Екатерина Реймер
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебный завиток»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию
Автор: Реймер Екатерина Анатольевна, воспитатель в средней группе МБДОУ "Нижнекристальская СОШ", п. Нижнекристалка
Описание: Предлагаю вам дополнительную образовательную программу
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебный завиток», этот материал будет полезен воспитателям ДОУ. Работу можно выполнить с дошкольниками 4-5 лет.
Пояснительная записка.
Темочки:
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Рабочая программа по рисованию в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. СанПиН 2.4.1.3049. Была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Волшебный завиток» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изо деятельности.
Отличие от других программ :
• Программа разработана с учетом регионального компонента.
• Программа направлена на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
• Поэтапность обогащения знаний и развития психических познавательных процессов ребенка;
• Учет индивидуальных и возрастных возможностей каждого ребенка.
Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную общеобразовательную программу ДОУ, и рассчитана на детей средней возрастной группы 4 – 5 лет.
Срок реализации: непрерывно.
Цель Программы :
Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Основные задачи Программы :
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности детей.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие
Развитие свободного общения в процессе коллективной творческой работы.
Развитие диалогической речи в процессе организованных бесед о произведениях искусства и предметов народно-прикладного творчества.
Познавательное развитие.
Ознакомление детей со свойствами материалов через экс-периментально – опытную деятельность.
Развитие представлений об окружающем мире, мысли-тельных операций (анализ, сравнение, уподобление).
Формирование пространственных отношений, умения ориентироваться на листе бумаги.
Художественно-эстетическое развитие
Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
Развивать чувства формы, цвета, пропорций; обогащать сенсорный опыт.
Формировать интерес к изобразительной деятельности, художественно-творческие способности; самостоятель-ность при выборе материалов и техник.
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Речевое развитие
Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Физическое развитие.
Развитие физических качеств, творчества, выразительно-сти и грациозности движений в процессе организованных физкультминуток и подвижных игр во время НОД.
Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, через обследование материалов, работу с семенами, нитками, пластилином, штампами.
Формирование навыков личной гигиены.
Предполагаемые результаты освоения программы :
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативновности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Интегративные качества:
- Эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
- Способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Решение программных задач предполагается в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной с взрослым и самостоятельной творческой деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников.
НОД осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 1 раз в неделю во второй половине дня с сентября по май месяц.
Продолжительность НОД:
• средняя группа – 20 минут
Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
К концу учебного года дети должны знать:
- Название основных цветов и элементарные приёмы их смешивания.
- Название нетрадиционных техник рисования.
- Название времён года.
- Правила безопасности.
Уметь:
- Правильно держать кисточку, пользоваться изобразительными материалами.
- Определять тёплые и холодные цвета.
- Изображать предметы крупно, используя лист бумаги.
- Уметь организовывать своё рабочее место и прибирать его после работы.
Содержание работы:
Сентябрь
1 Азбука цвета.
Цели: Рассматривание плаката. Знакомство с основными цветами. Учить правильно пользоваться красками.
Оборудование: Плакат «Радуга цвета», краски, кисточки, баночки с водой.
2 Волшебные краски.
Цели: получать различные оттенки красного, желтого и зелёного цвета. 3 прозрачные баночки с водой, гуашь красного желтого и зелёного цвета.
3 Осеннее дерево.
Цели: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ладошками; учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный, оранжевый; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.
Оборудование: картина «Осень в лесу»; гуашь красного, желтого и оранжевого цвета; заготовка для педагога на ватмане ствол дерева.
(Коллективная работа).
4 Весёлый мухомор.
Цели: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерное точки на всю поверхность бумаги.
Оборудование: вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, гуашь красная, алая, кисточки; белая гуашь в тарелочке (мисочке, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.
Октябрь
1 Мой любимый дождик.
Цели: упражнять в нетрадиционной технике рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, сильный, ливень, используя точку и линию как средство выразительности (проводя линию сверху-вниз).
Оборудование: Листы А4 на каждого ребенка, с наклейными тучками разной величины, синяя гуашь в тарелочках (мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.
2 В нашем саду листопад.
Цели: познакомить с нетрадиционной техникой рисования отпечаток, учить правильно пользоваться кисточкой, закреплять названия деревьев, узнавая с какого дерева лист.
Оборудование: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавших, кисти.
3 Загадки.
Цели: познакомить с нетрадиционной техникой рисования
ниткография, развивать воображение, мелкую маторику, координацию движения.
Оборудование: нитки №10, цветная гуашь, большой лист белой бумаги.
(Коллективная работа)
4 Угадай что это?
Цели: Упражнять в нетрадиционной технике рисования.
Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: нитки №10, цветная гуашь, листы белой бумаги для каждого ребёнка.
Ноябрь
1 Фрукты на тарелочке.
Цели: закреплять умение работать в технике «Пальчиковая живопись». Развивать речь, знание о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе.
