Ермачкова Марина Александровна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Растим патриотов России»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой
Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем, не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Растим патриотов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Актуальность
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.20ё13г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;
• Постановление от 15.05.2013г. №26 «ОБ утверждении СанПин 2.4.1.3049-13»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой;
• Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011 – 2015г.
Цель программы
Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи
1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
2. Формировать патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитать любовь и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Принципы
1. Системности планомерности.
2. Принцип учета возрастных особенностей.
3. Принцип доступности.
4. Принцип креативности – творческий подход педагога к проведению игрового занятия и творческое применение детьми знаний и умений.
5. Игровой принцип.
6. Принцип проблемности – (создание проблемной ситуации на игровом занятии позволяет детям самостоятельно найти решение, выбор стратегии поведения в ситуации, вариативность решения проблемы и т. д.)
7. Принцип наглядности.
Предполагаемые результаты
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
В результате реализации рабочей программы дети способны
• Знать краткие сведения об истории города, округа.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг Российской Федерации и своего города.
• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
• Иметь элементарные представления об охране природы. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Программа состоит из девяти основных разделов: «Моя семья», «Я люблю свой детский сад», «Я и моё имя», «Город, в котором я живу», «Наше государство Российская Федерация», «День Защитников Отечества», «Моя любимая мамочка», «Наши космонавты», «Этот день Победы».
Разделы программы тесно связаны между собой, их содержание постоянно перекликаются. В каждом разделе содержатся темы игровых занятий.
II. Содержательный
Календарно -тематическое планирование игровых занятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема Мероприятия Взаимодействие с родителями
1. «Моя семья».
• Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Беседы о семье;
Чтение рассказа Драгунского «Сестра моя Ксения»;
Стихотворение Акима «Моя родня».
Рисование «Моя семья»
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
2 НОД «Корни каждого – в истории и традициях семьи».
Оформление фотоальбома «Моя семья»
2.«Я люблю свой детский сад».
Цель: знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Беседа о профессиях в детском саду, о дружбе в группе, о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
Создание фильма «Наш детский сад».
Интервью «С кем я хочу дружить?».
Экскурсия по территории детского сада.
Рисование «Мой детский сад».
Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»
3. «Я и моё имя».
Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, научить, вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена. Беседа «Для чего человеку имя»?
«Полное» и «неполное» имя (игра).
Изготовление именных карточек.
Рисование «Мой лучший друг».
4.«Город, в котором я живу».
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Рассказ воспитателя об истории родного города.
Экскурсия по городу.
Рассматривание фотоальбома «Мой город».
Рисование «Мой город Заринск».
Заучивание стихотворений о городе Заринск.
Оформление фотоальбома о городе (достопримечательности, природа, люди, профессии).
5.«Наше государство Российская Федерация».
Цель:
Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Беседа о государстве - «Российская Федерация».
Знакомство различными городами России (презентация).
«О чем рассказывает наш герб»;
«Цвета нашего флага»;
«Как слушают и поют гимн».
Раскрашивание силуэта Российского флага в альбомах.
6.«День Защитников Отечества».
Цель: Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск Рассказ приглашённого военного (отца какого- либо из детей) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».
Пение песен об армии.
Игры соревновательного характера.
Выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение «Вместе с папой».
рассказы пап о службе в армии.
7. «Моя любимая мамочка».
Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
«Мама – самое прекрасное слово на земле» (беседа)
Составление рассказов «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
Пение песен о маме, чтение стихов.
Рисование портрета «Моя мама»
Изготовление подарка маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой».
8. «Наши космонавты».
Цель: расширить и закрепить представление детей о космосе, космонавтах; развивать словарь по данной теме.
Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Рисование на данную тему.
Игра: «Космонавты».
Конструирование «Космический корабль».
Почему космонавт надевает скафандр? Чего нет в космосе? (беседы)
Спортивное развлечение совместно с родителями «Мы – космонавты».
9.«Этот день Победы».
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей если есть).
Экскурсия к вечному огню.
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Оформление праздничных открыток.
III. Организационный
Возраст детей : подготовительная группа (6-7 лет)
Мероприятия проводятся: 2 раза в неделю, длительность – 25-30 минут.
Сроки реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.
Материально – техническое обеспечение:
• Дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ТСО;
• методическая литература;
• Репродукции картин;
• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
• «Моя семья»;
• художественная литература;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• символика Российской Федерации.
Список используемой литературы
1. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
4. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 11-13.
5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.
7. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
9. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с. 27-29.
10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
11. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
12. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.