Получи документы

Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения

Людмила Панченко
Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 158»,

г. Новокузнецк, Кемеровская область

На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта на занятиях с логопедом не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное участие родителей в качестве помощника логопеда в их общей работе. Взаимодействие, сотрудничество, доверительность – вот необходимое взаимоотношение между логопедом и семьёй воспитанника.

Публикация «Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах

Многие из родителей не имеют элементарных представлений о том, как помочь ребёнку. Поэтому вопрос вооружения родителей коррекционно-логопедической компетентностью весьма актуален. Логопедическая компетентность родителей детей, имеющих речевые нарушения,— это целая структура, включающая следующие компоненты:

1) мотивационную направленность, предполагающую адекватное отношение к речевой патологии ребёнка, к работе по её преодолению и устойчивые внутренние мотивы взаимодействия с логопедом;

2) наличие основных логопедических знаний о специфике речевого нарушения у ребёнка, видение сущности логопедической работы;

3) наличие совокупности умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия с логопедом;

4) способность родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком.

Выделяют три уровня коррекционно-логопедической компетентности родите-лей. Высокий уровень характеризуется чётким осознанным пониманием целей и задач логопедической работы, сформированной мотивацией взаимодействовать с логопедом, хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, умением организовать своего ребёнка для проведения занятий и проконтролировать результативность совместной работы. Этот уровень коррекционно-логопедической компетентности требует от родителей хорошего владения основными приёмами, упражнениями и методическими правилами для проведения занятий в домашних условиях.

Средний уровень отмечается у родителей, которые недостаточно понимают сущность, цели и задачи логопедической помощи ребёнку со стороны специалиста. Такие родители, уступая просьбам логопеда, могут иногда устраивать домашние занятия с ребёнком, формируя при этом нерегулярный, непоследовательный и бессистемный подход к коррекции речевого дефекта. Причём многие родители признают нецелесообразность своего отношения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень логопедической компетентности родителей характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе. Их ожидания и надежды связаны только с работой логопеда. Как следствие у таких родителей полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению речевых нарушений, фактическое отсутствие осведомлённости в правилах организации и осуществления домашних занятий с ребёнком.

Одна из важных задач логопеда сформировать у родителей адекватное отношение к речевым проблемам ребёнка, вооружить необходимыми знаниями и умениями, сделать родителей своими союзниками, решающими общие задачи, и помощниками во взаимосвязанной работе. Работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.

Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое, во-первых, позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, что необходимо для построения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому родителю. Во-вторых, анкетирование позволяет выявить педагогическую осведомленность родителей.

Первоначальное анкетирование показало, что у большинства родителей низкий уровень педагогической компетентности. Всех родителей мы условно разделили на четыре группы:

1) первая группа (25%) : родители речевой дефект не замечают;

2) вторая группа (27%) : родители замечают речевые нарушения, но не при-дают им серьёзного значения;

3) третья группа (44%) : родители выражают беспокойство из-за речевого дефекта ребёнка, пытаются понять суть проблемы, но им не хватает элементарной педагогической грамотности;

4) четвертая группа (4%) : родители достаточно компетентны, как правило, это те родители, старшие дети которых уже занимались с логопедом.

Большинство из родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слова. Часто родители озабочены лишь поступлением ребенка в логопедическую группу, снимая с себя всю ответственность за речевое развитие ребёнка. Некоторые не пытаются поддерживать тесную взаимосвязь с логопедом, не видят смысла в выполнении домашних заданий с детьми.

Следовательно, необходимо привлечь внимание родителей к проблеме ребёнка, проводить просветительскую работу, научить заниматься с ребёнком дома. Учитывая принадлежность каждого из родителей к определённой группе, используя индивидуально-личностный подход, необходимо рационально спланировать работу на учебный год.

Система работы логопеда с семьей

1. Анкетирование родителей.

2. Просветительство родителей.

3. Обучение практическим умениям.

4. Вовлечение в образовательный процесс.

Все практикуемые формы работы с родителями мы распределили, используя следующую классификацию.

Формы работы логопеда с родителями

1. Информационно-аналитические: собрания, ежедневные беседы, консультации, конференции, диспуты.

2. Познавательные: «Мамина школа», «Логопедическая мастерская», семинар-практикум, Дни открытых дверей, вечер для родителей, деловая игра.

3. Досуговые: КВН, показ видеосъёмки занятия, тематические выставки, посиделки, праздники.

4. Наглядно-информационные: ширмы, информационные папки, листовки, памятки для родителей.

Все эти виды работы с родителями объединяются в два направления: теоретическая информированность и формирование практических умений, навыков. В совокупности со сформированной мотивацией они способствуют вовлечению родителей в коррекционно-логопедическую работу.

В последние годы наблюдается увеличение количества детей с нарушениями ре-

чи. Современным семьям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребёнка. Однако, как трудно бывает заинтересовать современных молодых родителей и озадачить их речевыми проблемами ребёнка. Необходима оптимизация форм работы логопеда с семьёй воспитанников. В своей практике мы отказались от «сухих» консультаций.

В нашем ДОУ работает «Логопедическая мастерская», где в форме организаци-онно-деятельностных игр родители учатся практически организовывать занятия с ребёнком в домашних условиях.

Поиск наиболее эффективных форм привёл нас к созданию консультаций на электронных носителях в виде видеофильмов. Их можно просмотреть на домашнем компьютере в удобное время.

Мы создаём электронные домашние задания от логопеда для совместного занятия взрослого с ребёнком. Такие инновационные пособия заинтересовали и детей, и родителей.

Используем созданное педагогами пособие «Чудо – дерево звуков», способствующее активизации внимания родителей к динамике речевого развития ребёнка.

Периодически совместно с родителями мы анализируем эффективность коррекционной работы с ребёнком, а также её продолжительность по времени. Анализ проводим в зависимости от степени участия родителей. Выясняется, что чем добросовестнее работают родители по заданиям логопеда, тем положительнее результаты и короче время, затраченное на их достижение. Именно с этой целью — улучшить результаты преодоления речевого нарушения у ребёнка и ускорить их приближение, – мы стараемся повышать уровень логопедической компетентности у родителей и стимулировать их активность в совместной коррекционно-логопедической работе.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Что же такое взаимодействие и что под этим словом.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников План работы с родителями (законными представителями).

Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС. Слайд 1: «Организация взаимодействия ДОО с родителями в.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников посредством инновационных форм сотрудничества.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников (2 слайд) Актуальность Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют.

План взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной группе ДОУ План взаимодействия с родителями на 2016-2017 год Месяц Формы работы Тематика наглядной информации Сентябрь Совместное оформление.

Рекомендации по планированию и организации новых форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ «Работаем с родителями воспитанников ДОУ" Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении.

Семинар для воспитателей по теме «Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников» «Организация совместной работы педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников» Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут.

Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Детский сад №41 город Орел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 04:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Панченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД