Надежда Граф
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности «Домисолька»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музыкальной направленности
«Домисолька»
Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Граф Н. И.
Музыкальный руководитель
Калининград, 2021 г
Пояснительная записка
Направленность программы
Темочки:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» имеет художественно-эстетическую (музыка) направленность.
Актуальность программы
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Отличительные особенности программы
Новизна программы вокального кружка «Домисолька» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 5 - 6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР д/с № 40.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 8 месяцев (с октября по май). На полное освоение программы требуется 26 часов 40 минут.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые формы работы с детьми. Состав групп 5 -15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 26 часов 40 минут. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Программа рассчитана на 1год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления : собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Ведущие теоретические идеи.
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников, слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) и программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель программы : формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
• Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
• Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.
• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)
• Расширять певческий диапазон.
• Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
• Способствовать пробуждению творческой активности детей.
• Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию - дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения)
Задачи программы :
Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки : классической, народной, эстрадной;
• Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
• Привить навыки общения с музыкой : правильно воспринимать и исполнять ее;
• Привить навыки сценического поведения;
• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
• Развить музыкально-эстетический вкус;
• Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
• Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Принципы отбора содержания.
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные принципы обучения детей пению.
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т. е. основных положений дидактики.
1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Планируемые результаты.
• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (Петь без напряжения, плавно, легким звуком; вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
• умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
• стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
• умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
• Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Диагностика детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Отслеживание развития вокальных навыков ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы вокального кружка являются концертные выступления в ДОУ.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Диагностика уровня развития певческих умений.
№ п/п Ф. И. ребенка Качественное исполнение знакомых песен.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
Умение импровизировать
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
Навыки выразительной дикции
1
2
3
4
5
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Учебный план
(26 часов 40 минут, 2 раза в неделю)
№ п/п Тема Количество часов примечание
Всего Теоретических занятий Практических занятий
1 Вводное 1 1
«Музыкальная подготовка»
2 Развитие музыкального слуха 4 1 3
3 Развитие музыкальной памяти 3 0 3
4 Развитие чувства ритма 3 0 3
«Вокальная работа»
1 Прослушивание голосов 1 0 1
2 Певческая установка. Дыхание. 4 1 3
3 Распевание 3 0 3
4 Дикция 3 0 3
5 Работа с ансамблем над репертуаром 4 0 4
Итого часов 26 3 26
Содержание программы
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение.
· атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
· звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
· сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
· песенный репертуар
Методическое обеспечение программы.
Работа вокального кружка по обучению детей пению проводится в различных формах:
• Занятия - игра, игра на музыкальных инструментах;
Результаты усвоения программы кружка детей проверяем во время проведения:
• утренников, вечеров развлечений;
• в самостоятельной деятельности;
Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:
• консультации, беседы, вечера развлечений, концерты.
Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.
Перспективно- тематический план работы на 2021-2022 учебный год.
Список литературы:
1. Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М. : Советский композитор, 1989. – 33 с.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М. : ВЛАДОС, 2002
3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.
5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. – 232 с.
6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. - 112 с.
7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.
8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
9. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
10. Кабалевский Д. Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
12. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
14. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
17. Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.
18. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.
19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб. : Лань, 1999. – 64 с.
20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.