Оборудование: альбомный лист с нарисованной тарелочкой, гуашь (жёлтая, красная, зелёная, оранжевая, салфетка, вода,
кисть, ватная палочка
2 Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?
Цели:знакомить с нетрадиционной техникой печатания пробкой, печатка из картофеля. Закреплять понятие «лучик». Развивать цветовосприятие.
Оборудование: Лист бумаги с нарисованным желтым кругом в середине, рисунки с изображением солнышка.
3 Рыбки в аквариуме.
Цели: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать умение рисовать пальчиками.
Оборудование: Затанированные альбомные листы на каждого ребенка, гуашь.
4 Домик для зайчика.
Цели: Традиционное рисование. Развивать умение работать поэтапно, следуя простому алгоритму по прорисовке эскиза.
Оборудование: альбомные листы на каждого ребёнка, простые карандаши.
Декабрь
1 Мои рукавички.
Цели: упражнять в технике печатания. Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность
Оборудование: вырезанная из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в тарелочке, выставка рукавичек, салфетки.
2 Снежок порхает, кружиться.
Цели: закрепление приемов печатания и рисование пальчиками, создание образа снегопада. Развивать чувство цвета и ритма.
Оборудование: затонированные листы формата А4, белая гуашь в тарелочке, салфетки, поролон на палочке, картинки с изображением снегопада.
3 Весёлый снеговик.
Цели: Тычок жесткой, полусухой кистью Познакомить с техникой тычка жесткой, полусухой кистью.
Оборудование: альбомные листы на каждого ребёнка. Кисточки для клея, приготовленная гуашь в палитре голубого цвета.
4 Украсим елочку бусами.
Цели: рисование пальчиками, оттиск пробками Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатанья пробкой, учить чередовать бусины разных размеров.
Оборудование: альбомные листы на каждого ребёнка, пробки разных размеров, тарелочки с гуашью.
Январь
1 Снегирь на веточке.
Цели: Развивать умение работать поэтапно, следуя простому алгоритму по прорисовке эскиза.
Оборудование: альбомные листы на каждого ребёнка, простые карандаши,
гуашь.
2 Узор дедушки Мороза.
Цели:восковые мелки + акварель. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Оборудование: альбомные листы, восковые мелки, акварель, кисточки №5.
3 Ёлочка пушистая.
Цели: познакомить с нетрадиционной техникой оттиском поролона, развивать аккуратность в работе.
Оборудование: альбомные листы с контуром ёлочки, кусочки поролона, тарелочки с краской.
Февраль
1 Домашние птицы.
Цели:восковые мелки + акварель. Совершенствовать навык работы с акварелью и восковыми мелками, упражнять в различении и назывании цветов.
Оборудование: альбомные листы, акварель, восковые мелки.
2 Зимующие птицы.
«Снегири и синички».
Цели: обрывание бумаги. Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости.
Оборудование: альбомные листы с контурами птиц, цветная бумага, клей.
3 Папин свитер.
Цели: Тычок жесткой кистью. Совершенствовать умение в данной технике, развивать чувство ритма.
Оборудование: альбомные листы, шаблоны свитеров.
4 Необычные машины.
Цели:оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
Оборудование: альбомные листы, тарелочки с краской, пробки разной величины, маркеры.
Март
1 Ваза для мамы.
Цели: Скатывание салфетки. Познакомить с техникой обрывания бумаги (салфетки, развивать мелкую маторику.
Оборудование: листы картона с контуром вазы, салфетки,клей.
2 Ваза для мамы.
Цели:скатывание салфетки. Совершенствовать технику обрывания бумаги (салфетки, развивать мелкую маторику.
3 Весенние напевы.
Цели: набрызг. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
Оборудование: альбомные листы, зубные чётки, тарелочки с краской, фартуки для детей.
4 Золотая рыбка.
Цели: традиционное рисование. Развивать умение работать поэтапно, следуя простому алгоритму по прорисовке эскиза.
Апрель
1 Звёздное небо.
Цели: набрызг. Совершенствовать технику «набрызг», учить создавать образ звёздного неба, развивать цветовосприятие. Альбомные листы, зубные чётки, тарелочки с краской, фартуки для детей.
2 Ранняя весна.
Цели: Монотипия пейзажная. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой.
3 Ледоход.
Цели: Метод «старения».Показать разнообразные приёмы работы с клеем, для создания выразительного образа.
Оборудование: клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета.
4 Белая берёзка.
Цели: традиционное рисование +оттиск поролоном Развивать умение работать поэтапно, следуя простому алгоритму по прорисовке эскиза.
Оборудование: альбомный лист, простые карандаши.
Май
1 Осьминог.
Цели: Рисование ладошкой. Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.
Оборудование: альбомный лист, гуашь, кисточки, баночка с водой.
2 Весёлые одуванчики.
Цели: восковые мелки и акварель. Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков.
Оборудование: альбомный лист, акварель, восковые мелки.
3 Диагностика.
Цели:Различные. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.
Оборудование: необходимые материалы на выбор детей.