие №2
«Украсим елку бусами» Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства.
Формировать умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета.
Изображение елки,
15 карточек с символами,
комплект логических фигур
Конструктор, схемы 1-4
Занятие №3
Игра «Этажи» Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Набор блоков.
3 блок. «Развиваем пространственные и временные представления»
Месяц Тема занятия Задачи Материал
Март Занятие №1
«История Муравьишки» Знакомить детей с историей Муравьишки, нацеливать детей на
оказание ему помощи, развивать пространственные представления
детей. Карточки с заданиями, лабиринты, демонстрационный
материал – сюжетные картинки
к истории.
Занятие №2
«Умные клеточки». Развивать сообразительность, ориентацию на листе бумаги в
клетку, умение выполнять определенные действия на листе бумаги в
клетку под диктовку педагога. Листы бумаги в клетку,
простой карандаш, ластик,
карточки
с конечным результатом.
2.3 Формы аттестации
Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме:
*мониторинга - скрытого тестирования, контрольных срезов знаний по разделам программы. Для отслеживания результатов создаются диагностические таблицы.
*наблюдения.
*личных бесед с детьми
*анализа продуктов деятельности детей.
Педагогический анализ (диагностика) проводится ежезаездно.
Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не сравнения его с другими детьми.
В ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам относят такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения. Эти интегративные качества развития ребёнка отслеживаются путем наблюдения.
2.4 Оценочные материалы
Основой для выявления освоения программного материала воспитанниками служит методическое пособие З. А. Михайловой и И. Н. Чеплашкиной «Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений».
Специфика контрольных заданий заключается в применении игровых приемов контроля. Выполнению каждого задания предшествует его естественная мотивировка, которая переходит в инструкцию по его выполнению. Уровень сформированности умений, навыков и информированности определяется как низкий, средний и высокий, что соответствует обозначенному проценту выполнения предложенных заданий: низкий – <50%, средний – 51 - 69%; высокий – 70 - 100%.
Высокий уровень - 70-100%.баллов
Ребёнок владеет учебным материалом в соответствии с требованиями программы, применяет знания на практике не только в типовой ситуации. Ребёнок активен, инициативен, способен выполнять практическую работу преимущественно самостоятельно, для него характерна и творческая деятельность.
Средний уровень - 51-69% баллов
Ребёнок владеет основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, но для его практической деятельности характерен в основном репродуктивный уровень. Усвоенные знания он применяет в типовых ситуациях.
Низкий уровень -50% и ниже баллов
Ребёнок не усвоил материал учебной программы в полном объеме. Он владеет основными знаниями и умениями, но применение их на практике вызывает у него затруднения.
2.5 Методические материалы
Перечень методических материалов
Логические блоки Дьенеша.
Набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают мыслительными умениями анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логическими операциями «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные трем – синие.
Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек, и на размере (длина палочки, и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.
Еще один нюанс – ребенок начинает после занятий легко ориентироваться в дробях. Привычный способ запоминания количества (подсчет точек, яблок, счетных палочек) приучает к дискретности числового мира и привыкнуть потом к тому, что один – это две половинки, или четыре четверти сложно. На палочках Кюизенера это объясняется легко и доступно.
Головоломки и лабиринты.
Кубики Никитина.
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста. Задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей. Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
2.6 Кадровое обеспечение.
Для реализации цели и задач программы ГАУЗ РБ ДПС «Толпар» укомплектован квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
Руководящие работники:
Заведующий
Педагогические работники
Старший воспитатель
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Инструктор ЛФК
Педагог-психолог
Одним из главных условий качества воспитания является профессионализм воспитателя. В целях повышения качества воспитательного процесса в ГАУЗ РБ ДПС «Толпар» созданы условия для профессионального развития педагогических кадров, обеспечения повышения квалификации педагогических работников.
2.7. Финансовое обеспечение.
Эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств.
Спонсорская помощь, благотворительность, грантовые конкурсы.
2.8 Материально-техническое обеспечение.
В нашем учреждении функционируют 7 групп, которые состоят: из групповых, спальных помещений, раздевальных комнат, умывальных и туалетных комнат. Все помещения укомплектованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждой возрастной группе ( специальной детской мебелью: столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек и пособий, игровым (конструкторы, дидактические и игровые пособия и др.). Оборудованы зоны и уголки для детской деятельности (уголки творчества, сенсорного развития и др., информационные стенды.
Название материала:
Количество
1. Кубики + таблицы
2. Звуковоспроизводящая аппаратура (аудио магнитофон)
3. Столы
4. Стулья
5. Простые, цветные карандаши
6. бумага А4
7. Раздаточный материал
8. Методическая и справочная литература
9. Доска магнитная
2.9 Список литературы.
1. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
2. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : «Просвещение», 1985.
4. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
6. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет» : СПб, 2003.
7. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
8. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
9. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
10. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
11. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.