Алена Кадоркина
Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические технологии на сегодняшний день — это условие успешной образовательной деятельности с детьми. ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: «как добиться запланированного результата?»
В сентябре 2021 года провела диагностику по Н. В. Верещагиной, результаты в разделе художественно-эстетическом развитии, меня немного разочаровали, поэтому я задумалась об открытии кружка «Умелые ручки». Но форму занятий взяла не обычную, а в виде мастер-классов.
Цель моего кружка: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством включения их в различные виды декоративно – прикладного творчества.
Задачи кружка: развивать творческие способности на основе знаний умений и навыков.
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образовательное и логическое мышление. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы. Прививать точность и аккуратность в выполнении работы.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Радость от познания, от приобретения новых навыков и умений, полученных на мастер-классах, переносится в реальную жизнь. На мастер-классах дети не ограничены рамками, здесь присутствует свобода творчества и деятельности, педагог старается задействовать всех участников процесса и все его задания и действия направлены на то, чтобы сделать их активными. Такими проявлениями и отличается мастер-класс от других технологий. Как правило, в процессе мастер-класса детям предоставляется возможность познакомиться с какой-либо новой технологией, приемами работ, новыми методиками.
При проведении занятий в форме мастер-классов я обязательно рассказываю детям тему предстоящего занятия, его цель и задачи, кратко знакомлю с содержанием. Затем демонстрирую готовые изделия либо элементы изделий, которые предстоит нам выполнить в ходе занятия. Также знакомлю ребят с инструментами и материалами, необходимых для изготовления данного продукта, напоминаю о технике безопасности при работе с ними. И затем идёт практическая часть занятия. Участники мастер-класса под моим руководством из заранее подготовленных материалов или заготовок выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. В процессе проведения мастер-класса происходит постоянный контакт, осуществляется практический индивидуальный подход к каждому ребенку. Все дети активно участвуют, я комментирую и отвечаю на все их вопросы, создаю атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении и работе. Также во время занятий у детей есть возможность для фантазирования и проявления ребятами способности самостоятельно мыслить и предлагать свои варианты.
Таким образом, можно выделить важнейшие положительные стороны мастер- класса:
- Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
- Создание условий для включения всех в активную деятельность.
- Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как педагога, так и детей.
- Формы, методы, технологии работы детям предлагаются, а не навязываются.
- Знания, полученные в процессе практической деятельности детьми.
Таким образом, мастер-класс – это универсальная технология, способствующая качественному и быстрому усвоению информации и формированию навыков опыта работы с разнообразным материалом. Занятие в форме мастер-класса повышает мотивацию у детей к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у них появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию, что в дальнейшем будет условием успешного становления личности в целом.
Преимущества занятий в форме мастер-класса вполне очевидны, и они явно прослеживаются в ходе проведения:
- Идея занятий в форме мастер-классов изначально направлена на результативность работы. Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
- Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы предполагает использование разнообразных методов: наблюдение, изучение и результат деятельности.
- Свободное общение между детьми позволяет обмениваться опытом между собой, совместно решать некоторые задачи, дает возможность выступить в роли мастера для менее опытных детей.
- Мастер-класс – это возможность ознакомиться с методикой или оригинальным методом под руководством педагога.
По отзывам педагогов и по нашим наблюдениям большинство детей лучше усваивают материал на мастер-классах, ребята рассказывают, что они научились чему-то новому. Как показывает практика, на мастер-классах обучающиеся получают практический опыт, который переносят в обычную жизнь.
Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно – досуговые мероприятия: изготовление игрушек к «Новому году», подарки папам и мамам к празднику «23 февраля», «8 Марта» и т. д, тем самым повышая эффективность обучения.
Таким образом, на сегодняшний день, я хочу сказать, что дети освоили правила безопасности во время работы, они могут создавать сюжеты и образы, объединять их в коллективные композиции. Ребята имеют представления о нетрадиционных способах рисования, аппликации, лепки и применяют их на практики за пределами кружковой деятельности, глядя на них ребята, с группы повторяют за ними, этим повышая свои знания и умения. После посещения кружка у детей результаты мониторинга выше, чем у детей, которые не посещали кружок.
Мною было принято решение, перенести эту востребованную форму проведения занятия в повседневную образовательную деятельность, которая помогает повысить творческую активность у детей.