Ирина Юрасова
Программа кружка «Умелые руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта
Объединение - «Умелые руки. Солнечная мастерская»
Педагог – Юрасова Ирина Владимировна
Вид программы - модифицированный
Направленность - художественно-эстетическая
Продолжительность освоения - 2 года
Объем часов - 1-ый год - 36 часа
2-ой год - 36 часа
Возрастной диапазон - 4-6 лет
Форма организации образовательного процесса
групповая, индивидуально-групповая
Публикация «Программа кружка „Умелые руки“» размещена в разделах
Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Умелые руки».
Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.
Актуальность программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.
Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы - развитие творческих способностей детей
и формирование у них специальных знаний, умений и навыков,
необходимых для овладения декоративно-прикладной деятель-ностью.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные: формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.);
- овладение разными технологическими приемами обработки материала;
- приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Развивающие: развитие воображения, фантазии, внимания;
- развитие активного и креативного мышления.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма,
вызывать положительные эмоции;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Условия реализации программы :
Данная программа рассчитана на 2 года обучения и предусмотрена для детей дошкольного возраста. 1-ый год - 36 часа (1 час в неделю) 2-ой год - 36 часа (1 час в неделю)
Тематический план
1 год обучения
Количество часов
№ п/п Перечень разделов и тем Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.
1 1 -
2 Инструменты и материалы. Инструкция по технике безопасности. 1 1 -
Раздел 1. Природный и искусственный материал
.
1.1 «Бабочка». 1 - 1
1.2 «Красивые цветы». 1 - 1
1.3 «Веселая рыбка». 1 - 1
1.4 «Цыплята». 1 - 1
1.5 «Осенние цветы в вазе». 1 - 1
1.6 «Картинка из остатков карандашей». 1 - 1
1.7 «Цветы для мамочки». 1 - 1
Раздел 2. Аппликация из бумаги.
2.1 Из истории бумаги. «Мороженое». 1 - 1
2.2 Виды бумаг. «Дружок». 1 - 1
2.3 Из истории аппликации. «Винни-Пух» (обрывная аппликация). 1 - 1
2.4 «Снеговик» (обрывная аппликация). 1 - 1
2.5 «Снегирь на ветке рябины» (объемная аппликация). 1 - 1
Раздел 3. Бумагопластика и оригами
3.1 Из истории оригами. «Бумажное солнышко». 1 - 1
3.2 «Звено летящих самолетов». 1 - 1
3.3 Техника изготовления изделий. Работа с шаблонами из бумаги 1 - 1
3.4 «Осенний лес» (коллективная работа) 1 - 1
3.5 Елочные игрушки из «гармошки» 1 - 1
3.6 «Мать-и-мачеха и одуванчик» 1 - 1
3.7 «Открытка с цветами» (коллективная работа) 2 - 2
3.8 «Ромашка» 1 - 1
Раздел 4. Мозаика.
4.1 Контурная мозаика из бумаги «Цыпленок». 1 - 1
4.2 «Собачка» (контурная мозаика). 1 - 1
4.3 «Пароход» (геометрическая мозаика). 1 - 1
4.4 Мозаика из яичной скорлупы «Зайка» 1 - 1
4.5 Панно «Я родился» 2 - 2
Раздел 5. Пластичные материалы
5.1 Знакомство с тестом «Чудо-тесто» 1 - 1
5.2 «Черепашка». 1 - 1
5.3 «Филин». 1 - 1
Раздел 6. Рукоделие
6.1 Знакомство с техникой изонить «Как рисовать нитью?» 1 - 1
6.2 «Солнечный портрет» 1 - 1
Итоговое занятие. Диагностика знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. 2 2 -
Итого 36 4 32
Тематический план
2 год обучения
Перечень разделов и тем Количество часов.
1 Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. 1 - 1
2 Инструменты и материалы. Инструкция по технике безопасности. 1 1 -
Раздел 1. Художественное конструирование из растений.
.
1.1 Из истории составления букетов. «Осенняя сказка». 1 - 1
1.2 «Моя фантазия» (из семечек) 1 - 1
1.3 Аппликация из перьев. 1 - 1
Раздел 2. Плетение.
2.1 Фигурное плетение. «Сердечко и клубничка» 1 - 1
2.2 «Ёжик» 1 - 1
2.3 «Грибок» 1 - 1
2.4 «Бабочка». 1 - 1
Раздел 3. Оригами.
