Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп»

Евгения Муравская
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №59 «Гномик» города Смоленска

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп»

Средняя группа «Лучики»

Время проведения :

1 занятие в неделю

Руководитель кружка:

воспитатель Муравская Е. А

2020-2021 учебный год

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности „Бумажный калейдоскоп“» размещена в разделах

1.2 Цели и задачи кружка

1.3 Возрастные особенности детей 5 года жизни

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно – тематический план кружка

2.2 Планируемые результаты программы

2.3 Основные методы, приёмы и принципы работы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

3.2 Список литературы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончике пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребёнок»

Сухомлинский В. А

Пояснительная записка

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей.

Младший дошкольный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук. Преобладающей формой мышления в этом возрасте является наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Уровень программы : ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд». В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, комкование, торцевание, конструирование, мозаика, аппликация).

Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.

Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.

Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.

Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.

В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.

Актуальность программы

Необходимость в разработке дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп» возникла в силу следующих причин:

1. Диагностика уровня художественно-эстетического развития в данной группе обучающихся на начало учебного года дала следующие результаты :

Высокий уровень- 20%

Средний уровень- 30%

Низкий уровень- 50%

2. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей.

3. На сегодняшний день, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещ и тем, что данный материал да т большой простор творчеству. Бумажный лист помогает реб нку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.

Цель программы заключается в расширении знаний детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок, развитии умений и навыков работы с бумагой, развитии у детей мелкой моторики, эстетических чувств и представлений в процессе работы, формировании художественно-творческих способностей, обеспечении эмоционально-образного восприятия действительности.

Задачи программы

Задачи в обучениии:

• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.

• Познакомить с различными техниками работы с бумагой.

• Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.

Задачи в развитии:

• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.

• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.

• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.

• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Задачи в воспитании:

• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

Категория обучающихся по программе : возраст 5 лет.

Срок реализации программы : 1 год; 18 часов.

Форма обучения: групповая (20 человек)

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты реализации программы :

• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

• познакомятся с основами знаний в области композиции,

формообразования;

• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квиллинг).

• овладеют основными приемами работы с бумагой : складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;

• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квиллинг).

• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;

научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Тематический план кружка «Бумажный калейдоскоп»

Месяц Тема занятия Содержание занятия

Сентябрь

Диагностика

Выявить уровень художественно-эстетического развития данной группы

«Незабываемое приключение в Бумажную Страну» Театролизованная постановка, цель которой заключается в обретении ребятами уверенности в своих силах, стремлении создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущении себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

«Бумажный калейдоскоп»

Знакомство с различными видами и свойствами бумаги

«Это важно знать!»

Знакомство предупреждающим знаком при работе с ножницами, клеем и бумагой. Закреплять умение детей работать с ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца.

Октябрь Карандашница «Божья коровка»

• Знакомство с техникой комкования. Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги). Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

• Натюрморт

«Фрукты в вазе»

Знакомство с техникой комкования. Учить детей создавать натюрморт из бумажных тарелок и салфеток, путём комкования салфеток. Учить детей создавать образ фруктов, закреплять умение составлять красивую композицию. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

«Золотая осень»

• Знакомство с приёмами работы рваной, мятой, витой спирали и торцевания бумаги. Коллективная работа по изготовлению композиции с использованием данных приёмов Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

«Ветка с осенними листьями»

• Знакомство с приёмом скручивания бумаги. Создание композиции с помощью данного приёма. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

Ноябрь «Лукошко с грибами»

Знакомство с приёмами плетения и оригами бумаги (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы - оригами; улитка- скручивание в жгутик). Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

«Аквариум с рыбками»

• Знакомство с приёмами складывания и мозаики бумаги. Материал: коробка из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание) Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

«Рамка для портрета»

• Подарок ко Дню Матери из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание). Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

«Жар-птица» Коллективная работа. Знакомство стехникой квиллинг (оригами, гофрирование, комкование, квиллинг). Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

Декабрь

«Весёлый поросенок»

• Изготовление композиции в технике оригами. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

«Игрушка-шар»

• Изготовление праздничной ёлочной игрушки из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание) Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

Открытка новогодняя

• Изготовление новогодней поздравительной открытки для своей семьи (елочка - оригами из ажурной бум. салфетки) Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

«Новый год в зимнем лесу»

Коллективная работа по изготовлению праздничной сюжетной композиции: (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами). Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

Январь

«Рождественский ангелок»

• Изготовление праздничной композиции из ажурной бумажной салфетки (оригами и гофрирование). Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

«Снеговик»

• Создание композиции с применением двух техник (комкование, торцевание из белой салфетки). Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

«Снегирь на ветке»

• Композиция изготавливается в технике оригами и комкование. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.

