куропятникова надежда
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлый светофорчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Куропятникова Н. Г.,
воспитатель
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка;
- Цель и задачи программы;
- Содержание программы;
- Планируемые результаты.
1.1 Пояснительная записка
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Светофор
- Темочки
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости.
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобиля.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Главная составляющая программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.
С этой целью в перспективный план программы «Весёлый светофорчик» включены различные формы взаимодействия с родителями. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных организациях.
Поэтому поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с детьми и родителями в практическом обучении должен дать положительные результаты.
Отличительная особенность
Возможность детей продемонстрировать свои знания (теоретические и практические) в созданном формате приближенном к городским или сельским условиям автогородка (улицы).
Педагогическая целесообразность
Программа «Весёлый светофорчик» предназначена для формирования знаний, действий дошкольников (от 5 до 7 лет) по правилам дорожного движения в городской инфраструктуре. Программа включает материал о понятиях случайности, стохастичности, которые относятся к числу основных принципов, присущих современной картине мира в условиях городского движения. Вероятностные законы в той или иной степени определяют ход почти всех социальных процессов и лежат в основе человеческих явлений, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Случайность играет значительную роль в общественных, социальных процессах. Изучая с дошкольниками ПДД, мы приближаемся к уровню готовности в любых ситуациях.
Краткая характеристика обучающихся по возрастной физической классификации:
Данная программа предусматривает 1 годичный цикл обучения и рассчитана на ребят дошкольного возраста (5 - 7 лет, занятия проводятся по пятницам 1 раз в неделю по 1 часу (для одной группы, 2 - подгруппы, в год 34 часа.
Длительность одного занятия для старшей (шестой год жизни) занятий продолжительностью не более 25 минут, для подготовительной (шестой, седьмой год жизни) продолжительностью не более 30 минут. (согласно возрастной норме ОД (занятия).
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5-6 лет, 6-7).
Каждое ОД (занятие) состоит из нескольких частей.
Вводная часть: цель вводной части ОД (занятия) - настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть: цель основной части ОД (занятия) - познание основ ПДД, формирование знаний, умений и действий по ПДД, развитие способностей в принятии решений в системе городской инфраструктуры.
Завершающая часть: целью этой части ОД (занятия) является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы
Количество детей в группе составляет 10 человек. Место проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении (д/с «Родничок» с. Соузга, в группе, оснащенной необходимым оборудованием. Сроки освоения данной программы : 2019 - 2020 гг. (1 год).
Набор детей в группу – свободный. Состав - постоянный.
Форма занятий – групповая, т. к. возраст детей дошкольный. При этом материал отбирается в соответствии с возрастом детей.
Срок реализации программы : 1 год
1.2. Цели и задачи
Цель: Создание в ДОО условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений, навыков, действий, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах города.
Задачи по работе с детьми:
1. Уточнить и расширить представления о транспортных средствах, улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части.
2. Познакомить со знаками дорожного движения (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса).
3. Закрепить знания, навыки поведения в городском общественном транспорте.
4. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
5. Повысить уровень интереса к здоровому образу жизни.
Задачи по работе с родителями:
1. Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Задачи педагогов:
1. Оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
3. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
Новизна
Детский дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данной программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей, родителей и сотрудников Госавтоинспекции в решении проблемы.
1.3. Содержание программы.
