Короленко Яна Викторовна
Инновационные технологии на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии
на занятиях по изобразительной деятельности
с детьми дошкольного возраста.
Составитель: Короленко Яна Викторовна
МАДОУ №239 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово 2024г.
Изобразительная деятельность – одно из любимейших занятий детей дошкольного возраста. Любой ребенок может выразить через рисование свое впечатление об окружающем мире, свои эмоции, свой характер. Это позволяет ему чувствовать пользу творчества, преодолевать препятствия к достижению благой цели. Педагог должен донести до воспитанников мысль о том, что в творчестве нет правильного или неправильного пути, а есть только свой путь.
Дошкольный возраст – сензитивный период развития творческого потенциала ребенка. Развитие творческих способностей в сфере изобразительного искусства, должно стать важным звеном современного образования детей. Хочется отметить, что дети, выполняя работу по изобразительной деятельности, легко усваивают способы использования изобразительных материалов, но в их работах редко можно заметить творческий подход. Нас, как педагогов волнует вопрос о стереотипности детских работ.
Детская природа – природа исследования и познания окружающего мира. Любознательность, тяга к экспериментированию, наблюдательность, стремление к самостоятельному решению проблем – главные черты детского дошкольного поведения. Исследовательская деятельность – источник получения ребёнком представлений об окружающем мире. Формирование устойчивых исследовательских навыков складывается из своих мыслей, переживаний, чувств, фантазии и самостоятельности.
Современные образовательные стандарты требуют не фрагментарного использования исследовательского метода, а его преобладания над другими, доминирования в процессе обучения. Этот метод при умелом сочетании с репродуктивным методом, может дать эффективный образовательный результат.
Инновационная деятельность в современной системе образования одна из актуальных проблем в России. Внедрение инновационных технологий является закономерностью развития дошкольного образования в частности, и носят существенный характер, сопровождающий изменения в методике работы с детьми дошкольного возраста в рамках ФГОС ДОУ. Особенности инновационной деятельности заключаются в том, что субъектами данного процесса являются педагоги, дети и родители – что является гуманистической составляющей инновационного процесса. Еще одной особенностью образовательной инновации служит система охвата разноплановых педагогических проблем.
Эффективность педагогической инновации зависит от исследовательской работы воспитателей детского учреждения, которые, решая проблемы приёмов работы с детьми, начинают переосмысливать по-новому классические дидактические принципы. Так что же такое инновационная деятельность педагогов дошкольных учреждений? Что является конечным результатом их продуктивной деятельности? В сфере образования инновацией можно считать новое содержание, метод, форму организации деятельности воспитанников либо новый подход к оказанию социальных услуг в области воспитания и развития детей на основе реальных запросов родителей.
Современной педагогической наукой намечены новые пути оптимизации образовательного процесса, стимулирующих творческую деятельность педагогов и их воспитанников. Это приводит к увеличению образовательных программ и вариативных форм непосредственной образовательной деятельности (НОД). Объем информации постоянно растет и уже не вмещается в перспективные планы воспитателей и в головы их воспитанников. Педагоги заняты поиском и выбором конкретных форм образовательной деятельности так, чтобы в них присутствовали познавательное и творческое развитие личности дошкольника. Разработка новых эффективных технологий – одно из направлений педагогической деятельности.
В дошкольных образовательных учреждениях России уже используются традиционные (игровые) педагогические технологии и инновационные дидактические системы по художественно-эстетическому воспитанию на теоретической основе проблемного обучения, приема сотрудничества и диалога культур, применения изобретательских задач (ТРИЗ). Получило так же широкое применение технологий проблемного изложения, поисковой (эвристической) ситуации, исследовательский метод, метод проектов, интеграция образовательных областей, использования компьютерных технологий. В системе дошкольного образования широко используется педагогика сотрудничества, где отдается предпочтение личностно-ориентированному и дифференцированному подходу к детям.
Изучая методические материалы и работая над данной проблемой, мы систематизировали и адаптировали некоторые методики изобразительного искусства. Кратко остановлюсь на некоторых из них.
