Ирина Посух
Домашние задания для работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Овощи»
1. Родителям рекомендуется :
рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет);
совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.
Публикация «Домашние задания для работы с родителями» размещена в разделах
3. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору, по следующему плану:
- что это?
- где растет?
- какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер?
- какой на вкус?
- что из него готовят?
Тема «Фрукты»
1. Родителям рекомендуется :
рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
обратить внимание на характерные признаки фруктов: форму, цвет, вкус;
по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах и журналах.
3. Составить описательные рассказы о фруктах по следующему плану:
- что это?
- где растет?
- какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер?
- какой на вкус?
- что из него готовят?
4. Отгадать описательную загадку:
Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный.
(Яблоко)
Тема «Осень. Осенняя одежда, обувь,
головные уборы»
1. Родителям рекомендуется :
рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;
во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;
в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы.
2. Отгадать загадки и выучить по выбору.
- Меня часто зовут, дожидаются,
а приду- от меня укрываются. (дождь)
- Из-под крыши крыша под дождик вышла. (зонт)
3. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
Тема «Домашние птицы»
1. Родителям рекомендуется :
рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица-петух-цыплята, утка-селезень-утята, гусыня-
гусь- гусята, индюшка-индюк-индюшата);
объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;
закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;
уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо, как за ними ухаживает человек;
рассказать о профессии птичницы;
по возможности рассмотреть этих птиц в природе.
2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
- Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. (курица)
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу. (петух)
3. Составить описательный рассказ о домашней птице по
следующему плану:
- кто это?
- какие повадки?
- каков внешний вид?
- кто у этой птицы детеныши?
- чем питается?
- какую пользу приносит?
Тема «Перелетные птицы»
1. Родителям рекомендуется :
познакомить ребенка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой;
рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки;
объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;
по возможности во время прогулок показать детям перелетных птиц- стаю улетающих уток, гусей и т. д. ;
обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать, на погоду, на её изменения.
2. Выучить считалку:
- Начинается считалка: на дубу- скворец и галка.
Улетел домой скворец, и считалочке конец.
4. Прочитать ребенку стихотворение и обсудить его.
Осень.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Тема «Игрушки»
1. Родителям рекомендуется :
рассмотреть с ребенком несколько игрушек;
определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);
отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);
провести беседу с ребенком о бережном отношении к игрушкам;
в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.
2. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему
плану:
- что это?
- каков её внешний вид?
- из какого материала сделана?
- как с ней можно играть?
3. Подобрать действия к предмету: мяч – летит, прыгает,
скачет, падает…; кукла - … ; матрешка - … .
Тема «Зимующие птицы»
1. Родителям рекомендуется :
пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу,
чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимую-
щих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку,
сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание
ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не уле-
тают на зиму, а остаются зимовать;
рассказать, где они живут и чем питаются;
обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто приле-
тают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребен-
ком.
2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и
журналах.
3. Отгадать загадки (выучить стихи и загадки по выбору).
- Хоть я не молоток- по дереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
(Дятел)
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут её … (Сорока).
- Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
- Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!
И вдруг вспорхнули яблоки- ведь это… (Снегири).
Тема «Зимние забавы»
1. Родителям рекомендуется :
спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;
в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.
2. Отгадать загадки:
- Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?
(Лыжник)
- Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)
- Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры- помчались с горы. (Санки)
- Меня не растили- из снега слепили.
Вместо носа вставили морковку,
Глаза –угольки, губы-сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)
3. «Какие виды спорта ты знаешь? Что нужно этим
спортсменам?»
4. Дидактическая игра «Исправь ошибку»(на логическое
мышление).
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи.
Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч,
лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в
хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
5. Упражнение на координацию речи с движением.
Мы слепили снежный ком, ушки сделали потом.
Вместо глаз- угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой: и с хвостом и с головой.
За усы не тяни- из соломинки они!
Длинные, блестящие, точно настоящие!
(ребенок имитирует лепку зайчика из снега).
Тема «Новый год»
1. Родителям рекомендуется :
побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка,
рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку; вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.
2. Упражнение для пальчиков.
Елка быстро получается, если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними, пальчики ты разведи.
(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставить вперед. Локотки к телу не прижимать.)
3. Пересказать рассказ.
Ёлка.
Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята
украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка
была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг
елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!
Тема «Зимняя одежда, обувь,
головные уборы. Ателье»
1. Родителям рекомендуется :
напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель);рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении;обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;
во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;в качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.
2. Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.
3. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду, обувь и головные уборы.
4. Упражнение для пальчиков.
Маша варежку надела: Сжать пальцы в кулачок
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал Все пальцы разжать,
в свой домишко не попал» кроме одного.
Маша варежку сняла: Разогнуть оставшийся
«Поглядите-ка, нашла! согнутым палец.
Ищешь, ищешь и найдешь, Сжать пальцы
Здравствуй, пальчик, в кулачок.
как живешь?»
Тема «Домашние животные»
1. Родителям рекомендуется :
показать ребенку (по возможности живых) домашних
животных- кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы:
почему не слышно, когда ходит кошка,для чего у лошади
на ногах копыта, зачем корове рога и т. д. ;
поговорить о том, чем они питаются, какую пользу
приносят людям, почему они называются домашними;
прочитать стихи и рассказы о домашних животных;
рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.
2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
- Му-му-му, молока кому? (Корова)
- Идет, идет, бородой трясет, травки просит:
«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне» (Коза)
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
- Спереди-пятачок, сзади-крючок, посредине-спинка,
а на ней щетинка. (Свинья)
- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)
- Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)
3. Составить описательный рассказ о домашнем животном
по плану.
- кто это?
- где живет?
- каков внешний вид?
- какие имеет повадки?
- чем питается?
- какую пользу приносит?
- кто у него детеныши?
Тема «Дикие животные наших лесов»
1. Родителям рекомендуется :
рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов- зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;
отметить их внешние признаки;
рассказать о том, где они живут, чем питаются;
закрепить в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;
в качестве экскурсии посетить зоопарк.
2. Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в
словообразовании)
папа-медведь,мама-медведица,детеныш (и)-медвежонок (медвежата);
папа-волк,папа-заяц, папа-еж, папа-лис…
3. Дидактическая игра «Кто где живет?» (употребление имени-
тельного падежа существительных).
- В норе живет (кто)- лиса.
- В берлоге- …
- В дупле-…
3. Составить описательный рассказ о диком животном нашего
леса (по выбору) по плану.
- кто это?
- где живет?
- каков внешний вид?
- какое у него жилище?
- чем питается?
- кто у него детеныши?
Тема «Наша пища. Труд повара. Посуда»
1. Родителям рекомендуется :
Рассмотреть вместе с ребенком посуду- кухонную, чайную, столовую; закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение; показать ребенку продукты, из которых готовится пища; закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д., названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребенка: «Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?» Затем необходимо выяснить какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную); показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте); рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят еду и из которой едят; сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие, обратив внимание на то, что посуда может биться; в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.
2. Составить предложение с предлогом в, упражнять в слово-
образовании.
- В какую посуду кладут (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, масло?
- Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку?
- Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник?
3. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по
образцу:
Соль кладут в пюре, а сахар- в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар)
В стакане кефир, а в чашке- кофе. (Какой напиток в какой посуде)
4. Объяснить ребенку значение сложных слов «картофеле-
Чистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».
Тема «Транспорт»
1. Родителям рекомендуется :
вместе с ребенком рекомендуется понаблюдать на улице за
движением различного транспорта;
познакомить его с такими видами транспорта, как наземный,
воздушный, водный, подземный, железнодорожный;
побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил
дорожного движения, а так же о профессии шофера;
для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном
движении задать следующие вопросы : какие машины перевозят
грузы? Какие людей? На какой свет светофора можно перехо-
дить улицу?
2. Подобрать действия к предметам.
Поезд (что делает)-, самолет (что делает)-, пароход
(что делает)-…
3. Выучить стихотворение по выбору
Шофер.
На нитке машину гулять поведу.
На нитке домой я её приведу.
Почищу ей кузов, кабину, мотор-
Машину беречь должен каждый шофер.
Самолет.
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Тема «Зима»
1. Родителям рекомендуется :
побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
вспомнить названия зимующих птиц, зверей наших лесов, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы, что удобнее сделать во время прогулки в парке, и назвать зимнюю одежду. Возвратившись домой, провести беседу о веселом празднике, который отмечают зимой, о том, какие зимние забавы и развлечения ребенок знает.
