Алла Филимонова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» (нетрадиционные техники рисования).2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание учебного плана
1. Раздел. «Введение» 1ч.
1.1. Вводное занятие «Будем знакомы!»
Знакомство с целями, правилами кружка, материалами и инструментами, которые будем использовать в работе. Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Форма контроля: фронтальная беседа.
Теория: основы инструктажа по технике безопасности.
Практика: беседа по содержанию инструктажа
2. Раздел. «Основы изобразительной грамоты.»2ч.
2.1 «Шары для Синеглазки»
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Семицветик“ (нетрадиционные техники рисования),2 часть» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
Проблемная ситуация: Незнайку пригласила на день рождения Синеглазка. Он решил подарить ей разноцветные шары, но оказалось, что в его наборе остались только 3 краски, красная, желтая и синяя. Знакомство с понятиями основные и дополнительные цвета.
Практика. Получение дополнительные цвета при помощи смешивания красок
Изображение шаров красного, желтого, синего, оранжевого, фиолетового и зеленого цвета.
2.2 «Волшебная страна художников» Помочь Художнику волшебной страны нарисовать сказочных птиц в теплых и холодных тонах. Познакомить детей с классификацией цветов на теплые и холодные Научить получать сиреневый, розовый, голубой, бежевый цвет.
Практика. Получение сиреневый, розовый, голубой, бежевый цвет при помощи смешивания красок
Изображение сказочных птиц в теплых и холодных тонах.
3. Раздел «Кляксография» 4ч.
3.1. «Весёлые кляксы» Теория: чтение стихотворения Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы».
Практика: дети капают на лист бумаги краской. Затем внимательно рассматривают получившееся пятно и пробуют дорисовать его – превратить в узнаваемый предмет.
3.2. «Мое любимое дерево осенью»
Теория: чтение стихотворения В. Нирович «Листопад» Беседа с детьми о красках осени. Понятие «пятно», «сила выдоха» Понятие «форма», «величина», «расположение». Демонстрация техники – выдувание трубочкой.
Практика. Дети тонируют лист в теплые осенние краски. Затем капают гуашь и раздувают капли акварели с помощью трубочки для коктейля до получения веточек
3.3. «Астры» Теория. Загадывание загадки об астре. Беседа, рассматривание цветка (картинки) на телеэкране телевизора.
Демонстрация элементов техники – выдувание трубочкой. Техника безопасности при выдохе.
Практика. Дети рисуют вазу и стебли цветов с помощью кисти, фломастера, карандаша по выбору. Затем капают гуашь и раздувают до получения лепестков.
3.4. «Девчушка-Веселушка» Теория. Педагог предлагает помочь Девчушке-Веселушке. Поэтапное рисование (показ) педагога.
Теория Дети рисуют тонкими линиями овал-лицо, в верхней части лица рисуют глаза внутри которых цветной кружок. Посередине под глазами нос-картошка, и ещё ниже улыбающийся рот с высунутым кончиком языка. А вот пышные, разноцветные волосы Веселушке изображают с помощью кляксографии.
4. Раздел «Пластилинография» 5ч.
4.1. «Рисуем пластилином» Теория педагог рассказывает детям, что такое пластилинография. объясняет и демонстрирует основные приемы заглаживание, надавливание и размазывание.
Практика. Дети выполняют это задание, педагог следит за процессом выполнения, помогает затрудняющимся.
4.2. «Пингвины на льдине» Теория Беседа «Животные северного полюса» Показ способов изображения Практика. Дети выполняют работу в технике пластилинография
4.3. «Гжель» Теория. Педагог приглашает детей в путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, Показывает презентацию и сопровождает ее рассказыванием сине-голубой сказки. Беседа по сказке. Предлагает расписать посуду– при помощи пластилина. Обсуждает с детьми приемы работы
Практика Деть выбирают понравившуюся картинку и приступают к работе
4.4. «Подснежники для мамы» Беседа с детьми о предстоящем празднике «8 марта». Рассматривание различных цветов и букетов. Понятие «композиция», «оттенок цвета». Объяснить последовательность выполнения работы
Практика Выполнение детьми работы.
4.5. «Праздничная открытка к 9 мая». Теория. Беседа с детьми о Празднике Победы и о весне, как начале новой жизни. Использование дополнительных элементов для декорирования работы. Правила рисования пластилином
Практика. Дети обводят трафарет звезды, размазывают красный пластилин, делая звезду, скатывают колбаски черного и оранжевого цвета для георгиевской ленточки и закрепляют ее на уголок нашей открытки. Нанесение с помощью трафарета надписи «С праздником Победы».
5. Раздел «Набрызг.» 3ч.
5.1. «Ёжик на полянке» Теория. Педагог загадывает загадку о еже, беседа о еже, чтение рассказа Е. Чарушина «Ёж», беседа по прочтенному произведению, рассматривание иллюстрации, беседа. Педагог знакомит с техникой набрызг. Демонстрирует приемы работы
Практика. Дети осваивают нетрадиционную технику рисования.
5.2. «Зимний лес» Рассказ воспитателя о зиме. Презентация «Зимний лес» Чтение стихотворения Н. Садовского «Зимние краски». Видеофизминутка со снеговиком
Демонстрация приемов работы.
Практика.
Дети на чистый альбомный лист бумаги кладут шаблоны сугробов, стволов деревьев и крон, выполняют набрызг с помощью зубных щёток.
5.3. «Мой любимый кот». Теория Педагог загадывает загадку про кота. Беседа с детьми о кошках, ее характерных особенностях, повадках. Рассматривание иллюстраций с изображением кошек. Просит детей повторить приемы работы техники «набрызг»
Практика
Самостоятельная работа детей
6. Раздел «Монотипия» 4ч.
6.1. «Бабочка - красавица» (монотипия предметная)
Теория: чтение рассказа Н. Сладкова «Бабочки и солнце».
Практика: изображение бабочки необычным способом. Рисование на половине листа одного крылышка. Потом сложить лист по линии сгиба и прогладить. При необходимости дополнить изображение деталями с помощью кисти или фломастера.
6.2. «Осенний лес» (Монотипия пейзажная)
Теория. Беседа с детьми об осени, ее красках и цветах. Просмотр презентации «Осень в работах русских художников-пейзажистов»
Демонстрация техники – рисование «по мокрому». Знакомство детей с жанром изобразительного искусства «Пейзаж» Введение понятия «фон», «акварель». Правила размывания акварельных красок.
Практика. Смачивание листа бумаги водой с помощью толстой кисти нанесение акварельной краски мягкой кистью легкими прикосновениями к мокрой бумаге.
6.3. «Первый снег» Монотипия, рисование ватными палочками Теория. Педагог приглашает детей в картинную галерею. Дидактические игры «Разложи по жанрам» «Теплые и холодные цвета», предлагает рассмотреть зимние пейзажи и нарисовать «Зимний пейзаж у озера» в технике монотипия. Педагог напоминает о том, что нужно соблюдать композицию, напоминает правила работы в технике монотипия.
Практика. Дети выполняют задание, при желании дорисовывают пролетающие снежинки ватной палочкой. Педагог следит за процессом выполнения, помогает затрудняющимся.
6.4. «Ранняя весна» (Монотипия пейзажная) Теория. Загадывание загадки о весне. Беседа о ранней весне. Рассматривание картин русских художников Обсуждение техники выполнения рисунка. Частичный показ
Практика Дети самостоятельно выполняют рисунок
7. Раздел «Рисование отпечатком пальцев» 2 ч.
7.1 .«Чудо-дерево Счастья» Чтение сказки о художнике-путешественнике и чудо-дереве Счастья
Практика. Дети рисуют ствол дерева кисточкой, а листья дерева изображают, нанося точки на лист бумаги с помощью пальчиков.
7.2. «Рябиновые гроздья» Загадывание загадки о рябине. Рассматривание ветки рябины. Обсуждение техники выполнения рисунка
Практика Дети самостоятельно выполняют рисунок
8. Раздел «Оттиск ладошкой» 3ч.