Учебный план групповой и индивидуальной работы
Учебно-тематический план
№ недели №
ОД Тема Количество часов Итог Взаимодействие с родителями
теоретических часов практических часов
Сентябрь
1 1 «Улица, на которой расположен наш детский сад»
10 мин 20мин Составление коллективного рассказа «Как мы гуляли на улице» (показ на фланелеграфе)
Обыгрывание ситуации: «Я на улице один»; Дидактическая игра «Улица, на которой расположен наш детский сад»
Консультация
"Улица глазами ребенка"; рекомендовать родителям закреплять с детьми знания об улице, пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Октябрь
5 2 «Светофор – мой друг» 10 мин 20мин Лепка, аппликация, рисование (по выбору воспитателя и детей) «Светофор»; Изготовление макета: «Светофор» Папка-передвижка «Как научить ребенка безопасному поведению на дороге»
Ноябрь
10 3 «Правила пешехода» 15 мин 15 мин Беседы по картинке «Улицы города»; «Мой микрорайон», «Пешеходная дорожка»; Обыгрывание ситуации: «Я внимательный пешеход» Анкетирование викторина
"Проверь себя"
Беседа
«Я и мой ребёнок на улицах города», развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм, оформление памяток «Воспитываем грамотного пешехода»;
приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать сплочённость
Декабрь
15 4 «Пусть дорога станет безопасной»
(осторожная зимняя дорога) 15 мин 15 мин Изготовление стен – газеты «Зимняя дорога – полна неожиданностей»
Выставка детских работ «Я пассажир». Папка-передвижк
«Внимание! Наступила зима!», «Осторожно гололед». Информационный стенд в приемных «Советы по соблюдению ПДД в зимнее время»
Январь
20 5 «Бульвар дорожных знаков». Сами не видят, а другим указывают 15 мин 15 мин Рисование «Дорожные знаки»; изготовление дидактических игр ( разрезные картинки по теме: «Дорожные знаки») Спортивно - познавательной игры
Правила дорожные детям знать положено,
знает вся моя семья и, конечно, я!
Февраль
24 6 Беседа «Пост ГИБДД»
Приглашение сотрудников Майминского ГИБДД» 15 мин 15 мин Подвижная игра: «Машины»;
Театральное выступление: «Берегись автомобиль» Анкетирование «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Март
28
7 «Путешествие на общественном транспорте» 10 мин 20 мин Создание альбома: «Виды транспорта»
Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего»; подвижная игра: «Я еду в детский сад» Выставки рисунков и поделок «Наш друг Светофор»; привлечь родителей обратить внимание детей во время прогулок, где стоит светофор, для чего он нужен, закрепить правила перехода по сигналам светофора Рекомендации
"Какую литературу читать детям по ПДД"
Познакомить родителей с художественной литературой, разъяснить зачем и какими способами приобщать детей к нравственности. Обсудить какая должна быть у дошкольника литература в книжном уголке
Апрель
32 8 «Я - водитель» 10мин 20 мин Рисование «Полицейский - регулировщик»; «я - безопасный водитель» Буклет «Как научить ребенка безопасному поведению на улице» Памятка: «Зачем нам нужна профессия полицейский – регулировщик»
Май
36 9 «Хочу всё знать» закрепление знаний о правилах дорожного движения - 30 мин Подвижная игра: «Водитель и автомобиль»; Д/и «Я грамотный пешеход»; П/и «Найди знак»; просмотр мультфильма «Правила дорожного движения»; аппликация «Светофор» Выставка
Атрибуты для игр по безопасности дорожного движения
Привлечь родителей к проблеме безопасности детей на дорогах города.
Совместно приготовить выставку, интересно оформить; физкультурный досуг
"Разрешается - запрещается"
Привлечь родителей к активной совместной деятельности
Всего:
Раздел 2
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы
Приложение 1
2.1. Календарный учебный график
№ п/п Месяц Дата Количество часов Тема занятия Форма занятия Место проведения Форма контроля
1 09 10 1 «Улица, на которой расположен наш детский сад»
Беседа МБДОУ «Детский сад «Родничок» с. Соузга Опрос
2 09 20 1 «Это я, это я, это все мои друзья» Беседа Опрос
3 10 04 1 «Светофор– мой друг» Практикум Практическая работа
4 10 18 1 «Безопасная улица» Беседа, практикум Выставка работ
5 10 24 1 «Странный водитель» Игра-
ситуация
6 10 30 1 «Расположи правильно дорожные знаки» Практикум Практическая работа
7 11 05 1 «Правила пешехода» Беседы Обыгрывание ситуации Опрос
8 11 11 1 «ГИБДД» Беседа Опрос
9 11 21 1 Подвижные игры
10 11 25 1 «Загадки улицы» Беседа
Просмотр видео
фильма Опрос
11 12 03
1 «Пусть дорога станет безопасной»
(осторожная зимняя дорога) Беседа
Практикум Выставка детских работ
