Полина Шохина
Физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры «Здоровейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры
«Здоровейка»
Срок реализации программы : 1 год
Возраст воспитанников: 5-11 лет
Автор – составитель:
Воспитатель
Шохина П. А.
Иваново- 2018 год
Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»….3
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.2. Цели и задачи программы…. 8
Публикация «Физкультурно-оздоровительная программа кружка лечебной физической культуры „Здоровейка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
1.3. Содержание программы…. 9
1.4. Планируемые результаты….33
Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»….36
2.1. Календарный учебный график…. 36
2.2. Условия реализации программы…36
2.3. Формы аттестации…36
2.4. Оценочные материалы….37
2.5. Методические материалы…. 37
2.6. Список литературы…. 38
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с неврозами. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 10 лет – 43 % от всех осмотренных детей.
Предмет изучения лечебной физкультуры - это прежде всего физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. ЛФК рассматривается как естественно- биологическая потребность, физическая активность, регламентируемая в соответствии с медицинскими показателями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека. В основе ее теоретических позиций лежат данные анатомии, физиологии, гигиены, биохимии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также клинические знания, научно обоснованные методы применения физических упражнений к различным заболеваниям. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение к детям физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе. Во время занятий ребёнок должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие представления о характере упражнения позволят ему сознательно реализовать и координировать свои движения. Это сознательное и волевое участие в сложном процессе поможет усилить восстановление функций, нарушенных болезнью или травмой.
Функция движения, используемая активно в лечебной физкультуре, является стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. ЛФК не имеет противопоказаний к своему применению, начиная с первых дней своего рождения и до глубокой старости. Движения человека можно использовать в целях стимуляции и развития его функциональных возможностей. Педагогической целесообразностью ЛФК является метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК тесно связана с лечебно-воспитательным процессом, она воспитывает у детей сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические требования, предусматривает участие ребенка в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, воспитывает правильное отношение детей к закаливанию естественными факторами природы, воспитывает трудолюбие и правильное поведение в обществе.
Ранний возраст характеризуется с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи, совершенствуется сенсорика. Дети раннего возраста легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениями условий жизни, сопротивляемость организма ребенка остается резко сниженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены острым заболеваниям.
В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах и, как правило, многое зависит от родителей.
Причины неврозов: первоначально проблемы семейных взаимоотношений; дефицит положительных эмоциональных воздействий - любви, ласки, поощрения, ободрения; проблемы поиска своего "я" и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания; неврозы в детском возрасте могут быть клинико-психологическим выражением личностных проблем родителей - эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности; тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки; внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье; а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.
Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.
Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания. Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.
Нормативная база
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации.
• Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14.
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
• Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№09-3242).
• Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Направленность данной программы - физкультурно-оздоровительная. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной профилактической и коррекционной; по форме организации – групповой; срок реализации – один год.
В настоящее время особо актуальна лечебная физическая культура, так как каждый третий ребенок страдает от какого-либо заболевания. Люди стали чаще испытывать напряжение из-за быстрого ритма жизни, в самых запущенных случаях это приводит к неврозам, и именинно лечебная физическая культура помогает бороться с ними и оставаться в форме.
Актуальность программы обусловлена тем, что применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при неврозах не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке. Правильное применение лечебной физической культуры (ЛФК) ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности. Лечебная физическая культура координирует функционирование сигнальных систем, коры и подкорки головного мозга, положительно стимулирует и успокаивает нервы. Эти особенности позволяют использовать ЛФК в том числе и для профилактики невротических расстройств.
Новизной программы являются аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).
Педагогической целесообразностью ЛФК является метод профилактики неврозов, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК тесно связана с лечебно-воспитательным процессом, она воспитывает у детей сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические требования, предусматривает участие ребенка в регулировании своего общего режима, в частности режима движений, воспитывает правильное отношение детей к закаливанию естественными факторами природы, воспитывает трудолюбие и правильное поведение в обществе. ЛФК является:
• методом неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения - неспецифическими раздражителями. Они вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы;
• методом патогенетической терапии, систематическое применение физических упражнений способно повлиять на реактивность организма, как на общую реакцию, так и ее местное проявление;
• методом активной функциональной терапии, т. к. регулярная дозированная тренировка стимулирует, тренирует весь организм к возрастающим физическим нагрузкам, что, в конечном итоге, приводит к функциональной адаптации;
• методом поддерживающей терапии, применяемой обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации.
Данная программа является модифицированной, составительской. В её основу положена "Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей с неврозами, а так же различные методические пособия и собственные методические разработки. Программа рассчитана на 1 час в неделю для младших школьников и на 0,5 часа для старших дошкольников.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного (7-11 лет) возраста, принятых в группу ЛФК без специально отбора на основе желания ребенка. Программа разработана с учетом психических и физических особенностей детей разного возраста.
