Виктория Каргина
Долгосрочный тематический, информационно-творческий проект в группе старшего дошкольного возраста на тему «Малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнил: воспитатель Каргина В. Б.
Тип проекта : тематический, информационно-творческий.
Вид проекта : групповой, долгосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители. Социальные партнеры:
- краеведческий музей;
- Детская библиотека
Продолжительность: 01.09.2023 - 24.05.2024 г. (долгосрочный)
Актуальность:
Публикация «Долгосрочный тематический, информационно-творческий проект в группе старшего дошкольного возраста на тему „Малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет :
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Цель: Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
• Задачи проекта : воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
• расширять представления о городах России;
• знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Гипотеза:
Реализация проекта «Растим патриотов» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Ожидаемый результат: Наличие у детей знаний об истории возникновения города Пролетарска, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Донского края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма
Принципы:
- принцип индивидуальности (учитывать желание и интересы каждого ребенка);
- принцип цикличности и систематичности (постепенное усвоение материала);
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи);
- принцип доступности (соответствие уровню социального, психического и физического развития ребенка, его возможностями и способностям);
- принцип социализации ребенка (дошкольник постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, способствующую обогащению эмоционально-волевой сферы и формированию межличностных отношений и организационных умений).
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• Непосредственная образовательная деятельность;
• Совместная деятельность детей и педагогов;
• Экскурсия;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Слушание музыки;
• Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и
коммуникативные)
• Презентации
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• Непосредственная образовательная деятельность;
• Совместная деятельность детей и педагогов;
• Экскурсия;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Слушание музыки;
• Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и
коммуникативные)
• Презентации
Формы взаимодействия с детьми:
-Непосредственная образовательная деятельность
-Совместная деятельность детей и педагогов
-экскурсия
- Чтение художественной литературы
-Беседы, ситуативные разговоры
- Слушание музыки
- Игры (дидактические,подвижные,ролевые,хороводные. коммуникативные)
- Презентации
Формы взаимодействия с родителями :
-Консультации по проблемам патриотического воспитания детей.
Сотворчество детей и родителей
Формы взаимодействия с родителями :
• Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• Сотворчество детей и родителей
Формы взаимодействия с родителями :
• Консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
• Сотворчество детей и родителей.
Итог проекта : выставка рисунков, «Казаки защитники», «День России», «Экскурсия в детскую библиотеку».
Формы реализации проекта :
1. НОД.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6. Продуктивная деятельность.
7. Исследовательская деятельность.
8. Досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта :
I подготовительный этап:
• Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
• Разработка плана работы по реализации проекта;
• Внесение циклов проекта в перспективный план работы.
II основной этап реализации проекта осуществляется по перспективному плану
III завершающий этап
Экскурсия в детскую библиотеку
Выставка рисунков: «Казаки защитники», «Моя родина Россия».
Квест-игра «Традиционные казачьи ремёсла и промыслы»
Этапы реализации проекта
№п/п Название мероприятия Цель
I этап. Подготовительный
Воспитатели:
Сбор и анализ литературы по данной теме;
Разработка плана реализации проекта;
Подборка иллюстративного материала;
Подборка стихотворений, загадок, по теме проекта;
Подготовка материала для изобразительной
деятельности; Подготовка к реализации проекта, создание не обходимых условий.
Определение уровня знаний детей по теме проекта.
Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.
С родителями :
Объявлен конкурс рисунков на тему : «Казаки защитники», «Моя родина Россия», «Традиционные казачьи ремёсла и промыслы»
Приобщение родителей к
Анкетирование родителей : «Казачьему
роду – нет переводу».
Цель: выявление семей, причастных к
казачьему роду, их отношения к
православию, осведомленности о
традициях предков.
Привлечение родителей к сбору
краеведческого и познавательного
материала для пополнения экспозиции
мини – музея культуры и быта.
Участие родителей в составлении
генеалогического древа своей семьи,
придумывание герба и девиза семьи.
Консультация для родителей : «Традиции
казачества в воспитании казачат».
Консультация для родителей :
«Патриотическое воспитание
дошкольников средствами казачьего
фольклора» Консультация для родителей :
«Растим детей патриотами». Консультация
для родителей : «Без прошлого нет
будущего». Приобщение родителей в работе над проектом.
II этап. Реализация проекта
1 Беседа «Донской говор».
Цель: сформировать представление о том,
что каждый народ имеет свой язык;
познакомить с донским говором. Беседа «Что мы родиной зовём?»
- Викторина «Велика страна»
- Вечер чтецов «Лучше нет родного края»
Беседа «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества» Воспитывать у детей уважение и заботу, оказывать бережное отношение, Формировать нравственное отношения к природе родного края и чувства патриотизма
Беседа : «Символы России»
2 Музыкальное развлечение «Казачьи песни
слушать, что мед ложкой кушать».
Цель: познакомить детей с особенностями
казачьей песни, учить отличать ее от
других песен; воспитывать любовь к
народному творчеству Досуг «Игры
донских казачат».
Цель: сформировать представление об
играх и развлечениях донских казачат.
Досуг : «День России» Развивать мыслительную
деятельность детей, знакомить с донскими традициями
3 А. Барто «На заставе»
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие» Д. Габе «Моя семья».
П. Воронько «Мальчик Помогай»
Я Сегель «Как я был мамой»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»
М. Родина «мамины руки»
М. Ю. Лермонтов «Родина»
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»
С. Михалков «Моя улица»Развивать интерес к литературным произведениям;развивать речь,внимание.
4 Загадывание загадок о родном крае, и предметах быта на дону. Развивать интерес к литературным произведениям;
развивать речь, внимание.
5 Изобразительная деятельность:
Рисование «Казачок с казачкой».
Цель: закрепить знания детей об одежде
казака и казачки. Вызвать у детей желание передавать образ в рисунке казака и казачки
Викторина «Донской
край».
Цель: закрепить знания детей о Донском
крае; развивать интеллектуальные
способности детей, внимание, память,
речь.
Рисование Флаг России
Рисование «Берёза» Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»
Участие в областной акции «Письмо солдату»
6. Подвижные игры: «Заря-заряница», «Папаха», «Кувшинчики», «Казак», «В кругу». Развивать быстрату,ловкость, координацию движения у детей. Каргина В. Б.
III этап. Заключительный
7. Экскурсия в детскую библиотеку, Квест-игра: «традиционные казачьи промыслы и ремёсла»
Фотовыставка
Вывод:
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Используемая литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. А. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
2. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
3. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
4. С. А. Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
5. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» М. Просвещение. 1984г.
6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М. Сфера 2003г.
7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова, 2008 г. Издательство: АЙРИС-пресс.
8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез, 2014 г.
9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005 г.
10. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М. : Мозаика-Синтез, 2013г.
11. Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детейстарших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4.
12. Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
13. Гризик Т. Проект. Расскажем детям о войне. // Дошкольное воспитание, 2014 г., №10, С. 10.
14. Гриценко З. Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание 2015 г. №1. С. 4.