Ирина Граненкова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы на мячах» (фитбол-аэробика)
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст обучающихся: 3-4 года
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы на мячах» для детей 3-4 лет разработана на основе программы «Танцы на мячах», разработанной на кафедре гимнастики РГПУ им. А. И. Герцена Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой (2006г). Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцы на мячах» для детей 3-4 лет (далее Программа) предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях в качестве дополнительного образования детей дошкольного возраста и рассчитана на 8 месяцев обучения.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Танцы на мячах“ (фитбол-аэробика)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа инструкторов по физической культуре
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Нормативно-правовые основы разработки Программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
4. СанПин 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
Направленность
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность и отличительные особенности
Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающегося. Они обладают огромным оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров разных стран.
Одной из важных оздоровительных задач, которую решают упражнения на фитболах, является влияние их на опорно-двигательный аппарат, как с профилактической, так и с лечебной целью. Выполнение упражнений на мяче имеет одну особенность: необходимость постоянно удерживать равновесие, которая способствует длительному поддержанию мышечного тонуса, особенно мышц спины. Это имеет большое значение для формирования правильной осанки и закрепления навыка правильной позы сидения (особенно для будущих школьников, чему активно способствуют занятия на мячах.
Упражнения, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний как остеохондроз, сколиоз, неврастения и множество других. Они так же тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают положительный эмоциональный фон занятий.
Структурная основа программы по фитбол-аэробике «Танцы на мячах»
• Основы знаний
• Учебно-практический материал
• Требования к уровню подготовленности занимающихся
• Материально-техническое обеспечение
Характеристика разделов Программы
Основы знаний - теоретический раздел программы, представленный различными темами, без знания которых овладение практическим материалом является не полным. Содержание тем включает в себя характеристику фитбол-аэробики и описание её влияния на организм занимающихся, правила поведения в зале и предупреждения травматизма, основы личной гигиены и здорового образа жизни.
Учебно-практический материал включает в себя формирование умений, навыков и развитие двигательных способностей средствами фитбол – аэробики, которые представлены в различных разделах программы («Фитбол-гимнастика», «Фитбол-ритмика», «Фитбол-атлетика», «Фитбол-коррекция», «Фитбол-игра»).
В раздел «Фитбол-гимнастика» входят строевые, общеразвивающие упражнения с мячом, сидя на мяче (без предметов, с предметами, прыжки, основные исходные положения на мяче, акробатические упражнения (включающие элементы самостраховки, а так же упражнения в равновесии и упражнения «школы мяча» (перекаты, броски, ловля, отбивание) и упражнения на растягивание.
Упражнения раздела «Фитбол-ритмика»: специальные упражнения для согласования движений с музыкой (ритмика, основы хореографии, танцевальные шаги, базовые шаги фитбол-аэробики, ритмические и сценические танцы.
Раздел «Фитбол-атлетика» имеет общеукрепляющую направленность и включает в себя упражнения, направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища, развитие силовой и общей (аэробной) выносливости.
Раздел «Фитбол-коррекция». В этот раздел входят упражнения для формирования, закрепления и совершенствования правильной осанки, профилактики плоскостопия, развития и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, упражнения пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа и расслабления.
Креативно-игровой раздел «Фитбол-игра» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению специальных упражнений и творческих заданий, включение подвижных и музыкальных игр в учебную деятельность.
Цель и задачи программы
Цель: содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и приобщение к здоровому образу жизни.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Оздоровительные задачи:
• Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
• Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
• Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
• Формировать и закреплять навык правильной осанки.
• Содействовать профилактике плоскостопия.
• Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую моторику рук.
• Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
Образовательные задачи:
• Дать детям представление о влиянии занятий фитбол-аэробикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой, профилактике травматизма.
• Формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
• Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
Развивающие задачи:
• Формировать двигательные навыки и развивать физические способности.
• Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
• Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
• Способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
Воспитательные задачи:
• Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
• Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
• Содействовать формированию коммуникативных умений у детей.
Условия реализации программы
Форма организации и режим проведения
Изучение учебного материала осуществляется в логической последовательности в сочетании взаимосвязанных занятий. Зачисление детей в группы может происходит на любом этапе образовательной программы, так как в процессе реализации программы постоянно присутствует повторение пройденного материала.
Форма организации дополнительных занятий:
• Очная групповая форма. Группы формируются в соответствии с возрастом, состав группы не более 15 человек. Занятия проводятся во второй полоне дня, один раз в неделю.
• Форма организации обучения с элементами дистанционного образования родителей (законных представителей) по вопросам основ программного материала в режиме offline.
• В случае вступления в силу нормативного акта РФ о прекращении очной образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях Санкт-Петербурга, предусмотрена внеаудиторная деятельность (1 занятие в месяц).
Материально-техническое обеспечение Программы
Обеспечение помещениями:
• Спортивный зал.
• Кабинет преподавателя.
Оборудование и спортивный инвентарь:
• Мячи для занятий фитбол-аэробикой (диаметр 45, 55, 65см).
• Ковровое покрытие.
• Дополнительный инвентарь для общей физической подготовки: платки, погремушки, мячи разного диаметра, ленточки, обручи, гимнастические скамейки, гантели, гимнастические палки и т. д.
• Аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы
ЭОР:
• Страница на Официальном сайте ДОУ
• Zoom/YouTube
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, владеющий методикой преподавания фитбол-аэробики у детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы "Танцы на мячах"
Программа направлена на достижение следующих целевых ориентиров:
• Ребенок знает свойства и функции фитбола, может самостоятельно выполнять знакомые ему упражнения с использованием фитбола;
• Ребенок знает и выполняет правила безопасности на занятиях по фитбол-аэробике;
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• Ребенок имеет представление о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
I Целевой раздел
Основные задачи
• Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.
• Разучить правильную посадку на фитболе.
• Ознакомить с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе.
• Учить детей использовать фитбол как предмет, ориентир, препятствие, опора.
• Формировать и закреплять навык правильной осанки.
• Развивать психофизические качества, формировать навыки выполнения основных движений.
• Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
• Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.
Задачи дистанционного обучения
• Оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе и помощи в подборе актуальной информации.
• Вовлечение родителей (законных представителей в учебный и воспитательный процесс, дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.
• Повторение, закрепление пройденного материала с помощью видеокурсов или Zoom/YouTube в режиме online/offline.
Формы работы
• Занятия игровые, сюжетные, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера;
• Игры и упражнения с речитативом;
• Ритмическая гимнастика, танцы, игры и упражнения под музыку;
• Игровые беседы с элементами движений;
• Подвижные игры;
• Взаимодействие с семьями детей по реализации программы (очно и дистанционно).
Принципы работы:
Дидактические:
• систематичность и последовательность;
• доступность;
• учет индивидуальных и возрастных особенностей;
• наглядность.
Специальные:
• непрерывность;
• последовательность наращивания тренирующих воздействий;
• цикличность.
Гигиенические:
• сбалансированность нагрузок;
• рациональность чередования деятельности и отдыха;
• возрастная адекватность.
Методы работы:
• наглядные;
• словесные;
• практические.
Взаимодействие с родителями
Сентябрь - Выступление на родительских собраниях: «Влияние фитбол-аэробики на развитие дошкольников»
Ноябрь - Открытое занятие
Январь - Консультация: «Фитбол-аэробика, как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата»
Май - Открытое занятие
В течение года - Индивидуальные консультации родителей. Оформление информационных стендов для родителей.
Ожидаемые результаты
• Ребенок знает назначение спортивного зала и правила поведения в нем.
• Знает свойства и функции мяча, а также правила безопасности на занятиях по фитбол-аэробике
• Ребенок знает основы личной гигиены и основы здорового образа жизни.
• Может выполнять комплексы упражнений программы своего года обучения.
• Имеет двигательный «запас» общеразвивающих и танцевальных упражнений.
• Умеет выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, согласно программе своего года обучения.
• Умеет выполнять упражнения на развитие физических качеств.
• Демонстрирует уровень физической подготовленности соответственно возрастным нормам физического развития.
II Содержательный раздел
Планирование и проектирование образовательного процесса
При проведении занятий с детьми четвертого года жизни используются занятия-сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей в этом возрасте.
Учебно-практический материал
1. Фитбол-гимнастика (общеразвивающая направленность)
• Строевые упражнения: построение в шеренгу, колонну, круг по ориентирам.
• ОРУ: без предметов, с предметами, с фитболами.
• Упражнения в равновесии: ходьба по ограниченной поверхности, медленное кружение, стойка на одной ноге с опорой коленом другой о мяч.
• Акробатические упражнения: группировки в приседе, седе, лежа.
• Динамические и статические упражнения на растягивание. Пальчиковая гимнастика.
• Базовые упражнения фитбол-аэробики: основные исходные положения – сед на мяче, лежа животом на мяче; пружинистые движения сидя на мяче; перекаты и переходы – из положения упора присев, руки на мяче, в положение лежа животом на мяче.
2. Фитбол-ритмика (танцевально-ритмическая направленность)
• Специальные упражнения для согласования движений с музыкой: хлопки, хлопки по мячу, притопы.
• Танцевальные шаги: шаг на носках; сидя на мяче «елочка», «гармошка».
• Базовые шаги фитбол-аэробики и их связки: march (марш).
3. Фитбол-атлетика (общеукрепляющая направленность)
• Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса, спины, рук, ног и грудных мышц.
• Упражнения, направленные на развитие гибкости и подвижности суставов.
• Упражнения на развитие выносливости.
4. Фитбол-коррекция (профилактико-коррегирующая направленность)
• Упражнения на формирование правильной осанки: комплексы упражнений на укрепление различных мышечных групп в различных исходных положениях (лежа на полу, сидя, сидя на мяче).
• Упражнения для профилактики плоскостопия.
• Упражнения для укрепления пальцев рук и развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика.
• Упражнения на дыхание, расслабление и релаксацию: посегментное расслабление; встряхивающие движения; поглаживание, растирание, похлопывание; дыхательная гимнастика.
5. Фитбол-игра (креативно-игровая направленность).
• Творческие и игровые задания.
• Музыкально-подвижные игры по возрасту детей.
• Сюжетные занятия.
Комплексно-тематическое планирование
Октябрь 1, 2 недели «Мой веселый мяч»
Задачи: Дать детям представление о форме и физических свойствах фитбола; Познакомить с правилами работы с большим мячом. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Формировать у детей правильную осанку. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Октябрь 3, 4 недели «Игра и мяч»
Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами работы с большим мячом. Учить детей использовать фитбол как предмет. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Развивать меткость, ловкость. Формировать у детей правильную осанку. Воспитывать умение играть в коллективе.
Октябрь 4* неделя «Повторяем дома». Прокатывание мяча вперед, толчком двух рук. Катание мяча перед собой (из одной руки в другую). Ходьба и бег вокруг мяча
Ноябрь 1 неделя «Колобок».
Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами работы с большим мячом. Учить детей использовать фитбол как предмет. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Развивать меткость, ловкость. Формировать у детей правильную осанку. Воспитывать умение играть в коллективе.
Ноябрь 2 неделя «Колобок». Открытое занятие для родителей
Ноябрь 3, 4 неделя «Мяч – опора»
Задачи: Учить детей правильной посадке на фитболе. Продолжать знакомить детей с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе. Учить детей использовать фитбол как опора. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
Ноябрь 4* неделя «Повторяем дома». Правильная посадка на мяч. Качание вперед-назад в положении лежа на мяче, поочередно толкаясь руками и ногами
Декабрь 1, 2 недели «Веселый мяч»
Задачи: Учить детей подбрасывать и ловить фитбол двумя руками. Учить сохранять равновесие сидя на мяче. Продолжать учить детей правильной посадке на фитболе. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Воспитывать умение играть в коллективе.
Декабрь 3, 4 недели «Мячик, который скачет»
Задачи: Продолжать учить детей правильной посадке на фитболе. Учить выполнять броски фитбола в пол и ловить его после отскока. Учить детей выполнять пружинистые движения сидя на мяче. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Учить сохранять равновесие, развивать ловкость. Воспитывать бережное отношение к инвентарю.
Декабрь 4* неделя «Повторяем дома». Бросок мяча в пол и ловля его после отскока. Пружинистые движения сидя на мяче. Качание вперед-назад в положении лежа на мяче на животе, поочередно толкаясь руками и ногами.
Январь 1, 2 недели «Веселый мяч»
Задачи: Продолжать учить детей правильной посадке на фитболе, сохраняя равновесие и осанку. Учить прокатывать фитбол, соблюдая направление. Учить детей выполнять танцевальный шаг «Гармошка». Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Воспитывать умение играть в коллективе.
Январь 3, 4 недели «Удивительный мяч».
Задачи: Продолжать учить детей правильной посадке на фитболе, сохраняя равновесие и осанку. Учить выполнять покачивания вперед-назад и перекаты с пяток на носок в положении сидя на фитболе. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Учить прокатывать фитбол ногами, соблюдая направление. Развивать ловкость. Содействовать формированию коммуникативных умений у детей.
Январь 4* неделя «Повторяем дома». Покачивание вперед-назад и перекаты с пяток на носок в положении сидя на фитболе. Пружинистые движения сидя на мяче. Прокатывание мяча вперед, толкая его двумя ногами.