3.1 «Превращения квадратика» (цветок калла) 1 - 1
3.2 «Колокольчик» 1 - 1
3.3 «Цветик-семицветик» 1 - 1
Раздел 4. Бумагопластика
4.1 «Звезда» (деление круга на 4, 8, 16 частей) 1 - 1
4.2 «Георгины» 1 - 1
4.3 «Астры в вазе» 1 - 1
4.4 «Бабочка и стрекоза» 1 - 1
4.5 «Букет сирени» (коллективная работа) 1 - 1
4.6 «Василек» 1 - 1
4.7 «Подснежники». 1 - 1
4.8 «Нарцисс» 1 - 1
4.9 «Гвоздика»
Раздел 5. Комбинированные работы из различных материалов
5.1 Цветы своими руками «Ландыши» 1 - 1
5.2 «Мимоза». 1 - 1
Раздел 6. Рукоделие
6.1 Виды швов. Вышиваем «Салфетка» 1 - 1
6.2 Игольница «Цветок» 1 - 1
6.3 Знакомство с техникой изонить. «Открытка к 8 Марта» 2 - 2
Раздел 7. Пластичные материалы
7.1 «Земляника» 2 - 2
7.2 «Цветочная композиция» 2 - 2
7.3 «Корзинка с цыплятами» 2 - 2
7.4 «Необычная картина из пластилина» 1 - 1
7.5 Изготовление и роспись поделок из формовочного материала (курочка, лошадка, клоун и др.)
2 - 2
Итоговое занятие. Диагностика знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. 1 - 1
Итого 36 1 35
Содержание программы
1 год обучения.
Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.
Инструктажи по технике безопасности. Правила поведения на занятии. Общее представление о работе кружка. Заготовка необходимого материала.
Раздел1. Природный и искусственный материал.
Темы 1.1-1.7
Теория. Виды природных материалов: шишки, ветки, желуди, орехи, ракушки, листья и др., их основные свойства: прочность, отношение к влаге. Темы для бесед: «Что умеют делать золотые руки» (о народных умельцах, «Чудесный материал» (природный материал и его использование человеком, «Лес - наше богатство, и его надо беречь». Практика. Работа с природным материалом (листья, ветки, цветы, шишки, и др., его крепление с помощью пластилина, быстросохнущего клея. В данном разделе дети будут подбирать, компоновать, составлять, а главное фантазировать в оформлении всевозможных композиций из природного материала.
Раздел 2. Аппликация из бумаги.
Темы 2.1-2.5.
Теория. Виды бумаги: писчая, рисовальная, калька, газетная, оберточная; бумага белая и цветная; назначение ее основные свойства: прочность, отношение к влаге. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги: карандаш, шаблон, линейка, ножницы, клей, кисточка; назначение, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения.
Элементы графической грамоты: линия контура и линия сгиба. Понятие «контур».
Технология обработки бумаги: разметка, сгибание, резание, крепление деталей клеем. Экономия материала и бережное отношение к инструментам и приспособлениям. Темы для бесед: «Что делают из бумаги», «Что значит быть бережливым».
Практика. Анализ образца, коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности; подбор материалов и выбор инструментов; организация рабочего места, экономное использование материалов; технологические операции: сгибание, складывание, проглаживание линии сгиба; резание ножницами по прямолинейному и криволинейному контуру, на глаз; крепление деталей клеем.
Раздел 3. Бумагопластика и оригами.
Темы 3.1-3.8
Теория. Виды и основные свойства бумаги, их значение при изготовлении изделий.
Понятие о развертке. Технология обработки бумаги, способы крепления деталей в изделии клеем.
Знакомство с историей оригами, условными обозначениями и способом работы, особой техникой сворачивания листа.
Практика. Коллективное планирование выполнения работы. Разметка бумаги, резание ножницами; крепление деталей клеем. Изготовление изделий по образцу.
Раздел 4. Мозаика.
Темы 4.1-4.5
Теория. Дается понятие «мозаика», происходит знакомство с видами мозаики, с технологией выполнения мозаики из различного материала (бумага, пластик, природный материал). Темы для беседы: «Место мозаики в нашей жизни», «Важно ли быть терпеливым».
Практика. Анализ образца, планирование и организация работы, выполнение работы; составление композиций, анализ работы.
Раздел 5. Пластичные материалы.
Темы 5.1-5.3
Теория. Как приготовить соленое тесто, происходит знакомство с технологией выполнения деталей из теста, знакомство с материалом: стека, скалка, зубочистка, ножницы. Покраска теста. Сушка.
Практика. Создание образа, декорирование изделия, анализ работ
Раздел 7. Рукоделие.
Темы 7.1-7.2
Теория. Виды ниток: швейные, штопальные, для вышивания, вязания. Знакомство с видами швов. Тема для бесед «Волшебство ниток».Знакомство с техникой «изонить».
Практика. Изготовление выкройки, крепление ее к картону, разметка картона по выкройке; выполнение необходимых швов.
Итоговое занятие.
Оформление выставки для родителей. Диагностика знаний, умений и навыков детей.
Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие.
Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.
Инструктажи по технике безопасности. Правила поведения на занятии. Общее представление о работе кружка. Заготовка необходимого материала.
Раздел 1. Художественное конструирование из растений.
Темы 1.1-1.3
Теория. Знакомство с историей составления букетов, с работами известных мастеров.
Тема для беседы: «Красота вокруг нас».
Практика. Составление композиций, их оформление и назначение
Раздел 2. Плетение.
