Вера Карабчук
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №135»
муниципального образования города Братска
Принято
на заседании педагогического совета
«30» августа 2018г.
Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ
Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением
«Детский сад общеразвивающего вида №135»
___ Коротаева Е. В.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Игровой калейдоскоп «Умнички»»
для детей 3-4 лет
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Игровой калейдоскоп „Умнички““ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Составитель:
МБДОУ «ДСОВ № 135»
Педагог – психолог I квалификационной категории
Вера Николаевна Карабчук
г. Братск
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Методы, приемы терапии на занятиях с детьми
1.5. Общая характеристика программы
1.6. Ожидаемые результаты реализации Программы
1.7. Диагностика результатов обучения детей
1.8. Материально-техническое обеспечение
1.9. Календарно-тематическое планирование
1.10. Список литературы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» имеет психолого - социально - педагогическую направленность, она расширяет возможности детей, удовлетворяет образовательные и соци-окультурные потребности, успешно формирует у детей с ранних лет желание получать новые знания, способствует развитию всех психических процессов.
В занятия кружка «Игровой калейдоскоп «Умнички»» включены: оборудование сенсорной среды, релаксационные упражнения, психогимнастика, игры малой подвижности, этюды на расслабление, арт-терапия и активное использование пособия «Фиолетовый лес».
1.2. Цель программы
Гармонизация внутреннего эмоционального состояния и развитие психических процессов детей посредством специально созданной развивающей предметно-пространственной среды
Задачи программы
Снятие тревожности детей через использование оборудования сенсорной комнаты, различных приемов терапии;
Развитие у детей :
• познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи.
• эмоциональной отзывчивости;
• коммуникативных навыков.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы :
-учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- принцип «не навреди», уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-систематичность занятий;
1.4. Методы и средства работы педагога - психолога с детьми:
- наблюдение;
- игровые;
-наглядные;
-словесные;
- диагностический;
- ТСО;
Использование приемов терапии на занятиях с детьми:
- музыкальная;
- ароматерапия;
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- арт-терапия.
1.5. Общая характеристика программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» включает в себя занятия, построенные в игровой форме, так как на этом этапе развития детей игра является ведущей деятельностью. Все психические процессы: мышление, внимание, память, речь быстрее и легче развиваются у малышей через различные игровые приемы и развивающие игры и упражнения. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с ярким и эстетичным игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает развить сенсорные, математические способности, ориентировку в пространстве, контролирует правильность выполнения действий. Через специально созданные различные игровые ситуации на занятиях, дети успешно познают окружающий мир, делают для себя удивительные открытия, знакомятся с миром эмоций, учатся видеть тех, кто рядом, уступать, активно взаимодействовать друг с другом, проявлять инициативу.
В структуру занятий входит работа с пособием В. Воскобовича «Фиолетовый лес», где на протяжении длительного времени может развиваться интересная сказка. Путешествуя по «Фиолетовому лесу» дети становятся действующими лицами событий, «проживают» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевают вместе с героями препятствия, добиваются успехов. Одновременно малыши знакомятся с новым учебным материалом, учатся отвечать на вопросы, выполнять задания, развивающие детский интеллект.
Сказочные приключения служат стимулом для развития сенсорных и математических способностей, познавательной активности и социализации детей, так как дети данного возраста еще не умеют взаимодействовать друг с другом, уступать, видеть тех, кто рядом, а организованные игровые ситуации на занятиях создают предпосылки к развитию коммуникации. Так же в игре дети быстрее усваивают определённые правила поведения.
Программа «Игровой калейдоскоп «Умнички» рассчитана на детей 3-4 лет.
Форма проведения занятий - групповая (8 детей).
Место проведения: кабинет педагога - психолога.
Программа реализуется в течение 1 учебного года (с октября по апрель) 45 Количество занятий -45.
Занятия проводятся два раза в неделю, (понедельник, пятница, в соответствии с требованиями СанПиН, во второй половине дня.
Длительность одного занятия -15 минут.
Схема построения занятий:
1. Вводная часть:
- приветствие;
- использование оборудования сенсорной комнаты;
- этюды на расслабление, психогимнастика, мышечная релаксация, муз. терапия, светотерапия, аромотерапия, арт - терапия и т. д. (в зависимости от темы занятия).
2. Основная часть:
- Работа по пособию «Фиолетовый лес» В. Воскобовича: сказки, развивающие игры, задания по развитию психических процессов, упражнения;
3. Заключительная часть:
- игры малой подвижности на познание мира чувств, на взаимодействие и коммуникацию;
- подведение итога.
1.6. Ожидаемые результаты
Итогом работы по программе «Игровой калейдоскоп «Умнички»» является гармонизация внутреннего состояния детей, развитие всех психических процессов, подведение к раскрытию способностей познавательной деятельности, а так же предпосылки успешной коммуникации и социализации.
Работу ребенка педагог - психолог оценивает словесно и только положительно.
Способы определения результативности:
- наблюдение за детьми;
- беседы с воспитателями и родителями;
- итоговая диагностика (апрель).
Диагностика развития детей 4 лет позволяет оценить уровень психического развития детей, выявить задержку развития. Диагностика предполагает шесть тестов.
1. Коробка форм. Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
2. Матрешка 3-х составная. Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно - действенного мышления.
3. Разрезные картинки. Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
4. Цветные кубики. (Восприятие). Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
5. Парные картинки. (Внимание, общая осведомленность).
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
6. Угадай, чего не стало? (Память).
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
1.8. Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий;
2. Оборудование:
- материально - техническое оборудование сенсорной комнаты;
- зона для проведения малоподвижных игр;
- компьютер;
- стулья, столы;
- наглядный и игровой материал : пособие «Фиолетовый лес» В. Воскобовича, набор материалов: канцелярия, мелкие игрушки, дополнительные плоскостные фетровые пособия.
Календарно-тематическое планирование
Программа «Игровой калейдоскоп «Умнички» состоит из трех разделов:
Раздел 1. «Волшебная комната»
Цель: снятие детской тревожности через окружающее пространство сенсорной комнаты.
Раздел 2. «В царстве фиолетового леса».
Цель: познавательное развитие детей : сенсорное и математическое.
Раздел 3. «Мир чувств, учимся дружить и видеть тех, кто рядом»
Цель: знакомство детей с миром чувств, коммуникативное развитие.
Раздел 1. «Волшебная комната»
Задачи:
- знакомство с образовательной средой сенсорной комнаты ( четыре стихии: вода, земля, солнце, воздух);
- снятие детской тревожности через терапию: музыкальную, ароматерапию, световую, релаксационные упражнения и т. д.
- развитие умения ориентироваться в понятиях: большой - маленький; высокий - низкий; теплый - холодный; громко - тихо; быстро - медленно; твердый - мягкий.
№
№. Месяц. Кол - во занятий. Тема занятия
1. октябрь 1. Вводное. «Волшебный мир».
Упражнение на дыхание «Буря в стакане» (снятие тревожности)
Знакомство с сенсорной комнатой и
правилами поведения на занятии
2. октябрь 2. «Волшебная вода»
Пузырьковые колонны с рыбками
Муз. терапия «Звуки океана»
3. октябрь 2 «Согревающий огонь»
Панно «Радуга и солнце»
Светотерапия «Солнышко»
«Большой - маленький огонь»
4. октябрь 2 «Чудо воздух»
Ароматерапия «Мешочки с запахом»
Игра на дыхание «Цветок»
5. ноябрь 2 «Земля - наш дом родной»
Игра «Высокие - низкие гномы»
Игра «По узенькой дорожке»
Мышечная релаксация «Росточек под солнцем»
6. ноябрь 2 «Песенки воды»
Наблюдение за фонтаном
Муз. терапия «Шум дождя»
7. ноябрь 2 «Волшебные огонки»
Муз. терапия «Звуки леса»
Светотерапия «Звездное небо»
8. ноябрь 2 «Чудо - воздух»
Ароматерапия «Ароматизированные палочки»
Игра на поддувание «Не дай упасть перышку»
9. декабрь 2 «Земля - наш дом родной»
Этюд - релаксация «Цветочек»
Д/И «Угадай, что спрятано в мешочах?» (развитие тактильности)
10. декабрь 2 «Волшебная вода»
Муз. терапия «Тибетская музыкальная чаша с водой»
Панно «Подводный мир»
11. декабрь 2 «Согревающий огонь»
Светотерапия «Солнышко»
Муз. терапия «Звуки леса»
12. декабрь 2 «Чудо - воздух»
Игра с поддуванием «Снежинка»
Этюд с элементами пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка»
13. январь 2 «Снежная загадка»
Свойства снега (холодный, белый, мокрый)
Д/И «Теплый – холодный»
Этюд на расслабление «Снег растаял»
14. январь 2 «Земля – наш дом родной»
Песочная терапия. Рисование на песке «Овощи»
Д/И «Угадай на ощупь»
15. февраль 2 «Чудесный огонь»
Игра - релаксация «Солнечный зайчик»
Светотерапия «Разноцветные огни»
16. февраль 2 «Воздушные секреты»
Ароматерапия «Мешочки с запахом»
Игра на поддувание «Не дай упасть перышку»
Д/И «Громко - тихо»
17. февраль 2 «Ледяные чудеса»
Д/И «Твердый – мягкий»
Опыт с сосулькой и снегом
18. февраль 2 «Земля – наш дом родной»
Д/И «Кто в домике живет?»
