Екатерина Липская
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Небесный фонарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
дополнительного образования – Дом детского творчества «Мастер»
Небесный фонарик
Дополнительная общеобразовательная программа
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Липская Екатерина Викторовна,
Иутегина Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся :
3-4 года
5-6 лет
7 -9 лет
р. п. Краснообск
Новосибирский район
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста „Небесный фонарик“» размещена в разделах
2018 год
Содержание
1. Пояснительная записка с. 3
1.1. Цель и основные задачи дополнительной общеобразовательной программы
«Небесный фонарик» с. 3
2. Учебно-тематический план с. 6
2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения с. 6
2.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения с. 6
3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы
«Небесный фонарик» с. 7
3.1. Программа 1-го года обучения с. 7
3.2. Программа 2-го года обучения с. 8
4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы «Небесный фонарик» с. 10
5. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Небесный фонарик» с. 12
1. Пояснительная записка
Концепция данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизной программы является использование песочной анимации в развитии творческих способностей и логического мышления учащихся. Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что программа даёт возможность освоить технику рисования песком, научиться снимать на видеокамеру свой творческий проект, сделанный из песка, а также освоив программу видеомонтажа создать песочный фильм.
На первом этапе обучения ребенок только учится песочной анимации, с помощью особой техники воспитанники создают на световом столе рисунки песком, которые плавно переходят один в другой. Приобретя опыт рисования на световом столе, дети создают песочного мультфильм.
Программа имеет научно-техническую направленность и позволяет получить теоретические знания и практические навыки в области профессионального видеомонтажа на компьютере, о принципах создания видеоролика из песка, обработки аудиоинформации, необходимом программно-техническим обеспечении и перспективах использования компьютерного видеомонтажа в различных областях деятельности: в сфере рекламы, в области создания художественных произведений и пр.
Структура программы позволяет обучающимся, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта. Разделы выстроены так, чтобы ребенок активизировал свою фантазию и творческие способности при создании сюжетных композиций, используя знания литературных героев, исторических произведений и пр.
Цель программы : формирование и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка, его воображения, фантазии, через освоение основных способов рисования на песке.
Задачи программы :
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения песочной анимации, ее особенностях, возможностях;
- познакомить с основами композиции, композиции кадра, перспективе;
- познакомить с основами анатомии людей и животных;
- познакомить с технологией создания сюжета для песочной анимации;
- освоить инструментальные компьютерные среды для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями и пр.)
Развивающие:
- научить техническим и художественным приемам песочной анимации;
- формировать умение разрабатывать сюжет и воплощать его на экране;
- формирование умения снимать на видеокамеру сюжеты из песка;
- формирование умения работать с программой видеомонтажа Pinnacle Studio на компьютере;
- развивать навыки выступления перед аудиторией.
Воспитательные:
- формирование эстетического вкуса;
- формирование умения создания собственных фильмов по выбранной тематике;
- формирование умения работы в коллективе над проектами;
- формирование художественно-творческой активности.
Формой организации деятельности является студия. Форма занятий по данной программе может быть определена как свободное студийное творчество под руководством педагога.
Продолжительность реализации программы 1 год. Возраст обучающихся рассчитан на возрастные группы 4-5, 5-6 лет и 6-9 лет
Количество обучающихся в группе: 7-9 человек.
Количество детей в группе : по количеству световых столов.
Условия набора детей в коллектив : принимаются все желающие.
Условия формирования групп: разновозрастные.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Режим занятий:
1, 2 год обучения:
1 раз в неделю:
• 3-4 года - 25 минут
• 5-6 лет - 30 минут,
• 7-9 лет – 45 минут.
Используемые технологии:
Индивидуализация обучения - индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными; Групповые технологии - организация совместных действий, коммуникация, общение, взаимопонимание, взаимопомощь; Технология личностно - ориентированного обучения - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка; Репродуктивная деятельность - прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения;
Здоровьесберегающие технологии - обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.
Содержание образовательной деятельности:
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-9 человек) 1 раза в неделю по 30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла:
1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не
устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и
игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей,
активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы;
ценить его инициативу и мнение;
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
- перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
- категорически нельзя бросаться песком;
- не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.
Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин) в зависимости от физического состояния воспитанников.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.
Для успешной реализации программы необходимы :
- световые планшеты, кварцевый песок, антистатик;
- материал: игрушки, палочки, кисточки, пуговицы, камушки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, колпачки, силуэтные фигурки, плоскостные формы и другой бросовый материал.
- отдельное светлое помещение, оборудованное как для занятий изобразительной деятельностью, так и для игр и неформального общения детей;
- мультимедийное оборудование для создания музыкального фона занятий;
- мини-библиотека, составленная как из литературы по изобразительному искусству, а также детской художественной литературы с богатым иллюстративным материалом.
Система отслеживания компетентностей учащихся
Основной системой отслеживания знаний и умений детей являются контрольные занятия, проводимые после каждой пройденной темы, на которых ребенок выполняет работы по этим темам.
Для выявления результативности работы данная программа снабжена системой отслеживания знаний и умений учащихся.
Мониторингом могут являться всевозможные способы выявления результативности детей, занимающихся в студии. Это может быть:
-проведение выставок фотографий работ, устраиваемых как после прохождения каждой из тем, так и итоговой выставки в конце учебного года.
-тестирование и анкетирование детей после прохождения каждой из тем, а также по мере необходимости для выявления возможных сложностей в освоении материала.