2. Дидактическая игра «Подбери признак» : наступает (что)-,
валит, свищет, бушует, кружится, замерзает, блестит, лепят… .
3. Назвать зимнюю одежду.
4. Назвать зимующих птиц. Как люди помогают птицам зимовать?
5. Рассказать о том, как звери наших лесов зимуют.
6. Назвать зимние забавы.
Тема «Ранняя весна»
1. Родителям рекомендуется :
поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;
во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной;
назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц- март;
понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.
2. Прочитать и обсудить стихотворения, выучить по выбору.
Март- и день прибавился, март- и снег убавился.
Уходи, мороз, март весну принес.
К нам грачи летят, и ручьи звенят!
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?
Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
3. Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы?
Объяснить ребенку значение словосочетаний: набухают почки, теплые страны, вить гнезда.
Тема «Мамин праздник. Женские профессии»
1. Родителям рекомендуется :
рассказать ребенку о празднике 8-е марта- кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»;
научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду;
побеседовать с ребенком о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача;
объяснить ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.
2. «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из
личного опыта ребенка).
3. Дидактическая игра «Назови ласково» : мама- мамочка,
мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя).
4. Выучить стихотворения.
Доктора не бойтесь, дети!
Он добрее всех на свете!
С ним давно знакома я-
Это мамочка моя!
Папа маме торт принес, бабушке- конфеты.
И игрушек целый воз- для сестренки Светы.
И обидно стало мне, младшему братишке,
Что у нас в календаре нету дня мальчишки.
Тема «Моя семья»
1. Родителям рекомендуется :
поговорить с ребенком о семье ( получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший)
предложить назвать ребенку фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
2. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочинен-
ного предложения с союзом а) :
Папа- сын (папа старше, а сын младше, папа- дедушка, дядя- племянник, внук- дедушка.
3. Ответить на вопросы (употребление родительного падежа
имен существительных)
У кого глаза добрые? (у бабушки). У кого руки сильные? У кого руки ласковые…
4. Упражнение для пальчиков.
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка.
Ну а это я.
Вот и вся моя семья!
Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы,
Начиная с большого. Сжать руку в кулак несколько раз.
Тема «Перелетные птицы»
1. Родителям рекомендуется :
познакомить ребенка с перелетными птицами (скворцом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижом, жаворонком, грачом);
рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудить внешний вид и отличительные признаки;
рассказать, откуда эти птицы к нам прилетели;
во время прогулок научить ребенка узнавать грача и скворца;
учить ребенка бережному отношению к живой природе;
обратить внимание на сезонные изменения в природе.
2. «Подскажи словечко»
На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его- (скворец)
3. Пересказать рассказ «Предвестники весны» по вопросам.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Вопросы: Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?
Объяснить ребенку выражение «Предвестники весны».
Тема «Мебель»
1. Родителям рекомендуется :
рассмотреть с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;
назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, внешние признаки (цвет, форму, материал из которого она изготовлена;
объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;
рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, журнальный, шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды, большие и маленькие стулья, табуретки;
рассмотреть мебель в кукольном уголке;
попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; сколько ножек у стола, из чего сделан стол, какой формы крышка у стола;
вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин.
2. Логические упражнения.
Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
3. Выполнить действия с предметами по указанию взрослого
(понимание предложных конструкций).
Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом, поднять мяч над стулом.
Тема «Насекомые»
1. Родителям рекомендуется :
в парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара, паука;
рассказать ребенку о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе;
объяснить, что муха – вредное насекомое.
2. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и
и обсудить их внешний вид.
3. Упражнение на координацию речи с движением.
4.
Вот какая стрекоза - Руки в стороны, затем
Очень круглые глаза круговые движения кулаков
на уровне глаз.
Вертится как вертолет: Руки в стороны, движения
Вправо, влево, взад, вперед вокруг своей оси, затем
руки на пояс, наклоны.
Поднимайте плечики, Энергичные движения
Прыгайте, кузнечики плечами, приседания,
Прыг-скок, прыг-скок. прыжки на месте.
Сели, сели, травку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!