Темы 2.1-2.4
Теория. Технология фигурного плетения. Темы для бесед: «Разнообразие аппликаций», «Умельцы родного края».
Практика. Выполнение плетения, составление композиций.
Раздел 3. Оригами.
Темы 3.1-3.3
Теория. Знакомство с историей оригами, условными обозначениями и способом работы, особой техникой сворачивания листа.
Практика. Изготовление изделий по образцу. Составление композиций.
Раздел 4. Бумагопластика
Темы 4.1-4.9
Теория. Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с бумагой и картоном.
Знакомство с технологией складывания «гармошкой». Виды бумаги: писчая, рисовальная, калька, газетная, оберточная; бумага белая и цветная; назначение ее и основные свойства: прочность, отношение к влаге.
Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги: карандаш, шаблон, линейка, ножницы, клей, кисточка; назначение, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения.
Элементы графической грамоты: линия контура и линия сгиба. Понятие «контур».
Правила чтения графических изображений.
Технология обработки бумаги: разметка, сгибание, резание, крепление деталей клеем.
Экономия материала и бережное отношение к инструментам и приспособлениям. Темы для бесед: «Что делают из картона», «Различные виды бумаг и их назначение».
Практика. Анализ образца, коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности; подбор материалов и выбор инструментов; организация рабочего места, экономное использование материалов; технологические операции: сгибание, складывание, проглаживание линии сгиба; резание ножницами по прямолинейному и криволинейному контуру, на глаз; крепление деталей клеем. Складывание полоски и прямоугольника, составление композиций.
Раздел 5. Комбинированные работы из различных материалов.
Темы 5.1-5.2
Теория. Знакомство с различным материалом.
Практика.
Составление букетов из различных материалов.
Раздел 6. Рукоделие.
Темы 6.1-6.3
Теория. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные с полотняным переплетением нитей. Виды ниток: швейные, штопальные, для вышивания, вязания. Знакомство с видами швов, со способами пришивания пуговиц, кройкой и шитьем. Темы для бесед: «Что делают из тканей», «Волшебство ниток».
Практика. Пришивание пуговиц в композиции, изготовление выкройки изделий прямоугольной формы, крепление ее к ткани, разметка ткани по выкройке и раскрой; выполнение необходимых швов.
Раздел 7. Пластичные материалы
Темы 7.1-7.5
Теория. Как приготовить соленое тесто, происходит знакомство с технологией выполнения деталей из теста, знакомство с материалом: стека, скалка, зубочистка, ножницы. Покраска теста. Сушка.
Работа с пластилином.
Практика. Создание образа, декорирование изделия, анализ работ
Итоговое занятие.
Оформление выставки для родителей. Диагностика знаний, умений и навыков детей.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
К концу учебного года дети:
Приобретают знания о декоративно-прикладном творчестве.
Будут знать теоретические основы работы с бумагой, природным материалом, пластилином, клеем, иголкой.
Будут уметь:
Правильно и грамотно изготовлять несложные поделки из бумаги, пластилина, ткани, природного материала.
Применять в повседневной жизни полученные знания и умения.
Ожидаемые результаты
2 год обучения
К концу учебного года дети:
Расширят знания о декоративно-прикладном творчестве.
Углубят теоретические знания основы работы с бумагой, природным материалом, пластилином, клеем, тканью.
Будут уметь:
Правильно и грамотно изготовлять сложные поделки из бумаги, пластилина, ткани, природного материала.
Применять в повседневной жизни полученные знания и умения.
Формы оценки качества знаний.
Каждый учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки, открытого занятия для родителей.
Методическое обеспечение программы :
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение (творческая гостиная);
Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации, карты-схемы)
Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, краски, альбомы, кисточки, линейки, пластилин, тесто, проволока, поролон.
Формы и методы обучения
Занятия проводятся в форме:
- развивающих игр;
- занятий-игр;
- проведения выставок;
- экскурсии в ЦДТ, музей;
- праздничного оформления помещений;
- участия в конкурсах.
Формы деятельности:
- групповые;
- индивидуально-групповые.
Методы деятельности:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
- репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).
Список используемой литературы для педагога:
1. Берсенева Т. К. Ткань. Бумага. Тесто. М. «Астрель», 2001г.
2. Ерлыкин «Поделки своими руками». Москва «ТРИЭН». 1997 г.
3. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
4. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
5. Петрова И. М. «Объемная аппликация». Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2007 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание». 3/2008г.
7. Журнал «Дошкольное воспитание». 11/2005 г.
8. www.solnet.ee Детский портал «Солнышко».
Список используемой литературы для детей:
1. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития». 1998 г.
2. Лутцева Е. А. «Технология. Ступеньки к мастерству». Рабочая тетрадь. Москва «Вентана-Граф». 2003 г.
3. С. К. Кожохина, Е. А. Панова «Сделай жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества». Ярославль 2007.
4. М. М. Евдокимова «Волшебные краски». М. «Школьная пресса» 2001 г.
5. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2007.