Изготовление стен газеты
12 12 16 1 «Играй, да смекай» Игра – практикум Опрос
13 12 20
1 «Бульвар дорожных знаков». Сами не видят, а другим указывают. Практикум Выставка детских работ
14 12 27 1 «Дорожные сказки» Практикум Практическая работа Выставка работ
15 01 10 1 Аппликация «Моя улица» Беседа
Выставка работ
16 01 17 1 «Пост ГИБДД» Приглашение сотрудников Майминского ГИБДД»
Беседа Театральное представление
17 01 25 1 «Улица» Игра – ситуация Практическая работа
18 02 04 1 «Будь осторожен зимой Беседа Опрос
19 02 12 1 «Собери светофор» Практикум Практическая работа Выставка работ
20
02 21 1 «Путешествие на общественном транспорте» Продуктивная деятельность Создание альбома
21 02 28 1 «Я - водитель» Практикум Практическая работа
22 03 06 1 «Как поступить» Беседа
Проблемные ситуации Опрос
23 03 12 1 «Хочу всё знать» Беседа
Практикум Практическая работа
24 03 20 1 «Путешествие на общественном транспорте» Практикум Практическая работа
Создание альбома
25 03 30 1 «Полицейский – регулировщик» Практикум Практическая работа Выставка работ
26 04 06 1 «Скверная история» Беседа, чтение худ. лит. Опрос
27 04 15 1 «Знаки сервиса» Занятие Опрос
28 04 22 1 «Авто мульти» Сладкий час Опрос
29 04 28 1 «Как я шел из детского сада домой» Составление рассказов из личного опыта Индивидуальная работа
30 05 05 1 «Опасный перекресток» Игра – ситуация Практическая работа
31 05 14 1 «Спец рейс» Практикум Практическая работа Выставка работ
32 05 20 1 «Где ремонтируют машины?» Беседа Опрос
33 05 28 1 Н. Носов «Автомобиль» Чтение художественной литературы,
вопрос-ответ Опрос
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническим обеспечением для реализации данной программы служит :
• помещение для занятий совместной деятельности детей дошкольного возраста;
• столы и стулья, соответствующие нормам СанПИН;
• наглядные пособия для проведения занятий, образцы работ, белая и цветная бумага, краски, кисти, непроливайка и др.
• доска
Информационное обеспечение: компьютер с выходом в Интернет, принтер. Интернет – ресурсы.
Кадровое обеспечение программы осуществляет воспитатель старшей группы, Высшая квалификационная категория, 2018, стаж педагогической работы 23 года.
2.3. Формы аттестации
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Аттестация учебных достижений за учебный год отслеживается через выполнение итоговой контрольной работы самостоятельно реб нком. Результаты аттестации фиксируются отметкой в журнале.
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс по данной программе осуществляется по очной форме
обучения, в условиях сетевого взаимодействия с МБДОУ «Детский сад «Родничок», с. Соузга.
Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность преемственность и индивидуальность материала, постепенность его усложнения, результативность.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста и направлена на формирование у детей необходимых знаний, умений, действий на выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах и улицах села, города.
При разработке программы дополнительного образования детей «Весёлый светофорчик» использовалась программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, которая рекомендована Министерством образования РФ, методическое пособие «Правила дорожного движения» Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.
Занятия проводятся во второй половине дня, в зоне спортивного зала, автогородок (площадка ДОУ).
Программа знакомства ребенка с основами ПДД опирается на принципы построения общей дидактики :
- связи с жизнью,
- систематичности,
- реалистичности,
- активности,
- контролируемости,
- последовательности,
- индивидуального подхода в обучении развитии детей,
- доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному,
- наглядности,
- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами
безопасного поведения на улице.
1. Игровая деятельность:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры;
-игровые практикумы на транспортной площадке.
2. Познавательная деятельность.
В ходе обучения ПДД используются различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:
-рассматривание картин и иллюстраций;
-составление описательных рассказов по картине;
-составление рассказов из личного опыта;
-разучивание стихотворений
-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
-решение проблемных задач и ситуаций
-слушание аудиозаписей песен, сказок
-просмотр мультфильмов, слайдов.
