Бабалян Олеся
Занятие по экспериментированию «Лесная сказка»
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
ТЕМА: "Лесная сказка"
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и
получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К. Е. Тимирязев
Сказка про дракончика Огонька, невидимку Кислородика и мудрую Банку»
(Сказка-экспериментирование)
В одной волшебной стране жили-были дракончик Огонек, который очень любил
Публикация «Занятие по экспериментированию „Лесная сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
хвастаться, что он самый красивый и самый сильный, добрый и скромный невидимка
Кислородик и мудрая Банка. Дракончик часто дразнил Кислородика, говорил, что
он никому не нужен, ведь он невидимый, а значит не может быть сильным и красивым, как он - Огонек. Огоньком все любовалисьи немного побаивались, ведь он мог рассердиться и принести много бед, а Кислородика даже не замечали.
Добрый невидимка очень грустил, но никому не жаловался. Мудрая Банка все видела и решила помочь. Однажды, когда дракончик сильно расхвастался, она накрыла его собой. И что же случилось! Огонек стал слабнуть и гаснуть, силы его
покинули. Кислородик увидел это и попросил мудрую Банку отпустить дракончика. Банка выполнила просьбу и Огонек разгорелся снова, а помог ему добрый невидимка. Хвастунишка дракончик понял, что без Кислородика не будет он сильным и красивым. Поблагодарил Огонек своего спасителя и стали они друзьями!
Уважаемые родители! Расскажите эту сказку своему ребенку, побеседуйте о значении огня и кислорода в жизни человека, о том, что огонь может быть другом и врагом. Проведите простые, но очень интересные опыты о взаимодействии огня и кислорода. Опыты помогают увидеть и лучше изучить мир вокруг нас. Информация, «добытая своими руками», запоминается ребенком прочно и надолго.
Проводите время с интересом и пользой!
Опыты с воздухом
Для опытов понадобятся: воздушные шарики, пластиковая бутылка, 2 прозрачных
целлофановых пакета, 2 емкости для воды (у нас ванночки, маленькие мячики 2-3 штуки.
Эти простые опыты помогут детям познакомиться со свойствами воздуха.
Опыт №1
Берем пластиковую бутылку, на горлышко надеваем воздушный шарик. В тазики наливаем
воду, в один горячую, в другой холодную.
Поочередно погружаем бутылку сначала в горячую воду, затем в холодную и наблюдаем. В горячей воде шарик сам поднимается и надувается, в холодной - снова сжимается. Объясняем детям: в бутылке есть воздух, он при нагревании расширяется и поднимается наверх (привести пример с воздушным шаром, при охлаждении воздух снова сжимается.
Опыт №2
Берем 2 прозрачных пакета. В один складываем мячики и показываем, что пакет не пустой, он выпуклый и мы видим в нем мячики. А второй пакет просто закручиваем и видим, что он тоже становится выпуклым, хотя в нем ничего не видно. Делаем вывод: в пакете воздух, он прозрачный, невидимый и не пахнет.
Опыт №3
Надуваем шарик. Опускаем его в тазик с водой.
Наблюдаем. Шарик не тонет. Пробуем его утопить в воде, но шарик выталкивается. Объясняем детям, что шарик не тонет из-за того, что в нем воздух, а воздух легкий, легче воды, поэтому не тонет.
Экспериментируйте вместе, познавайте окружающий мир, но не забывайте о правилах
безопасности!
Экспериментирование со звуками для старших дошкольников
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям секреты звука.
Опыт ««Звучащий стакан» (Причина возникновения звука – распространение звуковых волн)
Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.
Материал :пластмассовый стакан, резинка.
Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой, приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.
Результат : Предмет звучит, когда он колеблется.
Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом.
Колебания идут по воздуху, который
воздействует на уши, и мы слышим звук.
Опыт «Поющие бокалы»
Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала!
Высота звука зависит от толщины стенки бокала
и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.
Опыт «Где живет эхо» (причина возникновения эха)
Цель: Подвести к пониманию возникновения эха.
Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани,
веточки, мяч.
Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как
будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате).
Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т. п. ; произносят звуки.
Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).
Опыт «Как сделать звук громче?» (Причина усиления и ослабления звука)
Цель: Выявить причины усиления звука.
Материал: Пластмассовая расческа.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по
концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт.
Выясняют, почему звук стал громче, что чувствуют пальцы.
Опыт «Распускающиеся цветы»
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Сколько всего нового ребёнок может познать вместе с Вами уважаемые родители, ведь детское экспериментирование захватывает не только детей, но и нас взрослых.
Ребенок — настоящий исследователь окружающего мира, который с радостью и удивлением открывает для себя мир, а мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Первые свои впечатления и ответы на интересующие вопросы дети познают глазами, руками, языком, носом. Они радуется каждому маленькому открытию. Но случается так, что с возрастом
интерес к исследованиям у многих детей исчезает. И в этом виноваты мы, взрослые. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!
Лучше смотри под ноги!» А ведь отбивает у ребенка естественный интерес к исследованиям. Нам потребуется бумага белая (альбомный лист, цветные
карандаши, емкость с водой.
Нарисуйте цветок с крупной серединкой и 6-8
лепестков, лепестки лучше рисовать не
длинными и широкими. Вырежьте цветок (или
несколько таких цветков, предложите ребёнку
раскрасить цветы. Затем нужно сложить
лепестки к центру (раскрашенного не должно
быть видно). А теперь самое главное —
аккуратно опустите цветы в воду, сложенными
лепестками к верху. И вот оно волшебство…
цветки начинают распускаться!
Как объяснить ребёнку, что происходит?
Сгибая бумагу, мы создаём излом и уменьшаем в этом месте ее толщину. Бумага, в отличие от резинового шарика или пластиковой бутылки, не обладает такой упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Поэтому на суше цветы остаются сложенными. А при соприкосновении с водой бутоны начинают раскрываться. Это потому, что вода в силу капиллярности проникает в
самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, изломы на ней распрямляются от центра к лепесткам и цветы раскрываются.
Такими экспериментами Вы разовьете познавательные интересы, потребность
в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. А также это положительно влияет на личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.