Анна Семёнова
Дополнительная общеобразовательная программа «Кружок «Занимательная сенсорика» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план, календарный план.
4. Содержание и методическое обеспечение программы.
5. Список литературы.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Программа дополнительного образования для детей второй младшей группы «Занимательная сенсорика»
Темочки:
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Руководитель программы Педагог дошкольного образования
Семёнова Анна Евгеньевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Организация-исполнитель
Адрес организации исполнителя МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида»
г. Саранск. ул. Веселовского д. 29
тел. 75-28-53
Цель программы Создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет, а также сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Направленность программы Развивающая, познавательная.
Срок реализации программы 1 год обучения
Вид программы
Уровень реализации программы Адаптированная
Дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы Осуществляет администрация образовательной организации; практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые конечные результаты программы Дошкольник должен знать:
- шесть основных цветов спектра и их название;
- пять геометрических фигур и их названия (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
- вкусовые качества овощей и фруктов.
Дошкольник должен уметь:
- подбирать предметы по образцу;
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, вкус, величина);
- сравнивать предметы по величине;
- чередовать предметы по величине
-уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один);
-рисовать элементарные изображения (полосы, радуга и др.) с помощью песка;
- ориентироваться в пространстве;
-сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;
- обозначать величину предметов;
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
- словесно описывать формы предметов.
Дошкольник должен владеть:
- действиями по образцу;
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, зрительно по осязательно воспринимаемому образцу;
В ходе проведении кружка «Занимательная сенсорика» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми второй младшей группы (3 – 4 лет) МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» и является формой кружковой работы, рассчитанной на 1 год обучения.
Она разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом МО и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г. ;
Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида», составленная с учетом образовательной программы дошкольного образования «Детство»;
Устав МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида».
Направленность: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по сенсорному развитию для младших дошкольников «Занимательная сенсорика» имеет развивающую, познавательною направленность.
Новизна: данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.
Актуальность. Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет.
Проведение кружка «Занимательная сенсорика» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной деятельности.
Педагогическая целесообразность. Основными принципами, заложенными в основу программы, являются:
- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например, цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).
- Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
- Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
Цель программы : Целью дополнительная образовательная программа «Занимательная сенсорика» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет, а также сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы :
- обучить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;
-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;
-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы :
- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие, качества и свойства;
- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.
Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Занимательная сенсорика» :
- формирование у воспитанников нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитание усидчивости, целенаправленности.
Отличительные особенности: Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «за бегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.
Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Занимательная сенсорика» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерё дность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Овощи и фрукты» целесообразно проводить в осенний период учебного года, а занятие «Елка» в предновогодний период.
Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.
Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.
Возраст детей : от 3 до 4 года.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная сенсорика» - 3-4 года.
С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий:
Возраст Длительность занятия Количество в неделю Количество в год
3 – 4 лет 15 минут 1 33
Формой организации занятий является групповая.
Данная дополнительная –развивающая программа состоит из семи тематических блоков.
• Блок: «Цвет»
• Блок: «Геометрические фигуры»
• Блок: «Величина»
• Блок: «Количество»
• Блок: «Вкус»
• Блок: «Рисование»
• Блок: «Игра»
Методы организации учебно-воспитательного процесса
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования;
- привлечение к работе родителей.
Знания по формированию сенсорных способностей даются в различных формах:
1. Практическая игра
2. Решение ситуационных задач
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения
4. Теоретические занятия
5. Познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения и экспериментирование)
6. Различные виды продуктивной деятельности
7. Самостоятельная игровая деятельность
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате освоения программы воспитанники будут :
-знать:
- шесть основных цветов спектра и их название;
- пять геометрических фигур и их названия (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
- вкусовые качества овощей и фруктов.
-уметь:
- подбирать предметы по образцу;
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, вкус, величина);
- сравнивать предметы по величине;
- чередовать предметы по величине
-уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один);
-рисовать элементарные изображения (полосы, радуга и др.) с помощью песка;
- ориентироваться в пространстве;
-сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;
- обозначать величину предметов;
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
- словесно описывать формы предметов.
-владеть:
- действиями по образцу;
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, зрительно по осязательно воспринимаемому образцу;
В результате реализации программы кружка «Занимательная сенсорика» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
- различать предметы по величине (большой – маленький, больше
- меньше);
- различать предметы по форме (кубик, шарик);
- образовывать группы однородных предметов;
- выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале. (Приложение 1,2)
презентация о работе с детьми за учебный год;
итоговое мероприятие.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Занимательная сенсорика».
№ Наименование образовательных модулей, тем, разделов Количество занятий Общее количество часов Количество часов теории Количество часов практики
1. Шесть основных цвета спектра. 6 1 час 30 мин 45 мин 45 мин
2. Геометрические фигуры. 6 1 час 30 мин 45 мин 45 мин
3. Величины предмета. 4 1 час 24 мин 36 мин
4. Количество предмета. 3 45 мин 15 мин 30 мин
5. Освоение вкусовых качеств 3 45 мин 30 мин 15 мин
6. Рисование элементарных предметов на песке. Раскрашивание элементарных предметов. 6 1 час 30 мин 35 мин 55 мин
7. Игры с конструктором - мозаикой 5 1 час 15 мин 30 мин 45 мин
Итого: 33 8 часов 15 мин 3 часа 44 мин 4 часа 31 мин
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделе.
При проведении занятий в рамках кружка «Занимательная сенсорика» предполагается использование следующих форм организации деятельности:
- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин);
- индивидуальная.
Приемы и методы организации.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
- наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);
- словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
- практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
Дидактический материал.
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
- Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
- Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».
- Игрушки уголка сенсорики : кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т. д.
- Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе) :
игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов, баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.
- Крупная и мелкая мозаика, напольная мозаика.
- Игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
- Белый песок.
-Мольберт с картинками.
- Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, огурцы.
Техническое оснащение занятий.
Для проведения занятий имеется следующее оборудование:
- колонка
- телевизор
- пузырьковая колонка с рыбками
- световой стол для рисования песком
- диско шар
- мольберт с картинками.
5. Список литературы для педагогов
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С. В. Алимова, О. В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
4. Высокова Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста : программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т. В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
5. Кудрявцева Е. А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е. А. Кудрявцева, М. А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М. : Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с.
7. Погудкина И. С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И. С. Погудкина- СП. : Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
8. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста : учебно-методическое пособие/ Ю. М. Хохрякова. - М. : Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с.
9. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки / О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.
10. Михайленко Н. Я. Как играть с ребёнком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Обруч, 2012.- 176с.
11. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М. : Генезис, 2010. – 232 c.
12. Субботина Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л. Ю. Субботина. - М. : Академия развития, 2011.- 192с.
13. Занятия с детьми 2-4 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/ авт. -сост. М. А. Федосеева.
14. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008
Список литературы для детей и родителей
1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия: умные книжки / О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.
2. Михайленко Н. Я. Как играть с ребёнком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Обруч, 2012. - 176с.
3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М. : Генезис, 2010. – 232 c.
4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160 с.
5. Субботина Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л. Ю. Субботина. - М. : Академия развития, 2011. - 192с.
6. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.