8.1. Грибы в корзине Теория. Педагог читает детям стихотворение «Грибы». Детям дается возможность выбрать, какие пять грибочков они нарисуют из своих пальчиков. Уточняются их цвет и форма.
Практика. Дети приступают к работе, обводят свою руку простым карандашом. Дорисовывают шляпки, корзину и раскрашивают красками. Потом доделывают фон вокруг корзины с грибами.
После работы детям предлагается поиграть в подвижную игру. Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, дает рисункам положительную оценку
8.2. «Синичка» Теория. Звучит аудиозапись голос синицы. Педагог предлагает отгадать, чей это голос. Предлагает детям послушать стихотворение про синицу.
8.3. «Сказочная птица» Теория. Чтение письма от Феи красоты.
Беседа с детьми о красоте, радости.
Напомнить детям технику безопасности и технику рисования с помощью ладошек
Практика Самостоятельная работа детей.
9. Раздел. «Оттиск» 7ч.
9.1.«Осенний ковер» (Оттиск листьями) Теория: чтение стихотворения «Листопад», И. Бунин Беседа об осени. Демонстрация техники – печатание листьями: Введение понятия «фон», «гуашь». Практика. Нанесение краски (желтый, зеленый, красный цвет) на лист дерева, выполнение оттиска на листе, Практика: рисование «осеннего ковра» способом «печать растений». Детям при помощи кисточки надо покрыть краской любой понравившийся листик и сделать отпечаток: окрашенной стороной плотно прижать к альбомному листу, стараясь не сдвигать с места. Точно таким же образом заполнить всё белое пространство.
9.2. «Цветы для мамы» (оттиск целофановыми пакетами) Теория. Актуализация представлений детей о празднике «День матери» Рассматривание образца (части цветов, их размер). Демонстрация приемов работы
Практика. Дети завязывают в середине пакета узелок, выворачивают пакет наизнанку, наполняют его воздухом, обмакивают в краску и делают оттиск на листе бумаги. Стебли и листья цветов рисуют кисточкой.
9.3. «Парашютисты» (Оттиск печатью из картофеля и поролона) Теория. Беседа о празднике 23 февраля, о защитниках Родины, военных профессиях. Рассматривание изображения парашюта. Демонстрация способа работы.». Демонстрация элементов техники – нанесение штампа. Понятие «деталь», «штамп».
Практика. Дети Тонируют лист бумаги. Наносят оттиски купола парашюта, прорисовывают фломастером стропы и самих парашютистов. Поролоновой губкой рисуют облака
9.4. «Весенние цветы»(отпечатки луком) Теория Чтение стихов о весенних цветах, «Презентация Весенние цветы»
Предложить детям вспомнить как рисовали печаткой из картофеля.
Напомнить технику печатанья овощами.
Практика. Дети изображают цветы, дополняя рисунки стебельками, мелкими цветочками ит. д.
9.5. «Овечки на лугу»(оттиск пробкой) Теория. Педагог загадывает загадку об овечке. Просмотр презентации «Овечки на лугу» Рассматривание иллюстраций на которых изображены овечки Беседа о том как выглядит овечка, чем покрыто ее тело.
Знакомство детей с новым приемом рисования – оттиск пробкой. Демонстрация приемов работы.
Практика. Выполнение детьми задания
9.6. «Праздничный салют над городом»(оттиск смятой бумагой)
Теория. Педагог предлагает вспомнить какой праздник отмечали 9 мая. Педагог предлагает посмотреть видео - презентацию «День Победы» Беседа по содержанию презентации. Предлагает нарисовать праздничный салют и символ Великой Победы – Георгиевскую ленточку. Демонстрирует готовый рисунок – образец, затем начинает поэтапный показ работы.
Практика. Выполнение работы детьми
9.7. «Весенняя полянка» (оттиск мятой бумагой, рисование ватными палочками, вилкой)Теория. Проблемная ситуация. Показ приемов рисования, пальчиковая гимнастика, Практическая работа.