В старшем дошкольном возрасте невроз может возникнуть из-за перемены домашней обстановки что приводит к перегрузке психики, при этом есть вероятность заработать невротическое состояние. К примеру, если избалованный пребыванием мамы ребенок, вынужден длительно и часто ждать ее. Перегрузка так же может зависеть от темперамента воспитания, например, скачки от строгости к дурачеству. От таких скачков у ребенка не закрепляется тормозной процесс, и возникает патологическая тормозимость. Очень плохо сказывается нервное отношение матери и отца к ребенку, например, скачки от жесткости к нежности; неравное отношение к детям в кругу семьи; перехваливание.
Профилактика появления патологических симптомов еще в раннем детстве, а затем купирование отклонений в поведении ребенка впоследствии могут помочь устранить развитие неврозов в более старшем возрасте.
В младшем школьном возрасте наблюдается в основном 2 вида этой патологии— навязчивые страхи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но некоторые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В образовании страхов доминирует запугивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к навязчивому страху. Так, ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, начинает панически бояться поезда, испугать, ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.
Профилактика неврозов у детей данного возраста заключается в формировании механизмов психической саморегуляции.
Учебная занятость.
Занятия проводятся по группам, сформированным без дополнительного отбора. Содержание программного материала состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений: упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; специальные упражнения для глаз; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата, упражнения для профилактики неврозов.
На первоначальном этапе программа занятий состоит из простых упражнений, не требующих больших мышечных усилий и повышенной концентрации внимания. В дальнейшем нагрузка постепенно увеличивается. Все упражнения выполняются спокойно и неторопливо. Сперва сеансы продолжаются по 10-15 минут, а затем — по 35-45 минут.
Группа считается сформированной при наличии в ней не более 10 человек, так как по разным причинам в течение первого семестра происходит нормальный для дополнительного образования отсев детей, которые более не могут или не хотят заниматься.
Учебная деятельность
Занятия программы - получение знаний и навыков в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе занятий. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем подготовки и дети с физическими недостатками, сколиоз, плоскостопие. Форма обучения в группе – очная.
Программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования воспитанников:
• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
• содействие личностному самоопределению детей, их самореализации и развития;
• развитие и реализация интеллектуального потенциала;
• сохранение и охрана здоровья воспитанников.
1.2. Цели и задачи программы
Цель:
Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление профилактики неврозов с помощью освоенных способов и умений.
Задачи:
В области ЛФК:
• Общее укрепление организма.
• Организация активного отдыха, как отвлечение от болезненного состояния.
• Развитие правильной оценки собственных сил и возможностей.
• Улучшение работоспособности.
В области воспитания:
• Воспитание действий в коллективе
• Воспитание навыка преодоление трудностей на основе укрепления воли к победе.
• Развитие чувства гармонии, чувства ритма;
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Учебно-тематический для детей старшего дошкольного возраста
№ п/п Название разделов, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1. Инструктаж по охране труда.
Вводное занятие.
Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
2. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
3. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
4. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы и лёжа на животе.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
5. Обучение правильному дыханию.
Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.
Упражнения для профилактики неврозов.
0,5 - 0,5 Гимнастика
6. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
7. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
8. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
9. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.
0,5 - 0,5 Гимнастика
10. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
11. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
12. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
13. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
14. Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
0,5 - 0,5 Гимнастика
15. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы, лёжа на животе и спине.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
16. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
17. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
18. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
19. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
20. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
21. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
22. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
23. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
24. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
25. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов.
0,5 - 0,5 Гимнастика
26. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
27. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
28. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
29. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
30. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
31. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
32. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Гимнастика
33. Итоговое занятие.
Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Наблюдение
34. Итоговое занятие.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.
Упражнения для профилактики неврозов. 0,5 - 0,5 Наблюдение
Итого 17 - 17
Учебно-тематический план для детей младшего школьного возраста
№ п/п Название разделов, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1. Инструктаж по охране труда.
Вводное занятие.
Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
2. Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
3. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
4. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы и лёжа на животе.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
5. Обучение правильному дыханию.
Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника.
Упражнения для профилактики неврозов.
1 - 1 Гимнастика
6. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
7. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
8. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
9. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.
1 - 1 Гимнастика
10. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
11. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
12. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
13. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
14. Обучение правильному дыханию: брюшному, грудному, полному.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
1 - 1 Гимнастика
15. Упражнения Хатха – йоги: стоячие позы, лёжа на животе и спине.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
16. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
17. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
18. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
19. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
20. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
21. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
22. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
23. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
24. Комплекс упражнений от плоскостопия.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
25. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов.
1 - 1 Гимнастика
26. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
27. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
28. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
29. Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
30. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
31. Оздоровительная гимнастика Хатха-йога, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
32. Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Гимнастика
33. Итоговое занятие.
Комплекс упражнений от плоскостопия, дыхательная гимнастика.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Наблюдение
34. Итоговое занятие.
Упражнения для развития силы мышц спины: динамические и статические.
Оздоровительная гимнастика Хатха-йога. Упражнения для глаз.
Упражнения для профилактики неврозов. 1 - 1 Наблюдение
Итого 34 - 34
1.4. Планируемые результаты
Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы