Надежда Кузякина
Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» для детей школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кузякина Н. В., педагог дополнительного
образования МБУДО «Итатский детско-
юношеский центр» Тяжинского муниципального
района Кемеровской области
Настольный теннис – спорт,
тренировка организма, увлекательная игра
Настольный теннис – одна из самых азартных, интересных и доступных
спортивных игр, вторая по популярности в мире. Поэтому не случайно он с 1988
года вписан в реестр олимпийских и параолимпийских видов спорта.
Игра в настольный теннис практически не имеет противопоказаний, а научиться
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Настольный теннис“ для детей школьного возраста» размещена в разделах
- Виды спорта
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Теннис настольный
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
играть может каждый, начиная с любого возраста. Она полезна и детям и взрослым!
Её даже называют бесконечным видом спорта, ведь в него можно играть всю жизнь!
Увлечённо отбивая мячик, игрок не только чувствует ни с чем несравнимое
удовольствие, но и заодно может укрепить своё физическое и психическое здоровье.
Игра способствует:
1. социализации её участников. В ходе игры ускоряется процесс их адаптации,
межличностного и территориального знакомства, выявления лидеров и аутсайдеров,
разрешаются трудности межличностного общения, снимаются конфликты и
напряжённость между людьми, создаётся благоприятный психологический климат в
группе.
2. физическому развитию её участников. Игра благотворно влияет на развитие
подвижности кистей рук, развивает мелкую моторику рук, укрепляет мышцы рук и
запястья. Она помогает увеличить скорость движения рук, развить внимание и
реакцию. Во время игры мышцы ног игрока получают хорошую нагрузку и
становятся сильнее. Так как ему приходится совершать множество ударов с высокой
скоростью, в организме постепенно вырабатывается выносливость, способность
легче переносить любые физические нагрузки. Исследования учёных показали, что
игра в настольный теннис способствует укреплению костей и развитию мышц,
повторяющиеся разнонаправленные движения развивают ловкость и гибкость, а
чёткие движения и постоянное внимание на мяч, который меняет направление и
движется с невероятной скоростью, развивают вестибулярный аппарат.
3. улучшению работы мозга. Профессор неврологии и психологии Нью-Йоркского
университета Венди Сузуки доказал, что в ходе игры в настольный теннис работают
те части мозга, которые отвечают за движения, мелкую моторику и стратегическое
мышление, а, значит, она способствует развитию двигательных функций,
стратегически важных способностей и долгосрочной памяти.
4. улучшению зрения. Одним из самых полезных упражнений для глаз является
поочередный взгляд на предмет, расположенный рядом с собой и в удалении. В ходе
игры игроку приходится постоянно следить за шариком, который находится то
близко, то далеко. При этом он ещё и движется в разных направлениях. Такая
тренировка для глаз помогает поддерживать отличное зрение. Не случайно,
офтальмологи рекомендуют занятия настольным теннисом людям близоруким и
дальнозорким, пережившим операцию на глазах, а также длительно работающим с
компьютером.
5. развитию самоконтроля. В игре доли секунды решают все. Даже мимолетное
раздражение может привести к поражению. Поэтому игрокам необходимо
выработать у себя умение контролировать свои эмоции на таком уровне, чтобы в
любых ситуациях не терять самообладание.
6. высокой концентрации внимания. Игрок постоянно держит в голове общую
картину игры, счет и возможные техники. При этом он еще непрерывно следит за
мячом, не упуская его из виду даже на долю секунды. А игра идет на невероятной
скорости. Поэтому, чтобы добиться успеха в настольном теннисе, игроку
необходима предельная концентрация внимания.
7. развитию аналитического и оперативного мышления. Игрок в настольный теннис,
как и шахматист, должен продумывать свои действия на несколько ходов вперед.
Но, в отличие от игры в шахматы, в настольном теннисе нет никаких пауз, которые
бы позволяли ему поразмышлять как «поймать» и перехитрить соперника. Решение
этих задач заставляет игрока в быстром темпе мыслить, прогнозировать свои
действия и действия соперника.
8. снятию синдрома хронической усталости, лечению стрессов. В современном
мире человек подвержен стрессам и хронической усталости. Во время игры ему
невозможно думать ни о чем, кроме самой игры. Всем другим мыслям просто
не остается места. После завершения игры под влиянием полученных
положительных эмоций его проблемы уже не кажутся настолько серьезными, а
интенсивная физическая нагрузка способствует снятию напряжения и поднимает
настроение.
Игра в настольный теннис – это недорогое удовольствие, по крайней мере, для
любителя и по сравнению с другими видами спорта. Оборудование (шарик, ракетки
и стол) обходится достаточно недорого, и при этом служит очень долго. Из одежды
предпочтительнее футболка, шорты и кроссовки – то, что можно найти в шкафу
практически любого человека.
Многофункциональность игры в настольный теннис, простота правил, малая
затратность – оборудование (шарик, ракетки и стол) обходится достаточно недорого
и служит долго, одежду (футболка, шорты и кроссовки) можно найти в шкафу
практически любого человека, популярность среди молодёжи, всё это
предопределило проведение мной занятий кружка игры в настольный теннис. Я
разработала представленную ниже дополнительную общеобразовательную
программу, которую реализую в учреждении дополнительного образования детей и
взрослых.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» (далее –
программа) составлена в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
уставом учреждения;
Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях
к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами
дополнительного образования.