10. Раздел «Пуантилизм» 6ч.
10.1. «Дары Осени. Яблоко» Теория. Беседа с детьми об осенних дарах природы. Разгадывание загадок яблоке. Понятие «натюрморт».
Рассматривание изображения яблока, выполненных в разной технике. Демонстрация образца, анализ формы и цвета. Демонстрация техники «пуантилизм» - рисование точками (с помощью ватных палочек).
Практика. Нанесение точек на лист бумаги с помощью ватных палочек до получения изображения яблока. Дорисовывание черешка и листочка зеленого цвета. Оформление коричневой краской поверхности стола.
10.2. «Валентинка» Теория. Беседа о празднике День святого Валентина. Напоминание техники рисования с помощью ватных палочек.
Практика.
Дети рисуют сердечки карандашом, затем разукрашивают их, используя ватные палочки.
10.3. Поздравительная открытка для папы - «Пограничник на посту» Теория Беседа о празднике 23 февраля, родах войск. Загадывание загадки о пограничниках, рассматривание формы пограничников. Показ учителем приемов рисования формы пограничника в технике «Пуантилизм»
Практика Дети рисуют по шаблону форму пограничника, голову, руки, ноги, мелкие детали прорисовывают фломастерами.
10.4. «Букет незабудок» Теория Педагог читает стихотворение Н. Ярославцева Незабудки. Рассматривание изображения цветка. Объяснение и показ способов изображения
Практика. Дети делают набросок карандашом, затем обводят листья и веточки зеленой краской при помощи ватных палочек, а затем изображают цветочки.
10.5. «Золотая рыбка» Теория Педагог читает детям загадку «Золотая рыбка» Рассматривание картинок с изображением золотой рыбки. Демонстрация и объяснение правил рисования ватными палочками
Практика. Самостоятельная работа детей
10.6. «Ветка сирени» Теория Беседа о весне. Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину, на которой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Рассматривание картин с разной сиренью. Дети определяют, чем рисовать листья, чем цветы. Показ способов изображения.
Практика (проводится под спокойную музыку П. Чайковского «Времена года»)Дети приступают к работе. Проводится индивидуальная работа с детьми. Советы по смешиванию цветов. Индивидуальный показ на материале воспитателя.
11. Раздел «Ниткография» 2ч.
11.1. «Платок для Бабушки» Теория. Педагог читает сказку «Необыкновенное путешествие Ниточки и Иголочки» Устное напоминание техники рисования нитью
Практика. Дети создают рисунки с помощью нитки, дорисовывают картину, используя кисти
11.2. «В лесу родилась елочка» Теория. Педагог читает сказку Люка Купманса «Маленькая елочка» Беседа по прочитанному. Предложить нарисовать елочку в технике ниткография
Напоминание техники рисования с помощью шерстяной нити
Практика. Дети создают рисунки с помощью нитки, дорисовывают картину, используя кисти
12. Раздел «Рисование мыльными пузырями» 2ч.
12.1. В королевстве Феи мыльных пузырей Теория. Чтение детям сказки о королевстве Феи мыльных пузырей. Рассматривание готовых работ с техникой изображения мыльными пузырями. Показ воспитателем приема изображения мыльными пузырями.
Практика. Дети раздувают мыльные пузыри, прикладывают лист бумаги, дорисовывают детали изображения.
12.2. «Пушистые одуванчики, белые сарафанчики.»Теория Чтение стихотворения Серова «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Рассматривание одуванчика. Показ педагогом способа работы.
Практика. Предложить детям так же попробовать нарисовать.
13. Раздел «Тычок жесткой полусухой кистью» 7ч.
13.1. «Снегири на ветке»
Теория. Педагог читает стихотворение-загадку «Снегирь», чтение рассказа о снегирях, беседа об отличительных признаках снегиря от других плиц, о жизни снегиря зимой. Демонстрация техники рисования. Упражнение-разминка с кисточкой
Практика Нанесение контура, заполнение контура тычками
13.2. «Рыжая лисица» Теория Педагог загадывает детям загадку о лисе медведе
Рассматривание картинки на которой изображена лиса. Уточнение строения лесы. Цвета шерсти. Показ приёма рисования красками, тычок сухой кистью. Упражнение-разминка с кисточкой
Практика Нанесение контура, заполняется контура тычками.
