Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Домисолька»

Надежда Граф
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Домисолька»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности

«Домисолька»

Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Граф Н. И.

Музыкальный руководитель

Калининград, 2021 г

Пояснительная записка

Направленность программы

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности „Домисолька“» размещена в разделах

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» имеет художественно-эстетическую (музыка) направленность.

Актуальность программы

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Отличительные особенности программы

Новизна программы вокального кружка «Домисолька» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 5 - 6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР д/с № 40.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 8 месяцев (с октября по май). На полное освоение программы требуется 26 часов 40 минут.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые формы работы с детьми. Состав групп 5 -15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 26 часов 40 минут. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Программа рассчитана на 1год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления : собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон

- хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)

- тембровыми подгруппами

- при включении в хор солистов

- пение под фонограмму.

Ведущие теоретические идеи.

Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников, слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) и программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель программы : формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

• Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.

• Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.

• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)

• Расширять певческий диапазон.

• Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.

• Способствовать пробуждению творческой активности детей.

• Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию - дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения)

Задачи программы :

Образовательные:

• Углубить знания детей в области музыки : классической, народной, эстрадной;

• Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

• Привить навыки общения с музыкой : правильно воспринимать и исполнять ее;

• Привить навыки сценического поведения;

• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

• Развить музыкально-эстетический вкус;

• Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные

• Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

Принципы отбора содержания.

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные принципы обучения детей пению.

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т. е. основных положений дидактики.

1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Планируемые результаты.

• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);

• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (Петь без напряжения, плавно, легким звуком; вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

• умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

• умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;

• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;

• Активно участвовать в выполнении творческих заданий;

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Диагностика детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Отслеживание развития вокальных навыков ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы вокального кружка являются концертные выступления в ДОУ.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Диагностика уровня развития певческих умений.

№ п/п Ф. И. ребенка Качественное исполнение знакомых песен.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Умение импровизировать

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

Навыки выразительной дикции

1

2

3

4

5

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Учебный план

(26 часов 40 минут, 2 раза в неделю)

№ п/п Тема Количество часов примечание

Всего Теоретических занятий Практических занятий

1 Вводное 1 1

«Музыкальная подготовка»

2 Развитие музыкального слуха 4 1 3

3 Развитие музыкальной памяти 3 0 3

4 Развитие чувства ритма 3 0 3

«Вокальная работа»

1 Прослушивание голосов 1 0 1

2 Певческая установка. Дыхание. 4 1 3

3 Распевание 3 0 3

4 Дикция 3 0 3

5 Работа с ансамблем над репертуаром 4 0 4

Итого часов 26 3 26

Содержание программы

Вводное занятие

Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.

Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

Музыкальная подготовка

Тема1. Развитие музыкального слуха.

Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).

Форма. Практическая, дидактические игры.

Тема2. Развитие музыкальной памяти.

Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).

Форма. Практическая, дидактические игры.

Тема 3. Развитие чувства ритма.

Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).

Форма. Практическая, дидактические игры.

Вокальная работа

Тема 1. Прослушивание голосов.

Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.

Форма. Индивидуальная работа.

Тема 2. Певческая установка. Дыхание.

Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.

Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

Тема 3. Распевание.

Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.

Форма. Фронтальная, практическая, игровая.

Тема 4. Дикция.

Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.

Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.

Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.

Форма. Коллективная.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение.

· атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

· звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

· сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

· песенный репертуар

Методическое обеспечение программы.

Работа вокального кружка по обучению детей пению проводится в различных формах:

• Занятия - игра, игра на музыкальных инструментах;

Результаты усвоения программы кружка детей проверяем во время проведения:

• утренников, вечеров развлечений;

• в самостоятельной деятельности;

Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:

• консультации, беседы, вечера развлечений, концерты.

Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.

Перспективно- тематический план работы на 2021-2022 учебный год.

Список литературы:

1. Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М. : Советский композитор, 1989. – 33 с.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М. : ВЛАДОС, 2002

3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.

4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.

5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. – 232 с.

6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. - 112 с.

7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.

8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

9. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

10. Кабалевский Д. Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

12. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

14. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

17. Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.

18. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.

19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб. : Лань, 1999. – 64 с.

20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1987. – 144 с.

22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1988. – 143 с.

23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Домисолька»
Опубликовано: 29 мая 2022 в 21:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Домисолька»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Граф в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД