Татьяна Ескина
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
по экологическому
Составила: воспитатель Ескина Т. В.
Цель и задачи рабочей программы
Главная цель экологического воспитания – формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников 6–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Задачи:
• дать углубленные знания о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней;
• расширять элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, охране природы;
• развивать познавательный интерес к окружающему миру;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
• способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры;
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
• воспитывать гуманистические и эстетические чувства, практическую готовность созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
• Исходя из этого, программа является актуальной и способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Отличительной особенностью данной программы является её личностно-ориентированная модель образования и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физического эксперимента, что расширяет наглядно-образную форму познания в процессе деятельности предметов и объектов, в отличии от понятийной.
Реализация экологического образования в МАДОУ «Детский сад № 57 комбинированного вида» как приоритетного обусловлена рядом причин:
• природное окружение детского сада, предметная развивающая среда МАДОУ, способствуют более полному раскрытию содержания экологического образования;
• эмоциональность дошкольников, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования в ДОУ.
Рабочая программа по экологическому воспитанию составлена на основе программы экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С. Н. Николаевой, которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Предлагаемая программа написана с учетом региональных условий и адаптирована к условиям работы в МАОУ «Средняя школа «8».
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:
1. Образовательные : Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
2. Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
3. Воспитательные : Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Подготовительная группа
Знать:
• Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
• О трёх стадиях развития живых организмов.
• О природно-климатических зонах Земли и Камчатского края.
• Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
• О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
• О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Иметь представление:
• О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
• О Солнечной системе и её планетах.
• Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
• О возникновении жизни на Земле.
Уметь:
• С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
• Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
• Объяснять экологические зависимости.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Тематический план в подготовительной группе
Сентябрь
Тема: «Цветущие растения»
Задачи: Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе
Тема: «Поможем дождевому червю найти дом»
Задачи: Формировать знания: почва как верхний слой земли, представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы.
Тема: «Наш дом - природа»
Задачи: Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Тема: «Осенние изменения в неживой природе Камчатского края»
Задачи: Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.
Октябрь
Тема: «Лес –многоэтажный дом»
Задачи: Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края.
Тема: «Кто главный в лесу?»
Задачи: Учить распознавать 5-6 деревьев,
3-4 кустарника Камчатского края. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.
Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»
Задачи: Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах забайкальского края.
Тема: «Перелётные птицы»
Задачи: Закреплять и расширять представления о птицах:
дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
Ноябрь
Тема: «Знакомим детей с почвой»
Задачи: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.
Тема: «Солнце –большая звезда»
Задачи: Дать представление о Солнце как о звезде.
Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения.
Тема: «Осень золотая»
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений. Развивать все психические процессы, способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать любовь.
Тема: «Красная книга Камчатского края»
Задачи: Продолжать знакомить детей с «Красной книгой», редкими растениями и животными Камчатского края. Уточнять и закреплять правила поведения в природе. Воспитывать любовь, заботу, ответственность за свои поступки и бережное отношение к растениям и животным.
Декабрь
Тема: «Как животные проводят зиму в лесу?»
Задачи: Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Камчатского края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.
Тема: «Беседа о зимующих птицах»
Задачи: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц и умение определять их название по голосам. Развивать все психические процессы, познавательную активность детей, социальные навыки.
Тема: «Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода»
Задачи: Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды.
Январь
Тема: «Что мы знаем о воздухе»
Задачи: Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспер-я, навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр среде.
Тема: «Камни, песок, глина»
Задачи: Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость. Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. Развивать умение выстраивать гипотезу и сравнивать ее с результатом; познавательные способности. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тема: Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые
Задачи: Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность, аккуратность, самоконтроль,саморегуляцию
Февраль
Тема: «Беседа о зимующих птицах»
Задачи: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц.
Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды.
Тема: «Мой край родной, заповедные места»
Задачи: Формировать знания о заповедниках Камчатского края. Продолжать изучение «Красной книги Камчатского края». Показать необходимость охраны редких видов животных и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Тема: «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»
Задачи: Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды, болезни и вредители растений Учить детей определению хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявлению недостающих условий, способам ухода, которые могут их восполнить.
Март
Тема: «Особенности жизни зверей весной»
Задачи: Учить замечать особенности жизни зверей весной. Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.
Тема: «Когда животных в природе становится много или мало»
Задачи: Учить замечать нарушение равновесия в природе. Способствовать формированию понимания взаимосвязи обитателей леса, цепочек питания. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.
Тема: «Сравнение рыб и лягушек»
Задачи: Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/, правила поведения в природе. Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки – и воды и суши.
Апрель
Тема: «Море бывает в беде»
Задачи: Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
Приспособление диких животных к жизни в природных условиях. Показать положительное и отрицательное отношение современного человека с природой. Факты отрицательного воздействия человека на природу. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах
Тема: «Планета Земля в опасности»
Задачи: Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.
Тема: «Беседа о Весне»
Задачи: Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне.
Май
Тема: «Приборы – помощники»
Задачи: Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.
Тема: «Этот удивительный мир насекомых»
Задачи: Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.
Тема: «Забота о здоровье»
Задачи: Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье.