Алексеева Вера Васильевна
Дополнительная образовательная программа «Волшебный пластилин» для детей 5–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебный пластилин»
художественной направленности.
Возраст воспитанников: 5 - 8 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала: воспитатель
Алексеева Вера Васильевна
Ухта
2022 год
Пояснительная записка.
Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Волшебный пластилин“ для детей 5–8 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Пластилинография – нетрадиционная художественная техника. Основной материал здесь – конечно пластилин, руки ребенка, цветной картон, фантазия и хорошее настроение. Таким образом, старшие дошкольники в мягкой и уютной атмосфере совместного творчества получают важные знания и навыки, опыт настоящего творчества, который в дальнейшем будут использовать как в школе, так и в любой области труда.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки).
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» (далее Программа) имеет художественную направленность, рассчитана для детей 5 - 8лет.
Актуальность Программы. Актуальность проведения более глубокой направленности по овладению детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционной художественной техники рисования пластилинография, обусловлено с введением ФГОС ДО, где заложена задача, которая направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развитием способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Отличительные особенности. Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые из-делия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.
Особенностью программы «Пластилиновая фантазия» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельно-сти, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.
Адресат программы
Программа кружка разработана для детей старшего дошкольного возраста, с учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей данной группы.
Объем программы: программа осваивается за 33 ак. час. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы обучения, виды занятий
Форма обучения: очная.
Язык образования – русский.
Формы занятий - подгрупповая, индивидуальная.
Количество детей в группе – до 8 человек.
Режим занятий:
Год обучения Кол-во занятий в неделю Продолжительность 1 часа
1 уч. год 1 раз в неделю по 1 часу 1 акад. час = 30 мин.
Время проведения занятий – вторая половина дня по расписанию до-полнительного образования МДОУ.
Цель программы: - развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.
-учить детей работать с пластилином: правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству.
Развивающие:
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов
Принцип динамичности: от простого к сложному; 2.
Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;
Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных осо-бенностей развития каждого ребёнка;
Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отра-жать в играх впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.
Планируемые ожидаемые образовательные результаты
Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:
1. Дети умеют составлять простые композиции на плоскости.
2. Дети применяют различные техники пластилинографии: налеп, растягива-ние, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3. Дети проявляют познавательный интерес к технике пластилинография.
у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
4. Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Если есть необходимость, педагог может увеличить или уменьшить количество часов, отведенных на определенную тему, ориентируясь на развитие детей группы.
Календарный учебный график
Дата начала учебного го-да Дата окон-чания учеб-ного года кол-во учебных недель продолжительность каникул Сроки кон-трольных процедур
01.11.2022 31.05.2023 24 - декабрь 2022,
май 2023
3.
Учебный план
№ Наименование разделов, тем Кол-во ча-сов дата
1 – 2 неделя «Осенний лес» 2 ноябрь
3 неделя «Дымковская игрушка - лошадка» 1 ноябрь
4 неделя «Астры» 1 ноябрь
5 неделя «Снежинка» 1 ноябрь
1 - 2 неделя Снегири» 1 декабрь
3 - 4 неделя «Ёлочка» 2 декабрь
2 - 3неделя «Пингвины на льдине» 2 январь
4 неделя «Зимние забавы» 1 январь
1 - 2 неделя «Танк» 2 февраль
3неделя «Ваза с цветами» 2 февраль
1 неделя «Подснежники для мамы» 1 март
2 - 3 неделя «Укрась вазу» 2 март
4 неделя «Красивый коврик» 1 март
1 - 2 неделя «Чайный сервиз» 2 апрель
3 - 4 неделя «Жостовский букет» 2 апрель
1 неделя «Жираф» 1 май
2 - 3 неделя «Слон» 2 май
4.
Календарно - тематический план кружка «Волшебный пластилин»
на 2022 -2023 учебный год
Тема занятий Программное содержание Материалы
и оборудование Кол-во
часов Дата
проведения Дата проведения по факту
«Осенний лес» Учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учит по- разному изображать деревья. Продолжать учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учить по- разному изображать деревья. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. Осеннии иллюстрации леса, картон, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. 2 1.11
8.11
«Дымков-ская иг-рушка - лошадка» Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой как видом народного прикладного искусства. Воспитывать самостоятельность. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. Макеты игрушек, бросовый материал, пластилин, дощечки, салфетки. 1 15.11
«Астры» Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. Иллюстрации цветов, картон, пла-стилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. 1 22.11
«Снежин-ка» Учить детей передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. Наблюдение, картон, пластилин, кар-тон, стеки, дощечки, салфетки. 1 29.12
«Снегири» Познакомить детей с птицей снегирь. Расширить представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Иллюстрации снегирей, картон, пла-стилин, картон, стеки, дощечки, сал-фетки. 2 6.12
13.12
«Ёлочка» Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Продолжать создать поздравительную открытку своими руками. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Иллюстрации селочек, картон, пла-стилин, картон, стеки, дощечки, сал-фетки. 2 20.12
27.12
«Пингвины на льдине» Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Продолжать знакомить детей с животными Севера. Иллюстрации животных севера, кар-тон, пластилин, картон, стеки, дощеч-ки, салфетки. 2 17.01
24.01
«Зимние забавы» Учить передавать сюжет доступными средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами, передача взаимодействия, изменение формы ы связи с характером движения. Развивать возможность применения техники пластилинографии. Сюжетные картинки, картон, пласти-лин, картон, стеки, дощечки, салфет-ки. 1 31.01
«Танк» Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого, учить скатывать маленикие шарики между ладонями. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, память. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность. Иллюстрациивоенной техники, кар-тон, пластилин, картон, стеки, дощеч-ки, салфетки. 2 07.02
14.02
«Ваза с цветами» Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии. Картон, простой карандаш, пласти-лин, картон, стеки, дощечки, салфет-ки. 2 21.02
28.02
«Подснежники для мамы» Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Иллюстрация подснежники, пласти-лин, картон, стеки, дощечки, салфет-ки. 1 07.03
«Укрась вазу» Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции.
Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. Воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа. Образцы хохломской росписи, пла-стилин, картон, стеки, дощечки, сал-фетки. 2 14.03
21.03
«Красивый коврик» Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу. Развивать чувство цвета. Образцы, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. 1 28.03
«Чайный сервиз»
Познакомить детей с разновидностями посуды. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Образцы посуды, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. 2 04.04
11.04
«Жостовский букет» Познакомить детей с народно-прикладным искусством. Развивать восприятие, мелкую моторику рук. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. Пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. 2 18.04
25.04
«Жираф» Познакомить детей с животным Африки - жирафом. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. Иллюстрации Жирафа, пластилин, картон, стеки, дощечки, салфетки. 1 16.05
«Слон» Продолжать знакомство с животными Африки. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. Иллюстрации слон, пластилин, кар-тон, стеки, дощечки, салфетки. 2 23.05
30.05
Список литературы
1. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
3. Комарова Т. С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография. - М. : МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.
4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.
5. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. М. : Карапуз-Дидактика, 2007.
6.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников М. : Издательство АСТ, 2002.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М. : Центр педагогического образования,2014.