Метод исследования:
- поисковая ситуация по приемам копирования изображения (световой стол,
- поиск рациональных способов изображения с использованием перчаток, трафаретов, лепка при помощи форм и прочее,
- выбор фактуры бумаги для основы изображения с учетом изобразительных средств,
- поиск цветового оттенка (разбавление краски водой, смешивание красок, применение разного нажима карандаша, интенсивность штриховки,
- лепка из снега или кинетического песка,
- рисование водой с последующим присыпанием песком,
- рисование на мокром и сухом песке,
- аппликация разноцветными камешками.
Современная тенденция развития дошкольного образования требует обогащения и дополнения к стандартному (базовому) компоненту других областей образования, актуальность которых в развитии ребёнка, велика. Возникает необходимость в их интегрировании с той целью, чтобы для дошкольников не произошло увеличение образовательных нагрузок. Парциальные, авторские, дополнительные, примерные программы, с помощью интегрирования помогают приобщать дошкольников к литературе и родному языку, к азам математики, к началам компьютерной грамотности, к музыке и изобразительному искусству и другим дисциплинам. Интегрирование, как инновационный метод, помогает реализовать большое количество образовательных областей за меньшее время, что освобождает дошкольников от дополнительных нагрузок. С младшими дошкольниками интеграция строится на дополнении одних средств другими (к аппликации дорисовываются некоторые детали, на сочетании одних средств выразительности, характерных для каждого вида деятельности (слушаем «музыку дождя» и рисуем дождь). В старших группах интеграция происходит за счет специфики какого- либо вида деятельности и выполняет доминирующую роль.
В дошкольном учреждении интеграция выглядит как:
- художественно-эстетическая область с социально-экономическим воспитанием (дети разрабатывают, рисуют и составляют рекламные проспекты, упаковки для подарков, придумывают дизайн игровых помещений, одежду воспитателя, костюмы к праздникам и прочее,
- художественно-эстетическая область, национальная культура, нравственно-патриотическое воспитание (культурологический поход, разработка мини-музея краеведения, рисование для него памятников архитектуры, национальных костюмов, утвари и прочее,
- художественно-эстетическая область и экологическое воспитание (аппликация насекомых и птиц, рисование и составление гербария и прочее,
- художественно-эстетическая область и компьютерная грамотность.
Использование информационных технологий (компьютеров) становится важным современным условием обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Развивающие компьютерные игры могут обеспечить наполненность направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Однако, программы и игры, используемые в детском учреждении должны соответствовать психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, изложенных в инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000№65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Использование этой инновационной технологии интересна в таких направлениях:
- изготовление атрибутики к развлечениям и сюжетно-ролевым играм (билетики, условные деньги и прочее,
- пригласительные билеты на праздники, поздравительные открытки, афишки,
- раздаточный материал для занятий (счетный, развивающий, поощрительный,
- материал для самостоятельной художественной деятельности (задания по типу раскрасок - «Дорисуй картину», «На что похоже?», «Составь картинку»).
Инновационные технологии помогают развить воображение, фантазию дошкольников. В непосредственно-образовательную деятельность включаются элементы игровых заданий, требующих развития творческих способностей детей. Очень привлекают воспитанников детского сада нетрадиционные изобразительные техники:
- пальчиковая живопись для младших дошкольников (листья, петушки,
- восковые мелки и оттиски мятой бумаги (осеннее дерево,
- кляксография («бяка-каляка», грустное дерево, бабочка,
- оттиск поролоном (румяные яблочки,
- монотипия (дерево, отражающееся в воде,
- цветной или чёрно-белый граттаж (сказочный лес)
- живопись «эбру» (перо Жар-птицы).
- гравюра (пригласительные билетики,
- матрицы орнамента (русские узоры,
- набрызг (осенний букет, снежная метель).
Обогатить занятия по изобразительной деятельности инновационными технологиями задача современного педагога, идущего в ногу со временем. Это способствует более эффективному и целенаправленному процессу формирования духовно развитой личности.