Людмила Панченко
Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.
Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 158»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область
На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта на занятиях с логопедом не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное участие родителей в качестве помощника логопеда в их общей работе. Взаимодействие, сотрудничество, доверительность – вот необходимое взаимоотношение между логопедом и семьёй воспитанника.
Публикация «Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Многие из родителей не имеют элементарных представлений о том, как помочь ребёнку. Поэтому вопрос вооружения родителей коррекционно-логопедической компетентностью весьма актуален. Логопедическая компетентность родителей детей, имеющих речевые нарушения,— это целая структура, включающая следующие компоненты:
1) мотивационную направленность, предполагающую адекватное отношение к речевой патологии ребёнка, к работе по её преодолению и устойчивые внутренние мотивы взаимодействия с логопедом;
2) наличие основных логопедических знаний о специфике речевого нарушения у ребёнка, видение сущности логопедической работы;
3) наличие совокупности умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия с логопедом;
4) способность родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком.
Выделяют три уровня коррекционно-логопедической компетентности родите-лей. Высокий уровень характеризуется чётким осознанным пониманием целей и задач логопедической работы, сформированной мотивацией взаимодействовать с логопедом, хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, умением организовать своего ребёнка для проведения занятий и проконтролировать результативность совместной работы. Этот уровень коррекционно-логопедической компетентности требует от родителей хорошего владения основными приёмами, упражнениями и методическими правилами для проведения занятий в домашних условиях.
Средний уровень отмечается у родителей, которые недостаточно понимают сущность, цели и задачи логопедической помощи ребёнку со стороны специалиста. Такие родители, уступая просьбам логопеда, могут иногда устраивать домашние занятия с ребёнком, формируя при этом нерегулярный, непоследовательный и бессистемный подход к коррекции речевого дефекта. Причём многие родители признают нецелесообразность своего отношения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.
Низкий уровень логопедической компетентности родителей характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе. Их ожидания и надежды связаны только с работой логопеда. Как следствие у таких родителей полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению речевых нарушений, фактическое отсутствие осведомлённости в правилах организации и осуществления домашних занятий с ребёнком.
Одна из важных задач логопеда сформировать у родителей адекватное отношение к речевым проблемам ребёнка, вооружить необходимыми знаниями и умениями, сделать родителей своими союзниками, решающими общие задачи, и помощниками во взаимосвязанной работе. Работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.
Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое, во-первых, позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, что необходимо для построения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому родителю. Во-вторых, анкетирование позволяет выявить педагогическую осведомленность родителей.
Первоначальное анкетирование показало, что у большинства родителей низкий уровень педагогической компетентности. Всех родителей мы условно разделили на четыре группы:
1) первая группа (25%) : родители речевой дефект не замечают;
2) вторая группа (27%) : родители замечают речевые нарушения, но не при-дают им серьёзного значения;
3) третья группа (44%) : родители выражают беспокойство из-за речевого дефекта ребёнка, пытаются понять суть проблемы, но им не хватает элементарной педагогической грамотности;
4) четвертая группа (4%) : родители достаточно компетентны, как правило, это те родители, старшие дети которых уже занимались с логопедом.
Большинство из родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слова. Часто родители озабочены лишь поступлением ребенка в логопедическую группу, снимая с себя всю ответственность за речевое развитие ребёнка. Некоторые не пытаются поддерживать тесную взаимосвязь с логопедом, не видят смысла в выполнении домашних заданий с детьми.
Следовательно, необходимо привлечь внимание родителей к проблеме ребёнка, проводить просветительскую работу, научить заниматься с ребёнком дома. Учитывая принадлежность каждого из родителей к определённой группе, используя индивидуально-личностный подход, необходимо рационально спланировать работу на учебный год.
Система работы логопеда с семьей
1. Анкетирование родителей.
2. Просветительство родителей.
3. Обучение практическим умениям.
4. Вовлечение в образовательный процесс.
Все практикуемые формы работы с родителями мы распределили, используя следующую классификацию.
Формы работы логопеда с родителями
1. Информационно-аналитические: собрания, ежедневные беседы, консультации, конференции, диспуты.
2. Познавательные: «Мамина школа», «Логопедическая мастерская», семинар-практикум, Дни открытых дверей, вечер для родителей, деловая игра.
3. Досуговые: КВН, показ видеосъёмки занятия, тематические выставки, посиделки, праздники.
4. Наглядно-информационные: ширмы, информационные папки, листовки, памятки для родителей.
Все эти виды работы с родителями объединяются в два направления: теоретическая информированность и формирование практических умений, навыков. В совокупности со сформированной мотивацией они способствуют вовлечению родителей в коррекционно-логопедическую работу.
В последние годы наблюдается увеличение количества детей с нарушениями ре-
чи. Современным семьям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребёнка. Однако, как трудно бывает заинтересовать современных молодых родителей и озадачить их речевыми проблемами ребёнка. Необходима оптимизация форм работы логопеда с семьёй воспитанников. В своей практике мы отказались от «сухих» консультаций.
В нашем ДОУ работает «Логопедическая мастерская», где в форме организаци-онно-деятельностных игр родители учатся практически организовывать занятия с ребёнком в домашних условиях.
Поиск наиболее эффективных форм привёл нас к созданию консультаций на электронных носителях в виде видеофильмов. Их можно просмотреть на домашнем компьютере в удобное время.
Мы создаём электронные домашние задания от логопеда для совместного занятия взрослого с ребёнком. Такие инновационные пособия заинтересовали и детей, и родителей.
Используем созданное педагогами пособие «Чудо – дерево звуков», способствующее активизации внимания родителей к динамике речевого развития ребёнка.
Периодически совместно с родителями мы анализируем эффективность коррекционной работы с ребёнком, а также её продолжительность по времени. Анализ проводим в зависимости от степени участия родителей. Выясняется, что чем добросовестнее работают родители по заданиям логопеда, тем положительнее результаты и короче время, затраченное на их достижение. Именно с этой целью — улучшить результаты преодоления речевого нарушения у ребёнка и ускорить их приближение, – мы стараемся повышать уровень логопедической компетентности у родителей и стимулировать их активность в совместной коррекционно-логопедической работе.