Лидия Васильевна Прохорова
Долгосрочный проект по экологическому развитию дошкольников «Краски природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Краски природы»
Автор проекта : Прохорова Лидия Васильевна
Природа подражает искусству.
Она способна продемонстрировать
лишь те эффекты, которые нам уже знакомы
благодаря поэзии или живописи.
Вот в чем секрет очарования природы
К. Д. Ушинский
Проблема: Взаимоотношения человека и природы. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.
Актуальность
Темочки:
Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром. Испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении, формируются в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Цель: развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей через изобразительную деятельность.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать начала экологической культуры, сохранять и беречь природу.
- Совершенствовать у воспитанников умения воспринимать красоту явлений, объектов живой и неживой природы, развивать потребность в наслаждении ее красотой.
- Развивать у детей целостное представление картины мира.
Развивающая :
- Развивать познавательные способности по экологическому воспитанию через изодеятельность;
- Развивать возможность творческого самовыражения через продуктивную деятельность, отражая и преумножая красоту окружающей природы;
-Развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей.
-Развивать умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
-Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром.
Воспитательная:
- Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
Новизна проекта : проект тесно вплетё н в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительную деятельность, игровую, музыкальную. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и впечатлений в изобразительную деятельность, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Объект: дети среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Тип проекта : информационно-экспериментальный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный (1год).
В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).
Запланированный результат: Разработанная экологическая тропа, приведенная в порядок «лесная полянка», как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае. Совместная исследовательская и трудовая деятельность по экологическому воспитанию.
Возможные риски: Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Введение.
На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Наши педагоги уже много лет работают по методической теме «Формирование осознанно бережного отношения к природе родного края у детей дошкольного возраста».
Продолжением работы явилось организация территории детского сада, экологической тропы и «полянки» /место для проведения мероприятий нашей группы/. Разработка экомаршрутов: деревьев, кустов, цветов, расположенных на территории детского сада. Маршрут выбирался таким образом, чтобы показать многообразие растительного и по возможности животного мира.
Цель: Формирование у детей осознанно-бережного отношения к природе, понимание единства природы и человека с помощью экологического маршрута.
Задачи:
1. Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию;
2. Разработать экологический маршрут, как источник познавательной информации;
3. Познакомить с методами изучения природных объектов.
Экологический маршрут осуществляется под руководством воспитателя. Особенность экологического процесса заключается в том, чтобы ребенок в естественных условиях получил информацию о правилах поведения в природе, о многообразии природного мира родного края. Достигается это в ходе экскурсий, прогулок в лес, в сочетании разных видов деятельности /игровой, трудовой, исследовательской/ и в общении с взрослыми и сверстниками.
Экологический маршрут позволит детям почувствовать себя первооткрывателями и пропагандистами экологических знаний. Позволит приобрести такие ценные качества личности как – ответственность, доброта, сострадание.
Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы детского сада. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.
Правила поведения на маршруте:
• На маршруте можно смотреть, удивляться, получать новые знания и впечатления;
• Приветствуются на маршруте такие страны как «Тишина», «Внимательность», «Наблюдательность», «Спокойствие».
• На маршруте нельзя рвать, ломать, мусорить.
Начало маршрута /деревья/
1. Ива;
2. Дуб;
3. Ель;
4. Пихта;
5. Клен;
6. Береза;
7. Лиственница;
8. Туя.
Конец маршрута:
9. Сосна.
Начало маршрута /кусты/
1. Чубушник /жасмин/;
2. Спирея рябинолистная;
3. Сирень.
Конец маршрута:
4. Черная смородина.
Начало маршрута /полевые цветы/
1. Фиалка 3-х цветная;
2. Ландыш;
3. Одуванчик;
4. Гвоздика травянка;
5. Ромашка;
6. Пион;
7. Лютик едкий;
8. Клевер луговой;
9. Колокольчик.
Конец маршрута:
10. Василек.
При разработке педагогического процесса по формированию основ экологической культуры были учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному; от частного к общему.
Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению экологических навыков и умений. Знания о правилах поведения в природе помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей по отношению к природе, оказывают влияние на формирование осознанно – бережного отношения к растениям и животным. Формирование знаний – не самоцель в нашей работе главное – это формирование осознанно – бережного отношения ко всему, что окружает ребенка, это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.