«Зимний лес»

• Для создания образа используются приёмы мятых и рваных салфеток Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

Февраль

«Валентинка-улитка»

• Создание праздничной открытки к празднику Святого Валентина. С использованием техники (складывание сердечка и улитки) .Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

«Танк»

• Создание открытки для пап к празднику 23 февраля в технике оригами. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

«Корабль с матросом»

• Коллективная работа по изготовлению открытки к празднику День защитника Отечества. Использование нескольких техник в работе: оригами, волны - рваные полоски бумаги) Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

Март

«Тюльпаны в вазе»

• Изготовление открытки к празднику Международный женский День в технике оригами. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

«Цветок в горшке»

Коллективная работа по изготовлению поздравительной открытки к празднику 8 Марта в технике торцевания. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ

«Птица счастья»

Создание весенней композиции с использованием двух техник: оригами и гофрирование Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.

«Грачи прилетели»

• Коллективная работа, посвящённая празднику «Сороки» с использованием техники оригами. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

Апрель

«Ракета»

• Создание праздничной открытки ко Дню Космонавтики. Выполняется в технике оригами Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

«Космос»

Коллективная работа по изготовлению

открытки к празднику Космонавтики. Выполняются в двух техниках: оригами и комкование салфеток. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.

«Пасхальное яйцо с цыпленком»

• Работа выполняется в технике торцевания. Композиция посвящена Светлому празднику Пасхи Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.

«Цветок весенний»

• Изготовление весенней композиции в технике квиллинг. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Май

Открытка к 9 Мая

• Изготовление праздничной открытки с использованием техники оригами (звезда, гвоздики) Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.

«Бабочки на лугу»

Создание весенней композиции в технике оригами Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

«Ветка сирени»

• Работа по изготовлению весенней композиции в технике торцевания Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.

Методы, приё мы и принципы работы :

- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);

- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);

- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);

- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.

Принципы, лежащие в основе программы :

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы подведения итогов реализации программы

Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение программы

Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.

Список литературы

1. Агапова, И. Игрушки и подарки из бумаги и картона/ И. Агапова. - М. : Изд-во ДОМ. ХХI век, 2007.- 56 с.

2. Афонькин, С. Игрушки из бумаги/ С. Афонькин. - СПб. : Изд-во Литера, 1998.-45 с.

3. Долженко, Г. И. 100 оригами. Академия развития/Г. И. Долженко. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002 .-154 с.

4. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. Академия развития/ Г. И. Долженко. - Ярославль:Академия Холдинг, 2004 .-76 с.

5. Кобитина, И. И. Работа с бумагой : поделки и игры / И. И. Кобитина. - М. :Сфера, 2001.-34 с.

6. Корнева, Г. Бумага. Азбука творчества. Играем, вырезаем, клеим /

Г. Корнева. -СПб. : Издательский дом Кристалл, 2001.-85 с.

7. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду/ Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова. -М. : Изд-во Мозаика-Синтез,2008 .-62 с.

8. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим/ Л. В. Куцакова. -М. : Изд-во Мозаика-синтез, 2010 .-54 с.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Фотоотчёт о мастер-классе для коллег по художественно-эстетической направленностиФотоотчёт о мастер-классе для коллег по художественно-эстетической направленности С целью повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, на базе младшей группы «Смешарики» был проведён мастер – класс художественно.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Творческий проект художественно-эстетической направленности «Я приглашаю вас в музей»Творческий проект художественно-эстетической направленности «Я приглашаю вас в музей» Творческий проект художественно-эстетической направленности «Я приглашаю вас в музей» Пояснительная записка Процесс обновления образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп»
Опубликовано: 1 мая 2021 в 03:18
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД