Елена Водясова
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Волшебная мастерская»
для детей 3-4 лет
Содержание:
1. Паспорт программы…. 3
2. Пояснительная записка…. 4
3. Учебно-тематический план…. 6
4. Содержание дополнительной образовательной программы …. 7
5. Календарно-тематическое планирование ….…. 8
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы. 19
Список литературы…. 20
1. Паспорт программы
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Волшебная мастерская“» размещена в разделах
Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Волшебная мастерская»
(далее – Программа)
Руководитель программы Воспитатель : Водясова Елена Валерьевна
Организация-исполнитель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №8» г. о. Саранск
Адрес организации-исполнителя г. о. Саранск, Т. Бибиной, д. 3
Цель программы Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Направленность программы Художественно-эстетическая
Срок реализации программы 1 год.
Вид программы, уровень реализации программы адаптированная, дошкольное образование
Система реализации контроля над исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые результаты программы 3-4 года
Знать: основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, формы (круг, квадрат, прямоугольник, образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы.
Уметь: овладеть основными приемами аппликации и лепки, различать цвета и формы, освоить навыки работы с клеем, и самое главное развитие умелости рук.
Владеть: пассивным и активным словарем, навыками и умениями изобразительного, декоративного творчества и основными приемами лепки и «бумажной пластики»
2. Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой и пластилином.
Программа дополнительного образования «Волшебная мастерская» разработана на основе изучения авторских программ «Умелые ручки» И. А Лыковой, «Первые шаги в мире искусства» Н. А. Горяевой.
Актуальность.
Аппликация и лепка – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой и пластилином, потому что они легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, тесто, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и пластилином даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Концепция программы основывается на том, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. А речь ребенка в свою очередь является ярким показателем его интеллекта.
Цель и задачи.
Цель программы : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
обучающие:
-формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
-учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; учить приемам лепки,
-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
-обогащение сенсорных впечатлений;
развивающие:
-развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
-развитие речевых навыков;
-развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
воспитательные:
-воспитание навыков аккуратной работы с материалом;
-воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Методы обучения: наглядные, словесные и практические:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Направленность программы : художественно-эстетическая.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Численность в группе -30 человек.
Форма организации занятий: групповая.
Общее количество 31 занятие.
Продолжительность занятия 1 раз в неделю по 15 минут согласно расписанию во второй половине дня.
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации программы : 1 год
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Знать: основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, формы (круг, квадрат, прямоугольник, образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы.
Уметь: овладеть основными приемами аппликации и лепки, различать цвета и формы, освоить навыки работы с клеем, и самое главное развитие умелости рук.
Владеть: пассивным и активным словарем, навыками и умениями изобразительного, декоративного творчества и основными приемами лепки и «бумажной пластики»
Итоги реализации данной образовательной программы подводятся в следующих формах: выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества и праздники. Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение группового занятия с присутствием родителей.
4. Содержание дополнительной образовательной программы.
1-й модуль. Формировать у детей интерес к бумаге и пластилину.
2-й модуль. Продолжать формировать у детей интерес к аппликации и лепке.
3-й модуль. Продолжать учить детей работать с бумагой, клеем, пластилином.
4-й модуль. Вызвать интерес у детей к созданию пластичных форм из бумаги и пластилина, рисованию в нетрадиционных техниках (вырезание из бумаги разных по форме и материалам предметов, сминание, приклеивание и т. д).
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Структура занятия
№ п/п Содержание работы Время проведения
1 Вводная часть:
Беседа, формирование положительной мотивации к трудовой деятельности;
Пальчиковая гимнастика;
Рассматривание иллюстративного материала, игрушек;
Показ приёмов работы;
Выстраивание плана действий. 3 мин
2 Основная часть:
Самостоятельная работа детей;
Индивидуальная работа;
Уточнение приемов работы. 10 мин
3 Заключительная часть:
Анализ детских работ;
Оформление выставки;
Игры 2 мин
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Формы занятий: игры-занятия, игры-экспериментирования, игры-инсценировки, игры-развлечения, игра-закрепление.
Приемы и методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Главным методом проведения занятий является игра. Воспитатель обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает процесс эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, создает необходимый эмоциональный настрой.