Елена КУЗНЕЦОВА
Дополнение к проекту «Сказка за сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Публикация «Дополнение к проекту „Сказка за сказкой“» размещена в разделах
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО, является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т. к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания могут стать приёмы мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Цель: привить детям любовь к литературе, устному народному творчеству.
Задачи:
* Учить воспитанников различать жанр произведения (волшебные, бытовые, волшебные сказки о животных, сказки авторские и сказки народные);
* Зародить в детях интерес к чтению, к зарисовкам понравившихся эпизодов, желание проигрывать сказки по ролям;
* Создать условия для лучшего восприятия произведения;
* Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение выразительно с интонацией произносить диалог персонажей произведения, привлечь внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям;
* Воспитывать любовь к устному народному творчеству, умение слушать и слышать воспитателя и товарищей по группе.
* Вовлечь родителей в совместную работу.
Методы и формы работы: рассматривание иллюстраций к сказкам, объяснение, загадки, указание.
Формы работы: занятие, импровизация, ситуативный разговор, инсценирование сказки.
Материал: книги со сказками, иллюстрации к сказкам, альбомные листы, краски, карандаши простые, цветные, записи авторского чтения, записи музыкальных сказок, записи музыкальных произведений к сказкам.
Работа с родителями: беседа с целью выяснения как часто дома читаются книги, какие. Рассказывают ли дети сказки маме или папе, рисует ли ребенок дома, анкетирование, консультации по тематике предлагаемой литературы для чтения.
Участники проекта : дети старшей группы - участники различных видов деятельности (познавательной, игровой, практической);
Воспитатель - осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме: организатор деятельности детей и родителей, подбирает музыкальный репертуар к играм и театрализованным действиям, постановкам;
Родители- участники совместной деятельности.
Подготовительный этап: изучение литературы, подбор необходимого материала, подготовка карточек с речевым материалом (загадки, песни о сказочных героев, стихи, загадки); разработка конспектов занятий, сценариев сказок, развлечений по сказкам; пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»; обогащение словаря воспитуемых, совершенствовать диалогическую речь и разнообразные языковые средства; развитие творческой активности детей, освоение дошкольниками различными видами творчества.
Новизна проекта : использование современных нетрадиционных технологий (мнемотехника, понтомима, работа с тканью, перевоплощение в сказочного героя).
Ожидаемые результаты: Дети должны: проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль; знать различные виды театров и уметь показывать их; уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
У детей развивается интерес к сказкам, эмоциональная отзывчивость. Происходит совершенствование звукопроизношения, выразительной и связной речи. Со стороны воспитателя идет содействие творческому развитию детей и родителей.
План проекта
1этап - Прежде чем начать работу над проектом я подобрала необходимую литературу, изучила её, подобрала необходимый материал, подготовила дидактический материал. Приобрела книги со сказками, недостающие сказки брала в сельской библиотеке. Разработала конспекты к НОД по теме «Сказки», вела подготовку карточек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях). В работу подключила родителей – они мне помогали готовить карточки, подбирали картинки к книжкам – малышкам, активно отвечали на вопросы анкет, серьёзно отнеслись к консультации по данной проблеме.
2 этап –
№п/п Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
1 НОД «Сказка про Светофорчик» -ПДД Анкетирование родителей: «Сказка в жизни Вашего ребенка» Пополнение библиотеки книгами со сказками
2 Д. и. «Узнай сказку по загадке». Консультация «Подарите детям радость от общения с книгой» Подбор загадок по сказкам
3 Чтение детям сказок по желанию. Подбор картинок к сказкам
4 Д. игра «Узнай сказку по картинке».
5 НОД «Что за прелесть эти сказки» Изготовление настольного театра с прищепками для сказки «Репка»
6 Показ настольного театра по сказке «Курочка Ряба» детьми. Предложить родителям выполнить работу в любой технике по сказке. Подготовка реквизитов к сказке «Репка»
7 НОД рисование «Мои любимые сказки»
8 Консультация «Здоровье сберегающие технологии при чтении книг для детей и детьми».
9 Организация выставки рисунков детей и совместных работ родителей и детей.
10 Подготовка к развлечению «В гостях у сказки» Изготовление атрибутов к развлечению
11 Проведение развлечения «В гостях у сказки»
3 этап-
• Воспитание интереса и любви к сказкам.
• Развитие эмоциональной сферы детей.
• Воспитание доброжелательности в отношениях со сверстниками и взрослыми на примере поступков сказочных героев.
• Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
• Формирование коммуникативных способностей.
• Развитие детско-родительского сотрудничества.
• Взаимосвязь в работе педагогов.
Проведенная работа по проекту «От сказки к сказке» подтверждает, что систематическое использование сказки может быть важнейшим источником и резервом для успешного речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.