-составление каждому ученику портфолио, состоящее из фотографий художественных работ, всевозможных наград, благодарностей за все время обучения.
-рейтинговая оценка ребенка как педагогом, так и одногруппниками студии, а также самостоятельная оценка своей работы.
Ожидаемые результаты учебного года
Обучающиеся будут знать:
- историю возникновения и развития песочной анимации;
- устройство песочного стола;
- технику работы на песочном столе;
- технологию работы с различными материалами и инструментами на песочном столе;
- основы композиции, композиции кадра, перспектива;
- основы анатомии людей и животных;
Обучающиеся будут уметь:
- рисовать песком разными техниками, сменять образы на световом столе;
- составлять композиции для статичных и динамичных композиций;
- разрабатывать сюжет и воплощать его на экране;
Учебно-тематический
Учебно-тематический первого года обучения
для обучающихся 3-4 года, 5-6 лет
№ Тема Теория Практика Итого
1 Волшебный песок Создать условия для знакомства детей с песком, показ песочной анимации. Развитие умений выполнять действия последовательно. 0,25 0,25 0,5
2 «Узоры на стекле» Учить наносить ритмично и равномерно различные линии. Показать способы рисования указательным пальцем. Развитие умений выполнять действия последовательно. 0,25 0,75 1
3 «Музыка леса»
Показать способы рисования несколькими пальцами. 0,25 0,75 1
4 «Сказочные птицы»
Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично.
Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук. 0,25 0,75 1
5 «Осенний вальс»
Развитие внимания, связанного с координацией движения. 0,25 0,75 1
6 «Фруктовый сад»
Способы рисования на песке дополнительными инструментами 0,25 0,75 1
7 «Радуга над Обью»
Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично.
Способы рисования на песке дополнительными инструментами 0,25 0,75 1
8 «Весёлый зоопарк»
Способы рисования на песке дополнительными инструментами 0,25 0,75 1
9 «Зимний лес»
рисование одним пальцем, несколькими пальцами одновременно, способы рисования на песке дополнительными инструментами (тонкой палочкой ёлочные игрушки) 0,25 0,75 1
10 «Подарки деда Мороза» Способы рисования на песке дополнительными инструментами 0,25 0,75 1
11 «Такие разные снежинки» (по замыслу)
Показать технику отпечатка. Использование данной техники в создании образов.
0,25 0,75 1
12 «Паровозик из Ромашкова» Геометрические фигуры. Линии горизонтальные и вертикальные. Продолжать знакомство с приёмами использования дополнительных инструментов 0,25 0,75 1
13 «На круглой планете…» Продолжать знакомство с приёмами использования дополнительных инструментов 0,25 0,75 1
14 «Весенняя капель» Продолжать знакомство с техникой отпечатка. 0,25 0,75 1
15 «Тайны космоса»
Продолжать знакомство с приёмами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика) 0,25 0,75 1
16 «Необитаемый остров» 0,25 0,75 1
17 «Летний пейзаж» 0,25 0,75 1
18 «Подводный мир» 0,25 0,75 1
19 «Чудеса на песке» 0,25 0,75 1
ИТОГО: 4,75 13,75 18,5
Учебно-тематический
Учебно-тематический первого года обучения
для обучающихся 7-9 лет
№ Тема Теория Практика Итого
1 Волшебный песок Создать условия для знакомства детей с песком, показ песочной анимации. 1
2 «Грибной дождь.» Показать технику насыпания, наброс песка. Создание песочных образов.
1
3 «Весёлый зоопарк»
Продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку 3
4 «На птичьем дворе»
Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). 1
5 «Собираем урожай» Показать технику вытирания для создания образов.
2
6 «Морозные узоры»
Показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками (морозные узоры) Создание условий для художественно продуктивно деятельности с использованием нетрадиционных материалов 2
7 «Зимний пейзаж»
показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками. 3
8 «Идет волшебница зима»
Продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку (сугробы, снеговик, несколькими пальцами одновременно (снег идет, снежинки). 2
9 «На другой планете»
показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками. 1
10 «Паровоз по рельсам мчится»
Закрепить знания способов рисования несколькими пальцами симметрично. 1
11 «По улицам города»
Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем телевизионные антенны). 2
12 «Смешарики» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). 3
13 «Птицы, летите, на крыльях весну несите!»
Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. 1
14 «Летний пейзаж» 3
15 «Дорожное движение» 2
16 «По морям, по волнам…» 2
17 «Обитатели морских глубин» 3
18 «Чудеса на песке» (по замыслу)
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса. 3
19 «Радуга – дуга!»
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле, используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней. 1
37
Учебно-тематический
Учебно-тематический второго года обучения
для обучающихся 4, 5-6 лет
№ Тема Теория Практика Итого
«Волшебство линий» рисование одним пальцем, несколькими пальцами одновременно, способы рисования на песке дополнительными инструментами
Показать способы рисования кулачком
Показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками.
37
Учебно-тематический
Учебно-тематический второго года обучения
для обучающихся 7-9 лет
№ Тема Теория Практика Итого
«Волшебство линий. Роспись песком»
«Осениий букет»
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком.
«Букет для мамы»
(День матери)
Показать способы изменения образа путем добавления деталей (бутоны цветов, дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры в розы).
37
Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребёнка. Для придания цвета изображению используется цветные декоративные украшения. Украшения меняются в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например, «Золотая осень» - листики, желуди, тыквы