Игра «Прогулка по кругу, по квадрату, по треугольнику»
19. март 2 «Согревающий огонь»
Наблюдение за солевой лампой и свечой;
Игра – релаксация «Холодно-жарко»
20. март 2 «Волшебная вода»
Муз. терапия «Тёплый дождик»
Упражнение «Мыльные пузыри»
Игра «Пусть встанет тот - на кого я смотрю»
21. март 2 «Чудо - воздух»
Ароматерапия «Палочки»
Игра «Имя шепчет ветерок»
Психогимнастика «Понюхаем цветочек»
22. март 2 «Земля - наш дом родной»
Мышечная релаксация «Утро - вечер»
Упражнение «Муравей»
23. апрель 3 группы Индивидуальная диагностика
Раздел 2. «В царстве фиолетового леса»
Задачи:
- Развитие психических процессов: слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, речи, а также развитие наблюдательности; мелкой моторики рук; внимания;
- Развитие сенсорных и математических способностей, умение различать и называть:
- цвета: красный, желтый, зеленый, синий;
- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, звезда;
- развитие умения делить предметы на две группы по цвету, величине, форме;
- развитие глазомера через умение сравнивать длину путем приложения веревочки к дорожкам;
- различие понятий один – много;
- знакомство с понятием: пара.
№ занятия. Планируемая дата (календарный месяц). Количество часов. Тема занятия.
1. октябрь 1 «Осень в фиолетовом лесу»
2. октябрь 2 «Откуда выпал листик?»
3. ноябрь 2 «Помоги утеплить норки»
4. ноябрь 2 «Один – много»
5. декабрь 2 «Помоги ежикам собрать листочки»
6. декабрь 2 «Разложи листочки (по величине) большие – маленькие»
7. январь 2 «Кто быстрее добежит по тропинке?»
8. февраль 2 «Разложи листочки по цвету»
9. февраль 2 «Угдадай, где спрятались?»
10. март 2 «Что не так?»
11. март 2 «Кто быстрее добежит?»
12. апрель 2 «Мир фигур»
13. апрель 2 «Пара», «Следы»
Раздел 3. «Мир чувств, учимся дружить»
Задачи:
- подведение к пониманию, что чувства есть у всех людей, они наши помощники;
- знакомство с чувствами: радость, грусть, злость, обида, страх…
- развитие коммуникативных навыков: уступать, делиться, видеть тех, кто рядом.
№ занятия. Планируемая дата (календ. месяц).Количество часов. Тема занятия.
1. октябрь 1 Знакомство с чувствами.
Игра «Ласковое имя»
Упражнение «Ладошка – шарик»
2. октябрь 2 «Веселый - грустный»
«Маски настроения»;
Упражнение «У птички болит крылышко - пожалей птичку»
3. октябрь 2 «Веселый – грустный»
Упражнение «Зайчик веселый - грустный»
Упражнение «Листочек падает»
4. ноябрь 2 «Страх – веселье»
Упражнение «Страшный – веселый стульчик»;
Д/И «Чего боялся зайчик?»;
Игра «Ау»
5. ноябрь 2 «Страх – радость»
Упражнение «Пластилинчик»;
Упражнение «Кто, когда радуется и боится?»
6. декабрь 2 «Покажи чувства»
«Покажи чувства язычком»
(язычок радуется, злиться, боится);
Игра «Если «ДА» – похлопай, если «НЕТ» - потопай»
Релаксация «Тихий час для мышат»
7. декабрь 2 «Покажи чувства»
«Покажи чувства руками»
(руки радуются, злятся, боятся);
Упражнение «Карандашик - кисточка»
8. январь 2 «Мир чувств»
«Угадай чувство по картинке»
«Походи как…»испуганные зайчики, злые медведи…
9. февраль 2 «Радость»
Игра «Пальцы – мышки»
Упражнение «Кто как радуется?»
10. февраль 2 «Храбрость»
Упражнение «Мы солдаты»
Игра «Повторяй за мной»
11. март 2 «Радость - любовь»
Игра «У кого больше любимок?»
Игра «Волшебный мешочек»
12. март 2 «Обида»
История «Кто как обижается?»
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
«Танец мира»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хлопова А. С. Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья». Разработана на основе учебно – методического пособия Жевнерова В. Л. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» и практического пособия Титаря А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».
2. Воскобович В. В. Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес», ООО «РИВ» 2016 г.
3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет — М. : Генезис, 2014. —175 с.
4. Интернет: https://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-3-4-let/