Елена Пшеничная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай-ка» для детей 3-5 лет
Пояснительная записка.
Программа «Развивай-ка» разработана на основе программы «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, издательство Ювента, М., 2016 в соответствии с ФГОС ДО. Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следую-щие документы:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Развивай-ка“» размещена в разделах
- СанПин 2.4.1. 3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содер-жанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
- Письмо Министерства образования РФ от 14.03. 2000 М65/23-16 «О гигиенических тре-бованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Постановление правительства РФ № 706 от 15.08.2013 г. 2об утверждении правил оказа-ния платных образовательных услуг»;
- Приказ № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав ГБДОУ № 52.
Направленность программы : естественнонаучная.
Актуальность.
Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспита-тельного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементар-ных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вы-текают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недоста-точным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Отличительные особенности программы.
Работа ведется с детьми, желающими и имеющими возможность усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повсе-дневной математической деятельности и диагностики. Занятия проводятся с использова-нием ИКТ, которое открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализа-цией учебного материала, его «оживлением». Возрастные особенности детей 3-5 лет тре-буют использование игровой формы деятельности. Дидактические игры являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его позна-вательных интересов и коммуникативных способностей. Также на занятиях используются печатные задания. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной деятельности малыша. Эти задания используются в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребёнка.
В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют ста-новление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Адресат программы : учащиеся в возрасте 3-5 лет.
Объем и срок реализации программы : 32 часа, 1 год.
Цель программы :
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то ест ьв зону актуального развития.
Задачи программы.
Обучающие задачи:
- формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных инте-ресов, радость творчества;
- познакомить детей с общими математическими понятиями;
- формировать математические представления о числах;
- формировать пространственно-временные отношения;
- формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами;
- учить составлять фигуры из частей, делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек;
- увеличение объема внимания и памяти;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, клас-сификации, аналогии).
Развивающие задачи :
- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих спо-собностей;
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умо-заключения;
- формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответст-вии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Воспитательные задачи:
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать пра-вильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
- воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу;
- формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Адресат программы.
Программа «Развивай-ка» адресована детям 3-5 лет, имеющим желание заниматься математикой.
Условия реализации программы.
Условия набора: принимаются все желающие на основе заявления родителей. Ус-ловия формирования группы: занятия проводятся с детьми в разновозрастных группах.
Наполняемость групп: не менее 7 человек.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 20 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжи-тельность занятия составляет 20 минут.
Планируемые результаты.
По окончанию обучения дети овладевают знаниями и умениями:
- умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру;
- умеют в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4 пред-метов, находить лишний предмет;
- умеют считать в пределах 8 в прямом порядке;
- умеют соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов;
- умеют сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;
- умеют правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.);
- умеют определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево)
- умеют показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;
- умеют называть части суток;
Умеют узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, находить в окру-жающей обстановке предметы, сходные по форме.
Список используемой литературы
Для педагога:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2. Развивающие игры Воскобовича для дошкольников. Сборник методических материа-лов / В. Воскобович - М. : Сфера, 2015. – 128 с.
3. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Методиче-ские рекомендации. Часть 1. ФГОС ДО. – 2018г.
4. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Методиче-ские рекомендации. Часть 2. ФГОС ДО. – 2018г.
5. Школа семи гномов.
6. Математика в движении. Планирование. Интегрированные занятия. Подвижно-дидактические игры для детей 3-7 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2015
Для детей:
1. Петерсон Л. Г. Математика дл детей 3-4 лет. Часть1,2. – М. : Бином. Лаборатори зна-ний, 2018.
2. Петерсон Л. Г. Математика дл детей 4-5 лет. Часть1,2. – М. : Бином. Лаборатори зна-ний, 2018
Учебный план на 2018-2019 уч. год.
№ Название раздела, темы
1. Знакомство с понятиями «Один-много»; сравнение совокупностей (групп предметов) по количеству на основе составления пар
2. Представление о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2. Пространственные отношения: длиннее, короче.
3. Представление о круге и шаре, их. Пространственные отношения: шире, уже.
4. Образование числа 3. Счёт до трех. Знакомство с цифрой 3. Представление о треугольниках. Их распознавание
5. Пространственные отношения: на, над, под; выше-ниже; раньше-позже.
6. Образование числа 4. Счёт до четырёх. Знакомство с цифрой 4. Представление о квадрате и кубе, их распознавание.
7. Образование числа 4. Счёт до четырёх. Знакомство с цифрой 4. Представление о паре предметов.
8. Образование числа 5. Счёт до пяти. Знаком-ство с цифрой 5. Пространственные отноше-ния: вверху-внизу; слева, справа, посередине.
9. Образование числа 5. Счёт до пяти. Знаком-ство с цифрой 5. Пространственные отноше-ния: внутри, снаружи; впереди, сзади.
10. Порядковый счёт (в пределах 5). Представ-ление об овале и прямоугольнике, их распо-знавание. Пространственные отношения: внутри, снаружи; впереди, сзади.
11. Упражнения на закрепление материала.
12. Представления о фигурах: цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка, их рас-познавание.
13. Образование числа 6. Счёт до шести. Зна-комство с цифрой 6. Сравнение предметов по длине.
14. Образование числа 7. Счёт до семи. Знаком-ство с цифрой 7. Сравнение предметов по ширине и толщине.
15. Образование числа 8. Счёт до восьми. Зна-комство с цифрой 8. Практическое измерение длины с помощью условных мер.
16. Образование числа 9. Счёт до девяти. Зна-комство с цифрой 9.
17. Сравнение предметов по объему (вместимо-сти).
18. Практическое измерение объема (вместимо-сти) с помощью условных мер.
19. Представление о числе 0. Знакомство с циф-рой 0. Части суток.
20. Образование числа 10. Счёт до 10. Запись числа 10
21. Пространственные отношения: на, над, под; выше, ниже; раньше, позже.
22. Пространственные отношения: слева, справа, посередине; вверху, внизу. Наблюдение
23. Пространственные отношения: внутри, сна-ружи; впереди, сзади.
Итоговое занятие Открытое занятие
Календарный учебный график по дополнительной образовательной программе «Развивай-ка» на 2018-2019 учебный год.
Год обуче-ния Дата начала обучения по программе Дата окон-чания обуче-ния по про-грамме Всего учеб-ных недель Количество учебных ча-сов Режим заня-тий
1 01.10.2018 31.05.2019 32 32 1 раз в неде-лю по 20 ми-нут