В ходе образовательной деятельности (НОД) по продуктивным видам деятельности выполняются индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках.
В конструктивной деятельности детьми используется строительный материал, при помощи которого проводится строительство дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
В ходе НОД по развитию математических представлений создаются условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара разрешено ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу, умение пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме, решение логических задач, ситуаций, задач-шуток, проведение бесед, викторин.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем обучение. Примерные темы бесед, викторин:
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
- «Почему нельзя играть на тротуаре?»
- «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
- «Для кого предназначены дорожные знаки?»
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т. д.
Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».
Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:
- охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т. д.
- фоторепортажи;
- праздники, викторины, спектакли;
- оформляются фотостенды.
3. Художественная деятельность.
Чтение художественной литературы. Педагог подбирает произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.
Методика работы с художественным произведением предполагает:
- выразительное, эмоциональное чтение произведения;
- повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;
- беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;
- разучивание рифмованных правил или стихов.
В рамках художественно-изобразительной деятельности организовываются:
- конкурсы рисунков;
- выставки моделей, макетов;
- изготовление атрибутов к играм.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:
- вечера загадок;
- викторины;
- конкурсы стихов и рассказов;
- развлечения, праздники;
- спектакли, театрализованные постановки.
В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Тематика праздников:
- «Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,
- «Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,
- «Викторина «Жители страны «Дорожная»,
- «Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,
- «Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».
Методы и приемы обучения:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: выполнение дорожных ситуаций и задач на территории автогородка ДОУ, зоны ПДД, макета, магнитной и интерактивной досок, соревнования, работа над ошибками.
Оборудование и материалы
- Демонстрационный материал (плакаты, фотографии, альбомы т. д.)
- Мультимедийное оборудование (зона ПДД)
- Интерактивное оборудование
- Магнитная доска с магнитными элементами (дорожные знаки, люди, сфера
обслуживания)
- Игры (настольно-печатные, дидактические развивающие, обучающие)
- Материалы для художественно-изобразительной деятельности и ручного труда по теме
ПДД
- Методический материал (загадки, пословицы, рассказы, беседы, досуги, проблемные
задачи, ситуации, макет, знаки и т. д.)
- машины, мотоциклы, велосипеды и другие игрушки большого размера
- материал для оборудования автодрома (площадка ДОУ, строительный материал
- зона с оборудованием, напольным покрытием с обозначением сельской, городской
развязки
- телевизор, ноутбук, фотоаппарат
2.5 Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
2. Клочанов Н. И. «Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей нач. кл.». - Ростов н/ Д: ФЕНИКС,2004 г.
3. Лукина Л. И. «Безопасность ДОУ: Методическое пособие». – М. : ТЦ СФЕРА,2007 г.
4. Старцева О. Ю. «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».- М. :ТЦ СФЕРА,2009 г.
5. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста».- М. :ТЦ СФЕРА,2005 г.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2015.- 80с.
7. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
8. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Твоя безопасность. - М. : «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
9. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
10. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М. : «Просвещение», 1973 – 48с.
11. Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М. : «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
12. Комарова Л. Г. Строим из лего. - М. : ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
13. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. : Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
14. Рублях В. Э. Правила дорожного движения. - М. : «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
15. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора : Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М. : Мозаика- Синтез, 2008.- 112с.
16. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
17. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения. - «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80с.
18. Баряева Л. Б., Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, -М. : Дрофа, 2008. – 75с.
19. Лыкова И. А., Шипунова В. А., Дидактический материал «Детская безопасность» Безопасность на дороге, - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2014.
20. Осетрова Т. А., Комплект дорожных знаков, - Ижевская республиканская типография
21. Баринова Е. В., Пособие для детских садов и школ раннего развития «Безопасность малышей» Улица, транспорт, дорога, - Ростов н/ Д: Феникс, 2003. - 91с.
22. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 128с.
23. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3- 7 лет. – М. : Мозаика- Синтез, 2015. -112с.
24. Бабина Р. П. Азбука пешехода. – М. : Мнемозина, 2004. – 48с.
25. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. – М. : Просвещение, 2005. – 30с.