1.2. Программа является дополнительной общеразвивающей программой
физкультурно-спортивной направленности.
1.3. Программа первого года обучения относится к стартовому уровню сложности
освоения образовательных результатов, второго и третьего – к базовому уровню.
Программа первого года обучения предусматривает освоение учащимися общих
сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении
представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении.
Она является переходной к базовой общеразвивающей программе обучения.
Программа второго и третьего года обучения предназначена для учащихся,
имеющих выраженный интерес к её содержанию. Она предполагает возможность
осмысления учащимися имеющегося у них опыта в выбранной деятельности,
углубления теоретических знаний и практических умений, самостоятельного переноса
знаний и умений в новую ситуацию.
1.4. Актуальность данной программы заключается в том, что предусмотренное ею
целенаправленное освоение правил и техники игры в настольный теннис позволяет
развивать общие и прививать предметные учебные умения, формировать
устойчивый интерес к этому виду спорта, ценностные ориентации, направленные на
физическое и духовное совершенствование личности, моральные и волевые
качества.
1.5. Отличительной особенностью программы является её комплексный характер.
Включенные в неё элементы содержания образования, методики и формы
проведения занятий направлены на развитие интереса к спорту и являются
необходимыми и достаточными для реализации поставленной цели. Также
программа даёт возможность учащемуся после её освоения остаться в объединении,
продолжая совершенствовать полученные навыки уже в качестве помощника
педагога.
1.6. Назначение программы :
первого года обучения:
1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им
составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её
освоении;
2) сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной
грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
второго года обучения:
1) дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности,
углубить теоретические знания и практические умения;
2) сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной
грамотности, но и следующие обобщённые умения уровня функциональной
грамотности:
систематизировать информацию;
выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения
задания
довести начатую работу до конца (с помощью педагога);
общаться;
задать вопрос специалисту.
третьего года обучения:
1) дать учащимся возможность для углубленного изучения предмета, со-
вершенствования полученных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в
новую ситуацию;
2) сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и
функциональной грамотности, следующие обобщённые умения уровня
предпрофессиональной грамотности:
умение изготовить продукт (изделие) самостоятельно;
умение творчески подойти к собственной работе;
способность найти себе применение в жизни;
уверенность в своих силах и возможностях;
социальная адаптация во внешней среде.
1.7. Цель: формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни,
воспитание сильного, гармонически развитого человека через обучение игре в
теннис.
1.8. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа
«Физическая культура» А. П. Матвеева и Т. В. Петрова.
1.9. Исходной теоретической основой программы являются положения о
предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в
соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и
потребностей;
спорте как факторе полноценного развития и укрепления здоровья человека;
развивающих возможностях игровой деятельности.
1.10. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе,
позволяющем более полно приблизить формирование предметных знаний и учебных
умений к индивидуальным физиологическим и психологическим качествам каждого
учащегося.
1.11. Программа построена на технологии дифференцированного подхода,
учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
1.12. Отличительной особенностью программы является её интеграционный
характер, соединяющий специфические особенности курса с общефизической
подготовкой, включающей элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и
подвижных игр.
1.13. Программа предусматривает формирование у учащихся инвариантных (общих
для всех дополнительных общеразвивающих программ данной направленности) и
специальных (получаемых при освоении данной дополнительной общеразвивающей
программы) предметных знаний и учебных умений. Так как дополнительное
образование детей и взрослых, усиливая вариативную составляющую общего
образования, способствует получению учащимися новых знаний, расширению и
углублению тех знаний, которые они получают в рамках стандарта общего
образования, программа предусматривает формирование у них универсальных
учебных действий.
1.14. Срок реализации программы :
программа рассчитана на три года обучения;
общая продолжительность обучения составляет 648 часов (216 часов в год).
1.15. Режим занятий:
занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа продолжительностью 45
минут с перерывом (переменой) между ними 15 минут.
1.16. На освоение программы стартового уровня принимаются все желающие без
предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний
(процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на
вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных
учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и
индивидуализацию процесса её освоения. Учащиеся, освоившие программу
стартового уровня, допускаются к освоению программы базового уровня без оценки
их изначальной готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня.
1.17. Возраст учащихся – 9 – 17 лет, с умственной отсталостью – 10 – 18 лет.
1.18. Количество учащихся в группе:
не менее 15 человек;
для детей с разными формами умственной отсталости – не менее 10 человек.
1.19. Формы занятий:
аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются
теоретические и практические занятия;
внеаудиторные учебные занятия, основными формами которых являются участие
в спортивных турнирах и соревнованиях.
1.20. Организационная форма обучения – групповые занятия с выраженным
индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего
повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального
участия.
1.21. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости.
1.22. Формы подведения итогов реализации программы : мониторинг участия в
товарищеских встречах и соревнованиях по настольному теннису.
1.23. Программа реализуется по без оценочной системе в очной форме обучения.
1.24. Формы подведения итогов реализации программы :
текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения каждого учебного
занятия, направленный на закрепление материала по изучаемой теме и на
формирование учебных умений;
оценка результатов освоения программы проводится педагогом в конце учебного
года по результатам мониторинга участия учащихся в товарищеских встречах и
соревнованиях.
Оценка личностных и мета предметных результатов самостоятельным объектом
оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в
контексте оценки предметных результатов.
1.25. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с
предоставлением следующих специальных условий:
учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий
уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой
культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной
педагогики.