Елена Петунина
Дополнительная образовательная программа для воспитанников с ОВЗ «Художественное слово»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!»
Инвалидность – это страшный диагноз. Она калечит жизнь. Люди, столкнувшиеся с этой бедой, нуждаются в огромной заботе и в чутком внимании. Но страшнее всего, если инвалидом является ребенок. Дети-инвалиды …. это «особенные дети», которые также любят и хотят играть, веселиться, общаться, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Родители, комната, в которой они живут, интернат, инвалидная коляска- вот их мир.
Публикация «Дополнительная образовательная программа для воспитанников с ОВЗ „Художественное слово“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Жизнь ребенка с ограниченными возможностями протекает в иных условиях : она в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок, независимо от наличия у него определенных ограничений нуждается в возможности выявления своих талантов и способностей и их проявления.
Литературные произведения являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.
Все дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.
Маленький человек старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.
Таким образом, с помощью взрослого дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоциональной речью.
Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Цель работы литературно кружка – расширение жизненного опыта воспитанников с ОВЗ, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала.
Задачи программы :
• 1. Расширять представления детей о книге, ее основных частях; рассказывать о разнообразии книг и формировать представление о том, что у каждой книги есть автор и название.
• 2. Знакомить детей с новыми произведениями, писателями и поэтами, их жизнью, учить узнавать в портрете писателя, поэта и называть его.
• 3. Познакомить детей с жанрами произведений: пословица, загадка, скороговорка, считалка, стихотворение, сказка, рассказ.
• 4. Учить рассматривать иллюстрации к книге.
• 5. Знакомить детей с новыми персонажами, учить описывать их.
• 6. Расширять словарь детей, обогащать речь выразительными средствами.
• 7. Учить отвечать на поставленные вопросы, пересказывать небольшие тексты.
• 8. Учить драматизировать короткие сказки, играть по ролям.
• 9. Развивать эмоциональный мир воспитанников.
Способы и формы работы с детьми с ОВЗ
• Дидактические игры
• Фонематические упражнения
• Рисование
Режим занятий
Программа кружка ориентирована на детей 5-18 летнего возраста.
Срок реализации программы - 1 год
Занятия рассчитаны на 76часов, на проведение 2 раз в неделю, включать в себя небольшую теоретическую часть с иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения.
Длительность каждого занятия -20мин.
Количество участников кружка- 10 чел.
Основные применяемые технологии:
• Здоровьесберегающие технологии
• Компьютерные технологии
• Личностно-ориентированное обучение
Прогнозируемые результаты :
воспитанники должны знать и уметь:
- Знать наизусть и уметь правильно произносить 3-4 скороговорки.
- Знать 3-4 потешки, шутки, прибаутки, уметь их обыграть.
-. Знать 2-3 стихотворения наизусть.
- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений.
- Уметь работать в коллективе с партнером, уметь слушать товарищей.
- Уметь пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
Название темы
занятий Дата
Форма
Корректир.
1. Для чего нужна речь. Работа над дикцией. беседа
2. Учусь слушать. Декламация беседа
3. Художественная речь. беседа
4. Техника речи: громкость, окраска голоса. беседа
5Какую речь хочется слушать? беседа
6. Дыхание. Дыхательные упражнения. беседа
7-8. Скороговорки. игра
9-10. Загадки. игра
11-12. Считалки. игра
13-14. Потешки игра
15-16. Колыбельные песни беседа
17-18. Былины.
Образ былинных героев. беседа
19,20,21,22. Русские народные сказки. беседа
23-24. Сказки народов мира. беседа
25, 26,27. Инсценирование простых сюжетов народных сказок инсценирование
26. Рисование героев сказок практика
27. Рассказывание русских народных сказок. практика
28. Обобщение по теме «Устное народное творчество» игра
29-30 Сказки А. С. Пушкина. беседа
31-32 Ролевая игра по «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина. Отдельные отрывки. игра
33. Конкурс рисунков к произведениям А. С. Пушкина конкурс
34. Чтение взрослого любимых стихов и рассказов о животных. беседа
35-36. Рассказы о животных Е. Чарушина. беседа
37-38. Рассказы о животных В. Бианки и Н. Сладкова. беседа
39-42. Работа над рассказами Н. Носова. беседа
43-45. И. А. Крылов – мастер басни. Характерные особенности при рассказывании басни. Чтение басен И. А. Крылова. беседа
46. Рисование иллюстрации к произведениям И. А. Крылова практика
47. Викторина к произведениям И. А. Крылова. соревнование
48,49,50. Сказки зарубежных писателей. беседа
51-52. Стихи А. Барто беседа
53-54. Разучивание стихов А. Барто беседа
55 Конкурс стихов А. Барто конкурс
56. Чтение взрослым любимых произведений. беседа
57. Встреча с писателем В. Ю. Драгунским
презентация
• 58-59. В. Ю. Драгунский «Англичанин Павля»
беседа
• 60. В. Ю. Драгунский «Заколдованная буква»
беседа
• 61-62 Аудиослушание произведений В. Ю. Драгунского
63-64 К. И. Чуковский «Айболит», чтение, разучивание отрывков. презентация
65-66 Аудиослушание произведений К. И. Чуковского
67. Викторина по произведениям
К. И. Чуковского. соревнование
68. Просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского презентация
69-70 Знакомство с произведениями С. Я. Маршака презентация
71-72 Разучивание стихов С. Я. Маршака практика
73. Конкурс стихов по произведениям К. И. Чуковского,С. Я. Маршака конкурс
74-75 Подготовка к отчетному выступлению кружка «Художественное слово» Беседа, практика
76. Отчетное выступление кружка «Художественное слово» игра
Список литературы
1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. «Детская литература» М., 2005г
2. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.»Просвещение» 1985г.
3. В. П. Медведев «Изучение лирики в школе М. «Просвещение» 1985г.
4. М. М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСП, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, М. «Высшая школа 1981 г.»
5. А. И. Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1981 г.
6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г.
7. Развитие словесного творчества дошкольников. Тольятти, 1999 - 1 п. л. 8. Полная хрестоматия для дошкольников С. Д. Томилова. Екатеринбург, 1005г. 6. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет. М., АСТ, 1998г