Любовь Клисун
Долгосрочный проект в средней группе «Замечательные свойства пластилина»
Я леплю из пластилина
Домик, на крыльце - кота.
Получается картина -
Ах, какая красота!
Н. Суховейко
Введение
Мой проект носит практический характер и состоит из трё х этапов: подготовительного, основного, заключительного.
Проблема: Отсутствие интереса к пластилину, слабая моторика рук у детей.
Тип проекта : Познавательно- творческий.
Сроки проекта : (долгосрочный) с 20.07.20 по 20.08.20
Актуальность:
Публикация «Долгосрочный проект в средней группе „Замечательные свойства пластилина“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, ему всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.
Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем развивает художественные навыки, а также умения изготавливать оригинальные и незатейливые вещи.
Тема моей творческой работы будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес и приносит удовлетворение результатами труда. Материалы, информация моего проекта имеют практическую значимость, их можно использовать не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.
Мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Я уже умею лепить всевозможные фигуры: людей, зверей, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина.
Цель: изучение свойств пластилина, освоение работы с пластилином в технике «пластилиновая живопись».
Чтобы достичь этой цели, нужно решить следующие задачи:
• выяснить, что такое пластилин?
• выяснить, кто придумал пластилин?
• выяснить, что можно делать с пластилином?
• пополнить свою «копилку» новыми поделками.
Объект исследования: пластилин
Гипотеза проекта :
Работа с пластилином – это творческий поиск, и я думаю, что каждый может научиться создавать поделки из пластилина и добиваться все более совершенных результатов.
Методы исследования:
1. Изучение источников информации по данной теме.
2. Изучение в Интернет-ресурсах технологии «пластилиновая живопись».
План работы:
1. Изучить литературу по теме.
2. Определение цели и задач.
3. Формирование гипотезы.
4. Выбор методик исследования.
5. Оформление теоретической части работы.
I. Подготовительный этап
1.1 Что такое пластилин?
Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plasts, что означает лепной. Материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска и других веществ.
1.2Какой бывает пластилин?
Сейчас на прилавках магазинов можно найти пластилины даже самых необычных оттенков и видов. В мире существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:
обычный детский, профессиональный скульптурный, арт-пластилин, детский отскакивающий пластилин, шариковый, застывающий, «умный пластилин»,
Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Я сравнила свойства глины и пластилина :
1. Глина - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.
2. Глина – крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
3. Глина – теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина – срок годности не ограничен.
4. Глина - бесцветный материал, а пластилин – цветной.
5. Глина – сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.
6. Глина - могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин – экологически истый, безвредный.
Секреты пластилина. Это – пластичность; вязкость, «прилипчивость»; цветность. Каким должен быть хороший пластилин :
• легко разрезаться пластмассовым ножичком;
• быстро согреваться в руках и становиться мягким;
• не крошиться, но и не размазываться;
• не таять;
• легко отмываться с рук теплой водой.
II. Основной этап
2.1. Исследование
Что такое пластилин знает каждый. Но, оказывается, пластилином можно не только лепить, но и раскрашивать. Эта техника называется раскрашивание (заполнение пластилином поверхность с изображением на листе картона, при помощи растирания пластилина руками) «пластилинография». Итак, что же необходимо для создания пластилинового рисунка?
• Яркий, качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.
• Доска для лепки, салфетки для рук, стеки.
• Маркер или карандаш для нанесения рисунка.
2.2. Разработка идеи
К вам в руки попал пластилин? У вас есть масса вариантов! Вот несколько идей:
1. Можно слепить различные овощи, фрукты и другие продукты.
2. Можно слепить различных животных. Например: ежик, улитка и др.
3. Если намазать пластилин на небольшую баночку, то получится замечательная ваза.
4. Можно слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить все это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.
5. Слепить героев какой-нибудь сказки и разыграть представление.
6. Картины из пластилина и подручных средств. Облепить листок картона пластилином. Дальше можно в меру своей фантазии выкладывать на нем рисунки из гречки, риса, гороха, фасоли, семечек, макарон, ракушек, камней, бусинок, блесток или кусочков бумаги.
2.3. Материалы, инструменты
Для изготовления выбранных нами подделок (аппликаций) понадобятся следующие:
материалы:
1. Цветной картон;
2. Пластилин разных цветов
3. инструменты и приспособления:
1. стека;
2. клеёнка или доска для лепки;
3. карандаш, ластик.
Мои советы: Различные оттенки пластилина можно получить путем смешивания различных цветов (бежевый цвет для личика и грудки мы получили, смешав белый, коричневый и желтый).
2.4. Организация рабочего места, правила безопасной работы.
Для изготовления пластилинографии я подготовил рабочее место. Положила перед собой на стол доску для лепки, выше пластилин, слева картон, справа карандаш, стеку, ластик. Во время выполнения изделия нужно соблюдать следующие правила безопасной работы:
• чтобы пластилин не прилипал - перед работой смочить руки и доску для лепки водой;
• после работы тщательно вытереть руки сухой тряпочкой и вымыть теплой водой с мылом.
Структура проекта :
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.
№ ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети :
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями:
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Реализация проекта :
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином : потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.
Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Большой уклон в данном проекте был сделан именно на пластилинографию, так как данная техника в лепке была освоена с детьми впервые. Именно она была менее обделена вниманием и интересом со стороны ребят. И мы осваивали ее, при этом выполняя ряд поделок:
• Пластилинография «Кораблик».
• Пластилинография «Яблоко».
Но также мы не забывали и про традиционную лепку и слепили множество фигур:
• Лепка «Улитка».
• Лепка «Грибочек».
И не менее интересное занятие при помощи пластилина,- аппликации с его использованием. Ребятами средней группы была выполнена «Медуза». При помощи белого картона, цветной бумаги и пластилина, который украшал морских обитателей в виде «Щупалец».
• Аппликация «Медуза»
Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов
Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.
Организация и развитие предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появятся веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебныецветы которые украсят интерьер группы. Эти поделки будут привлекать внимание детей, и побуждать их высказывать свои эмоции, чувства. Во время занятий по пластилинографии лучше, если дети будут работать за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.