Юлия Браилова
Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Развивайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
естественнонаучной направленности
«Развивайка»
Браиловой Ю. В.,
воспитателем 1 категории
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Развивайка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5» разработана в соответствии с:
Публикация «Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности „Развивайка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
• Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
• Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования : утвержден приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10.2013 г., №1155;
• Постановлением правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.13 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
Дополнительное образование в кружке «Развивайка» осуществляется только по желанию родителей законных представителей на договорной основе и не оказывает вместо основной образовательной деятельности учреждения.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Развитое логическое мышление – это залог успешного обучения дошкольника.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешом. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, жёлтые, синие, размером (большие и маленькие, толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Детей младшего дошкольного возраста в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине т. д., несколько позже – по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.
Цель: Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша
Задачи:
Образовательные :
Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
Формировать основные приемы логического мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование)
Развивающие :
Развивать умение выявлять свойства в объектах, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, называть их, и обосновывать свои рассуждения;
Развивать у детей умения рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
Воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам
Принципы и подходы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Возраст детей и срок реализации программы :
Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Группа комплектуется детьми на основании заявлений родителей и с учетом желания ребенка.
Курс программы рассчитан на 1 год. Занятия в кружке проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю с октября по май включительно. Длительность занятия – 15 минут (общий объем – 32 занятия в год).
Форма работы: Используется групповой способ реализации (10 -15 детей).
Планируемый результат освоения Рабочей Программы :
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Формы организации детской деятельности на кружке.
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
1. Учебно-тематический план
Период
реализации №
п/п Название занятий Количество часов Количество занятий Форма подведения итогов
октябрь 1. Знакомство с блоками Дьенеша 15 мин 1
2. Разноцветные странички. 15 мин 1
3. Заселим домики
4. Мышки – норушки. 15 мин 1
ноябрь 5. Поможем Золушке 15 мин 1
6. Раздели фигуры 15 мин 1
7. Найди такой же. 15 мин 1
8. Дорожки 15 мин 1
декабрь 9. Соберём урожай 15 мин 1
10. Найди фигуру 15 мин 1
11. Раздели фигуры 15 мин 1
12. Кулинары 15 мин 1
Январь 13. Второй ряд 15 мин 1
14. Бусы в подарок кукле 15 мин 1
15. Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур» 15 мин 1
16. Чудесный мешочек 15 мин 1
Февраль 17. Рыбалка 15 мин 1
18. Домино 15 мин 1
19. Поручения 15 мин 1
20. Парные картинки 15 мин 1
Март 21. Все в ряд 15 мин 1
22. Игра-путешествие «В гостях у сказки» 15 мин 1
23. Магазин 15 мин 1
24. Строители 15 мин 1
Апрель 25. Кондитерская фабрика 15 мин 1
26. Садовники 15 мин 1
27. Угощение для медвежат 15 мин 1
28. Кто быстрее соберёт 15 мин 1
Май 29. Что изменилось?
15 мин 1
30. Игра-путешествие «В гости к мишке» 15 мин 1
31. Волшебное дерево 15 мин 1
32. «Чудо – дерево» 15 мин 1 Открытое занятие с детьми для родителей
ИТОГО
8 ч.
32
Список литературы:
1. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Издание 2-е, исправленное и дополненное Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002
2. Н. Михайлова, Е. А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьеныша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Давайте вместе поиграем : Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. СПб. : Корвет, 2001.
4. Под редакцией Б. Б, Финкельнштейн «Давайте вместе поиграем» Комплексные игры с блоками Дьенеша - С- Пб. ООО «Корнет», 2001г
5. Интернет – ресурсы