Шатилова Наталия
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Интеллектуал»
▼ Скачать + Заказать документы
Принято на заседании
педагогического совета
МАДОУ ДС «Дарование»
Протокол № 1 от 26.08.2019г. Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ДС «Дарование»
___ Приймак Т. Г.
Приказ № 91 от 26.08.2019г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Интеллектуал»
для детей 4-5 лет
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад «Дарование»
Срок реализации программы : 02.09.2019 – 29.05.2020гг.
Автор - составитель:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Интеллектуал“» размещена в разделах
Шатилова Наталия Фёдоровна
воспитатель первой квалификационной категории
2019г.
Содержание
1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
3
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
4
1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста….
5
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…
6
2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
6
2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе….
7
2.2. Содержание образовательной работы по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
8
2.3. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
15
2.4. Содержание педагогической диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
16
2.5. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся….
17
3. Организационный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
17
3.1. Организационные условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
17
3.2. Программное и методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
18
3.3. Расписание занятий… 18
3.4. Описание материально-технического обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
19
1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллектуал» (далее – Программа) по формированию элементарным математическим представлениям детей 4-5 лет социально - педагогической направленности.
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы :
создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.
Задачи программы :
- формирование базисных математических представлений;
- ознакомление с основными геометрическими понятиями;
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование;
- развитие у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
-развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение);
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
-развитие творческих способностей и фантазии, способности к конструированию;
- воспитание интереса к интеллектуальным играм;
- формирование стремления доводить начатое дело до конца.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Процесс формирования математических представлений строится на следующих принципах:
Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).
1. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
2. Принцип доступности и посильности: предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.
3. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы по формированию элементарных математических представлений являются: системно - деятельностный - при разработке программы учитываются психологические и возрастные особенности воспитанников, что находит отражение в характерных для данного возраста формах детской деятельности; личностно - ориентированный - в процессе реализации программы ребенок принимается таким какой он есть, во всей совокупности его возрастных и индивидуальных особенностей, а также учитывается зона его ближайшего развития.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста
Особенности развития детей 4-5 лет
Работать с детьми 4-5 лет - одно удовольствие. Они уже достаточно самостоятельны в быту и теперь проявляют самостоятельность в суждениях. Они очень любознательны. Взрослый становится интересен им как источник новой информации. Они лучше видят и чувствуют переживания и настроения и сверстников, и взрослых, могут приятно удивить своими проявлениями заботы и понимания вашего состояния.
В этом возрасте сознание детей выходит за пределы их «наличного бытия», появляется временная перспектива (дифференцируется прошлое, будущее и настоящее) и пространственная перспектива- их интересует жизнь в Африке, в космосе, в океане.
Возрастает потребность ребёнка в построении связной картины мира.
Теперь, когда речь в основном сформирована, она может выполнять не только коммуникативную, но и мыслительную функцию, выражать мысль ребёнка и стать опорой новой формы его мышления- рассуждения. Познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активно впитывает информацию, может её продуктивно усваивать, запоминать и оперировать ею. Мышление становится наглядно-образным.
Если в 3-4 года ребёнок имел потребность в уважении взрослым проявлений его воли, теперь ему необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, нуждается во внимании к ним со стороны взрослого, в одобрении его стремления понять что-то, в поддержке. В данном случае нет необходимости стремиться немедленно дать ребёнку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы- гораздо полезнее создать условия для разворачивания его собственных размышлений.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
В ходе работы кружка дети овладевают знаниями и умениями:
-иметь элементарные математические представления;
-уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов;
- уметь обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры;
-ориентироваться в пространстве;
-фантазировать, моделировать, конструировать;
- уметь составлять целое из частей;
-уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё);
-уметь прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям;
-выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;
-слышать и слушать друг друга;
- проявлять индивидуальные и творческие способности.
2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятия и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе кружковой работы используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить доступно.
Кружковая работа проводится в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям. Большую часть программы составляют практические занятия.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении игровых упражнений, играя в подвижные игры «Живые цифры», «Найди свой домик» и др.
«Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
«Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, ориентироваться на листе бумаги.
«Речевое развитие» - формирование умения отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь, активизировать словарь детей.