Февраль 1, 2 недели «Часики»
Задачи: Учить детей использовать мяч как предмет. Учить детей выполнять базовый шаг march в положении сидя на мяче. Разучивать танец «Часики». Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Воспитывать бережное отношение к инвентарю.
Февраль 3, 4 недели «Мяч-качалка»
Задачи: Обучать базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом. Учить детей выполнять танцевальный шаг елочка сидя на фитболе. Учить детей выполнять переход из положения упора присев, руки на мяче, в положение лежа животом на мяче. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Продолжать разучивать танец «Часики». Воспитывать умение играть в коллективе.
Февраль 4* неделя «Повторяем дома». Переход из положения упора присев, руки на мяче, в положение лежа животом на мяче. Базовый шаг march в положении сидя на мяче. Танец «Часики»
Март 1, 2 недели «Ушастый нянь»
Задачи: Обучать базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом. Обучать детей подбрасывать фитбол и ловить его двумя руками. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Развивать меткость, ловкость, координацию. Разучивание танца «Ушастый нянь». Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Март 3, 4 недели «Вместе с мячиком».
Задачи: Обучать базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Развивать ловкость, координацию. Разучивание танца «Ушастый нянь». Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Продолжать учить детей выполнять базовый шаг march (марш, пружинистые движения сидя на мяче.
Март 4* неделя «Повторяем дома». Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками. Танец «Ушастый нянь». Танец «Часики».
Апрель 1, 2 недели «Бусины»
Задачи: Продолжать обучать базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Развивать ловкость, координацию. Развивать чувство ритма. Прокатывание мяча друг другу. Продолжать разучивание танца: «Ушастый нянь». Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Апрель 3, 4 недели «Горка»
Задачи: Обучать базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом. Обучать базовым шагам: march (марш, приставной шаг вправо-влево. Продолжать учить детей выполнять переход из положения упора присев, руки на мяче, в положение лежа животом на мяче. Разучивать танец «Мама-квочка». Развивать ловкость, меткость
Апрель 4* неделя «Повторяем дома». Прокатывание мяча друг другу. Танец «Ушастый нянь». Танец «Мама-квочка».
Май 1, 2 недели «Мама-квочка»
Задачи: Обучать базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом. Продолжать учить детей выполнять переход из положения упора присев, руки на мяче, в положение лежа животом на мяче. Закреплять танцевальный шаг гармошка. Продолжать разучивание танца «Мама-квочка».
Май 3 неделя «Игра с мячом»
Задачи: Обучать базовым положениям при выполнении упражнений с фитболом. Учить детей использовать мяч как ориентир. Закреплять танцевальные и базовые шаги. Укреплять мышцы спины, живота, рук и ног. Развивать ловкость, координацию. Продолжать разучивать танец «Мама-квочка». Формировать устойчивый интерес к двигательным занятиям.
Май 4 неделя «Вот, что мы умеем». Открытое занятие для родителей (по пройденному материалу).
Май 4* неделя «Повторяем дома». Танец «Часики». Танец «Ушастый нянь». Танец «Мама-квочка»
Организационно-методические указания: структура занятий включает традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног на фитболе. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
*Внеаудиторные занятия. В случае вступления в силу нормативного акта РФ о прекращении очной образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях Санкт-Петербурга, предусмотрена внеаудиторная деятельность. с помощью видеокурсов или Zoom/YouTube в режиме online/offline.
III Организационный раздел
Для успешной и безопасной реализации Рабочей программы созданы условия в соответствии с разделом Программы «Условия реализации Программы».
Расписание занятий
Расписание занятий формируется в зависимости от комплектования групп.
Количество занятий в неделю: 1
Оценочные материалы
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов являются:
• Результаты мониторинга достижения детьми результатов освоения Программы
• Журнал посещаемости детьми занятий
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются открытые занятия для родителей.
Система контроля результативности (мониторинг)
Система мониторинга осуществляется в форме педагогической диагностики.
Объект педагогической диагностики - индивидуальные достижения детей в контексте Программы
Формы и методы педагогической диагностики - наблюдение
Периодичность проведения педагогической диагностики - 2 раза в год
Сроки проведения педагогической диагностики - октябрь и май
Фиксация результатов - диагностическая карта
Источники используемой литературы
1. Кузьмина С. В. Сайкина Е. Г. Программно-методическое обеспечение занятий фитбол-аэробикой: Учеб. -метод. пособ. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
2. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб. : Издательство Речь; М. : Сфера, 2009.
3. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. – Фитбол – аэробика для детей «Танцы на мячах»: Учебно – методическое пособие. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.