Евгения Муравская
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №59 «Гномик» города Смоленска
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп»
Средняя группа «Лучики»
Время проведения :
1 занятие в неделю
Руководитель кружка:
воспитатель Муравская Е. А
2020-2021 учебный год
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности „Бумажный калейдоскоп“» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.2 Цели и задачи кружка
1.3 Возрастные особенности детей 5 года жизни
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно – тематический план кружка
2.2 Планируемые результаты программы
2.3 Основные методы, приёмы и принципы работы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
3.2 Список литературы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончике пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок»
Сухомлинский В. А
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей.
Младший дошкольный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук. Преобладающей формой мышления в этом возрасте является наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Уровень программы : ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд». В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, комкование, торцевание, конструирование, мозаика, аппликация).
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.
В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.
Актуальность программы
Необходимость в разработке дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности «Бумажный калейдоскоп» возникла в силу следующих причин:
1. Диагностика уровня художественно-эстетического развития в данной группе обучающихся на начало учебного года дала следующие результаты :
Высокий уровень- 20%
Средний уровень- 30%
Низкий уровень- 50%
2. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей.
3. На сегодняшний день, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещ и тем, что данный материал да т большой простор творчеству. Бумажный лист помогает реб нку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Цель программы заключается в расширении знаний детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок, развитии умений и навыков работы с бумагой, развитии у детей мелкой моторики, эстетических чувств и представлений в процессе работы, формировании художественно-творческих способностей, обеспечении эмоционально-образного восприятия действительности.
Задачи программы
Задачи в обучениии:
• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
• Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
• Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
Задачи в развитии:
• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Задачи в воспитании:
• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
Категория обучающихся по программе : возраст 5 лет.
Срок реализации программы : 1 год; 18 часов.
Форма обучения: групповая (20 человек)
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты реализации программы :
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции,
формообразования;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квиллинг).
• овладеют основными приемами работы с бумагой : складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квиллинг).
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
• научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематический план кружка «Бумажный калейдоскоп»
Месяц Тема занятия Содержание занятия
Сентябрь
Диагностика
Выявить уровень художественно-эстетического развития данной группы
«Незабываемое приключение в Бумажную Страну» Театролизованная постановка, цель которой заключается в обретении ребятами уверенности в своих силах, стремлении создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущении себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
«Бумажный калейдоскоп»
Знакомство с различными видами и свойствами бумаги
«Это важно знать!»
Знакомство предупреждающим знаком при работе с ножницами, клеем и бумагой. Закреплять умение детей работать с ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца.
Октябрь Карандашница «Божья коровка»
• Знакомство с техникой комкования. Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги). Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
• Натюрморт
«Фрукты в вазе»
Знакомство с техникой комкования. Учить детей создавать натюрморт из бумажных тарелок и салфеток, путём комкования салфеток. Учить детей создавать образ фруктов, закреплять умение составлять красивую композицию. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
«Золотая осень»
• Знакомство с приёмами работы рваной, мятой, витой спирали и торцевания бумаги. Коллективная работа по изготовлению композиции с использованием данных приёмов Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
«Ветка с осенними листьями»
• Знакомство с приёмом скручивания бумаги. Создание композиции с помощью данного приёма. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
•
Ноябрь «Лукошко с грибами»
Знакомство с приёмами плетения и оригами бумаги (лукошко-плетение из полосок бумаги; грибы - оригами; улитка- скручивание в жгутик). Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
•
«Аквариум с рыбками»
• Знакомство с приёмами складывания и мозаики бумаги. Материал: коробка из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание) Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
«Рамка для портрета»
• Подарок ко Дню Матери из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание). Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
«Жар-птица» Коллективная работа. Знакомство стехникой квиллинг (оригами, гофрирование, комкование, квиллинг). Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
Декабрь
«Весёлый поросенок»
• Изготовление композиции в технике оригами. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
•
«Игрушка-шар»
• Изготовление праздничной ёлочной игрушки из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание) Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
Открытка новогодняя
• Изготовление новогодней поздравительной открытки для своей семьи (елочка - оригами из ажурной бум. салфетки) Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
•
«Новый год в зимнем лесу»
• Коллективная работа по изготовлению праздничной сюжетной композиции: (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами). Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
Январь
«Рождественский ангелок»
• Изготовление праздничной композиции из ажурной бумажной салфетки (оригами и гофрирование). Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
•
«Снеговик»
• Создание композиции с применением двух техник (комкование, торцевание из белой салфетки). Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
«Снегирь на ветке»
• Композиция изготавливается в технике оригами и комкование. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
«Зимний лес»
• Для создания образа используются приёмы мятых и рваных салфеток Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
•
Февраль
«Валентинка-улитка»
• Создание праздничной открытки к празднику Святого Валентина. С использованием техники (складывание сердечка и улитки) .Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
«Танк»
• Создание открытки для пап к празднику 23 февраля в технике оригами. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
«Корабль с матросом»
• Коллективная работа по изготовлению открытки к празднику День защитника Отечества. Использование нескольких техник в работе: оригами, волны - рваные полоски бумаги) Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
Март
«Тюльпаны в вазе»
• Изготовление открытки к празднику Международный женский День в технике оригами. Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
•
«Цветок в горшке»
Коллективная работа по изготовлению поздравительной открытки к празднику 8 Марта в технике торцевания. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ
«Птица счастья»
• Создание весенней композиции с использованием двух техник: оригами и гофрирование Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
•
«Грачи прилетели»
• Коллективная работа, посвящённая празднику «Сороки» с использованием техники оригами. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
Апрель
«Ракета»
• Создание праздничной открытки ко Дню Космонавтики. Выполняется в технике оригами Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
«Космос»
Коллективная работа по изготовлению
открытки к празднику Космонавтики. Выполняются в двух техниках: оригами и комкование салфеток. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
•
«Пасхальное яйцо с цыпленком»
• Работа выполняется в технике торцевания. Композиция посвящена Светлому празднику Пасхи Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
«Цветок весенний»
• Изготовление весенней композиции в технике квиллинг. Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Май
Открытка к 9 Мая
• Изготовление праздничной открытки с использованием техники оригами (звезда, гвоздики) Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
«Бабочки на лугу»
Создание весенней композиции в технике оригами Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
«Ветка сирени»
• Работа по изготовлению весенней композиции в технике торцевания Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Методы, приё мы и принципы работы :
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
- Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.
Принципы, лежащие в основе программы :
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение программы
Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.
Список литературы
1. Агапова, И. Игрушки и подарки из бумаги и картона/ И. Агапова. - М. : Изд-во ДОМ. ХХI век, 2007.- 56 с.
2. Афонькин, С. Игрушки из бумаги/ С. Афонькин. - СПб. : Изд-во Литера, 1998.-45 с.
3. Долженко, Г. И. 100 оригами. Академия развития/Г. И. Долженко. - Ярославль: Академия Холдинг, 2002 .-154 с.
4. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. Академия развития/ Г. И. Долженко. - Ярославль:Академия Холдинг, 2004 .-76 с.
5. Кобитина, И. И. Работа с бумагой : поделки и игры / И. И. Кобитина. - М. :Сфера, 2001.-34 с.
6. Корнева, Г. Бумага. Азбука творчества. Играем, вырезаем, клеим /
Г. Корнева. -СПб. : Издательский дом Кристалл, 2001.-85 с.
7. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду/ Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова. -М. : Изд-во Мозаика-Синтез,2008 .-62 с.
8. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим/ Л. В. Куцакова. -М. : Изд-во Мозаика-синтез, 2010 .-54 с.