13.3 «Белочка» Теория. Краткий рассказ педагога о том, как белочка шла в гости, за ней все время кто-то бежал. Оказалось это её тень.
Показать с помощью лампы как появляется тень Напомнить последовательность рисования.
Предложить нарисовать силуэтный портрет белочки. Упражнение-разминка с кисточкой
Практика
13.4. «Берёза в снегу»
Теория. Педагог читает стихотворение С. Есенина «Белая береза». Дети любуются заснеженной берёзой на иллюстрациях. Обсуждается техника и последовательность выполнения работы. Упражнение-разминка с кисточкой
Практика На тонированном листе дети рисуют ствол и ветви березы, а затем методом тычка сухой кистью «укрывает ветви» белой гуашью В конце НОД дети делятся впечатлениями.
13.5. «Грачи прилетели» Теория Педагог загадывает загадки о перелетных птицах. Рассматривание иллюстрации с изображением грача.
Педагог предлагает выполнить упражнение-разминку с кисточкой.
Демонстрация способа работы.
Практика Дети рисуют грача. Мелкие детали дорисовывают тонкой кистью.
13.6. «Уж верба вся пушистая…» Теория. Беседа о любимом времени года слушание музыки весна. Пени птиц. Загадывание Теория Педагог загадывает загадки о вербе
Рассматривание веточки вербы. Рассказ и показ способов изображения вербы
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Практика Практическая работа
13.7. «Одуванчики в траве» Теория Педагог читает детям стихотворение О. Высотской «Одуванчик» Педагог объясняет, как выполняется рисунок одуванчиков в технике сухая кисть.
Практика Рисование детьми одуванчиков в траве.
14. Раздел «Рисование при помощи вилки» 2ч.
14.1. «Осенний цветник» рисование вилкой. Теория. Рассматривание изображений осенних цветов на фотографиях. Демонстрация образца. Анализ образца (размер, форма, цвет). Название цвета. Демонстрация техники – рисование вилкой.
Практика. Нанесение краски на нижнюю сторону зубьев пластиковой вилки. Выполнение оттисков зубьев вилки (лепестки цветка) в разные стороны от круга (сердцевина цветка). Дорисовывание стеблей кистью.
14.2. «Елочки в зимнем лесу» (рисование вилкой и ватными палочками) Теория Слушание П. И. Чайковского «Декабрь» («Времена года») Проблемная ситуация Кто – то решил над нами подшутить и поменял наши кисточки на вилки и ватные палочки. Что же нам делать? Предложить детям техники рисования вилкой и ватной палочкой
Практика. Изображение снежинки с помощью вилки и ватных палочек.
15. Раздел «Рисование сыпучими материалами» 3ч.
15.1. «Осторожно — сосульки!» рисование солью
Теория. Просмотр мультфильма «Смешарики: Азбука безопасности – Опасные сосульки!» Беседа по содержанию мультфильма Предлагает нарисовать сосульки с использованием соли. Напоминает технику безопасности в работе с кисточкой, красками, солью Демонстрация техники выполнения работы педагогом.
Практика. Дети самостоятельно выполняют работу
15.2. «Дед Мороз» (Гуашь + соль) Теория. Проблемная ситуация : необходимо Буратино рассказать про Дедушку Мороза, где живет, чем занимается, как выглядит. Чтение стихотворения М. Клокова «Дед Мороз». Педагог рассказывает детям этапы изображения Деда Мороза, напоминает технику и правила безопасности работы с солью.
Практика. Дети выполняют работу самостоятельно, а педагог помогает затрудняющимся.
15.3. «Снеговик» (рисование манкой и ватными палочками). Теория. Беседа о зиме, зимних забавах. В группу приходит видеописьмо от Снеговика, с просьбой нарисовать для него друзей. Рассматривание снеговика. Педагог предлагает нарисовать снеговика необычным способом- манной крупой. Демонстрация техники выполнения рисунка.
Практика. Дети выполняют работу.
16. Раздел «Граттаж» 3ч.
16.1. «Новогодняя ночь Теория Педагог читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейка-Зима» под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь Педагог знакомит детей с понятием граттаж, материалами инструментами, которые будут нужны в работе, Демонстрация техники выполнения граттаж
Практика. Дети выполняют работу под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Январь, а педагог помогает затрудняющимся детям.
16.2. «Космос» 2ч. Теория. Рассматривание изображений космического неба, звезд, планет. Понятие «линия», «штрих». Приемы рисования восковыми мелками. Демонстрация приемов использования стеки.
Практика. Нанесение на лист бумаги с помощью восковых мелков произвольного хаотичного рисунка. Закрашивание получившейся композиции черной гуашью. Процарапывание желаемого изображения космоса на своем рисунке с помощью стеки.
17. Раздел «Рисование «по мокрому» листу» 2ч.
17.1. «По морям, по волнам» Теория Чтение отрывка сказки о Золотой рыбке А. Пушкина Беседа о море, его обитателях. Педагог предлагает послушать звуки моря
Демонстрация способа изображения
Практика Дети изображают море в технике рисования «по мокрому листу»
17.2. «По небу плывут облака» Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Обсуждение. Как отражаются облака в озере. Демонстрация способа работы.
Практика Выполнение работы детьми
В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков в озере.
18. Раздел «Рисование с помощью шаблона, трафарета» (3 ч.)
18.1 «Белый медведь и северное сияние» (рисования по трафарету поролоновой губкой)
Теория. Педагог загадывает загадки о северном сиянии и белом медведе Просмотр презентации «Животные Севера», Рассказ о жизни северного медведя., его внешнем виде и повадкам. Понятие «шаблон», «трафарет»
Демонстрация способов изображения по трафарету поролоновой губкой
Практика. Дети с помощью трафарета рисуют контур, затем заполняют его при помощи отпечатков губкой.
18.2 «Зимняя встреча» (Печать по трафарету с использованием поролона) Теория. Беседа о жизни диких животных зимой. Предложить нарисовать встречу зайца и лисы. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона. Демонстрация последовательности работы.
Практика Самостоятельная работа детей
18.3. «Снежинка» (рисование с помощью трафарета, клея ПВА и соли). Теория. Беседа о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций с изображением снежинки.
Педагог напоминает технику безопасности при работе с клеем ПВА. Показ педагогом приемов рисования. Практика. Выполнение детьми задания
19. Радел «Рисование с резервом» (2ч.)
«Морозный узор» (Восковые мелки + акварель) Дети любуются узорами на окне. Педагог читает стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий», предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска.
Практика. Нанесение с помощью свечи изображений морозного узора на окне. Закрашивание широкой кистью и акварельными красками всей поверхности листа.
Показывает технику рисования.
Практика Дети работают.
В конце занятия дети делятся впечатлениями, устраивается мини-выставка.
«Звёздное небо» (Рисование свечой) Беседа о звёздах. Обсуждение: чем можно нарисовать звёзды на белой бумаге, чтобы их не было видно?. Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды Демонстрация техники - рисование свечкой и акварельными красками. Понятие «рисование с резервом», «акварель».
20. Раздел. «Разные разности» 1ч.
20.1. «Пожар» (Рисование мокрой пленкой) Теория Педагог загадывает загадку о пожарной машине. Беседа с детьми о пожаре, о пожарных. Напоминание детям правил пожарной безопасности. Знакомство детей с новой техникой рисования мокрой пленкой. Демонстрация техники рисования мокрой пленкой.
Практика. Дети выполняют работу, а педагог помогает затрудняющимся.
Работа по программе придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
• Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• Наглядность в обучении - принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры;
• Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
• Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
• Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• Принцип сознательности и активности - обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;
• Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.